Файл: профилактика ИСМП в акушерстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2021

Просмотров: 1916

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Данный раздел во многом основан на Национальной концепции профилактики инфекций, связанных

с оказанием медицинской помощи, и учебных материалах по подготовке тренеров проекта «Мать и дитя».

В Национальной концепции отмечается очевидная недостаточность существующих мер для каче-

ственной подготовки специалистов различного профиля. Персонал организаций здравоохранения, вне
зависимости от специальности и квалификации, должен иметь теоретическую и практическую подготовку
по вопросам профилактики ИСМП и постоянно повышать свой квалификационный уровень. Основные
составляющие и принципы системы обучения персонала организаций здравоохранения по вопросам
профилактики ИСМП:

модульный, ориентированный на различные категории персонала характер обучения;

дифференцированность с учетом характера выполняемых функций;

наличие кафедр, учебно-методических центров для обеспечения комплексности, преемственности
и регулярности обучения;

использование различных форм последипломного обучения: очного, заочного, дистанционного
и др.;

совершенствование информационного и методического обеспечения персонала учреждений
здравоохранения (справочники, базы данных, тематические журналы, информационные листки,
компьютерное обеспечение);

повышение мотивации медицинских кадров к созданию безопасных условий в лечебно-профи-
лактических учреждениях;

контроль качества обучения и аттестация.

Обязательное обучение сотрудников организации здравоохранения по вопросам профилактики

ИСМП проводится непосредственно после трудоустройства (по специально созданным учебным про-
граммам) и в дальнейшем на регулярной основе. Организации здравоохранения должны располагать
необходимыми силами и средствами для организации обучения персонала на современном педагоги-
ческом и методическом уровне по проблемам профилактики ИСМП как в самом учреждении, так и на
базе учреждений среднего, высшего медицинского и дополнительного профессионального образования. 

Для повышения эффективности обучения медицинского персонала важно, чтобы обучение было ин-

терактивным, проблемно-ориентированным и командным [19–21]. Совместные обсуждения и обучение
различных специалистов помогают лучше понять проблемы, стоящие перед учреждениями, и разрабо-
тать тактику системного подхода к организации профилактики и борьбы с ИСМП. На последипломном
уровне подготовки необходимо шире внедрять мультидисциплинарное обучение на циклах тематиче-
ского усовершенствования, посвященных проблемам профилактики ИСМП с привлечением специали-
стов разного профиля: эпидемиологов, дезинфектологов, гигиенистов, клиницистов, бактериологов,
клинических фармакологов и др.

В организации здравоохранения должны быть разработаны дифференцированные образовательные

программы для обучения специалистов разного профиля по проблемам профилактики ИСМП, учиты-
вающие специфические особенности данного учреждения (отделения). Обучение целесообразно сопро-
вождать входящим и итоговым тестовыми контролями, зачетами, использовать при обучении интерак-
тивные формы – семинары-тренинги, работу в малых группах, ролевые игры и др. Доказано, что, прини-
мая активное участие в процессе обучения, участники получают больше знаний [22–25]. Во время обуче-
ния важно использовать и сочетать различные педагогические методики [26]. 

На региональном уровне целесообразно создание учебных или образовательных центров по профи-

лактике ИСМП

Основной задачей центров является разработка и реализация дифференцированных об-

разовательных программ для специалистов разного профиля и различных категорий, проведение
элективных курсов для сотрудников учреждений здравоохранения по различным вопросам профилак-
тики ИСМП, подготовка методических и наглядных пособий. Для проведения интерактивных семинаров
необходимы квалифицированные подготовленные тренеры, не только владеющие знаниями по тематике
семинара, но и умеющие использовать методы интерактивного обучения. Другими важными качествами
преподавателя являются: умение сформировать хорошие отношения с аудиторией, энтузиазм, доступ-
ность и общительность, заинтересованность в мнении учащихся, организованность и приветливость [27]. 

Для эффективного обучения взрослому человеку необходимо:

осознать смысл и важность обучения;

быть уверенным в возможности овладения новыми знаниями и навыками, хотеть учиться;

быть убежденным в своевременности и актуальности обучения;

Раздел 10

171

Организация работы по профилактике ИСМП


background image

осознать цель обучения и понять возможности практического применения приобретаемых знаний
и навыков (как они сочетаются с прошлым опытом и как способствуют будущему развитию);

закрепить знания самостоятельными практическими действиями;

учиться под руководством авторитетного наставника, который с уважением относится к своему
ученику, оказывая ему значимую поддержку.

Обучение практикам, особенно инвазивных, должно проводиться с помощью манекенов (рис. 10.1).

Использование симуляционных тренажеров значительно улучшает практические навыки медицинских
работников, не нанося вреда пациентам [28, 29]. Переход от тренажеров к пациентам должен осуществ-
ляться под руководством наставников — более опытных сотрудников. Наставничество требует под-
держки руководителей ЛПО, признания частью рабочего времени и дополнительной нагрузкой
сотрудника.

Цикл обучения взрослых включает пять этапов (рис. 10.2).
1. В начале обучения нужно выяснить, что участники уже знают и умеют делать по данной теме, с по-

мощью обсуждения и упражнений.

2. Преподаватель дополняет уже имеющиеся у участников знания.
3. Преподаватель дает участникам возможность применить новые знания или навыки на практике в

ходе выполнения практического задания или дискуссии.

4. В конце занятия преподаватель оценивает, как участники усвоили изученный материал, с помощью

вопросов и заданий.

5. После окончания обучения участники должны применить полученные навыки в реальной жизни.

Рисунок 10.2. 

Цикл обучения взрослых

Обучению персонала обработке рук должно уделяться первостепенное внимание при рассмотрении

любой тематики профилактики ИСМП. Это подчеркивается в российских нормативных документах
(табл. 10.6).

Раздел 10

172

Организация работы по профилактике ИСМП

Рисунок 10.1. 

Использование манекенов 

в семинаре для неонатологов


background image

Таблица 10.6. 

Контроль выполнения

Комплексные обучающие программы для персонала способствуют лучшему выполнению требований,

предъявляемых к гигиене рук. Примером является Австралийская национальная инициатива по гигиене
рук, основанная на внедрении программы ВОЗ [30, 31]. Основные положения этой инициативы представ-
лены в табл. 10.7.

Таблица 10.7. 

Программа обучения медицинских работников обработке рук

Раздел 10

173

Организация работы по профилактике ИСМП

12.6. Алгоритмы/стандарты всех эпидемиологически значимых лечебных и диагностических манипуляций
должны включать в себя рекомендуемые средства и способы обработки рук при выполнении соответствующих
манипуляций.
12.7. Необходимо осуществлять постоянный контроль выполнения требований гигиены рук медицинскими ра-
ботниками и доводить эту информацию до сведения персонала с целью повышения качества медицинской по-
мощи.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».

Цель обучения

Внедрение эффективной обработки рук персонала:

до и после контакта с пациентом, его личными предметами;

после проведения медицинской манипуляции, контакта с биологическими жидко-
стями;

после снятия медицинских перчаток;

до и после контакта с медицинским оборудованием 

Выявленные 
барьеры

Результаты опроса медицинских работников показали, что, по их мнению:

средства для гигиены рук вызывают раздражение и сухость кожи;

большее внимание уделяется медицинской процедуре, чем обработке рук;

использование перчаток заменяет необходимость обработки рук;

имеется дефицит рабочего времени для обработки рук;

персонал не знает о существовании протокола по обработке рук;

бытует мнение, что «все так делают»;

персонал не верит в возможность распространения микроорганизмов через руки
персонала

Основные темы
обучения

ИСМП: определение.

Актуальность профилактики ИСМП.

Распространение инфекций в стационаре и роль медицинского персонала в пред-
упреждении ИСМП.

Значение правильной обработки рук для снижения заболеваемости ИСМП.

«5 правил гигиены рук» ВОЗ.

Технология обработки рук.

Использование антисептиков.

Обработка рук при оказании медицинской помощи

Формат занятий

Регулярные занятия с использованием презентаций и интерактивных методов.

Видеофильмы с демонстрацией обработки рук 

9

.

Онлайн-поддержка и консультирование с помощью интернет-сайта

Контроль

Контроль знаний и навыков до и после обучающей программы.

Контроль обработки рук всем персоналом с помощью наблюдения с использованием
контрольных листов. 

Опрос персонала и пациентов

Неформальная
поддержка

Собрания персонала с представлением результатов оценки.

Пропаганда правильной обработки рук с помощью визуальной поддерживающей ин-
формации – плакатов, наклеек, соревнования в коллективе и т. п.

Поддержка руководителей и других уважаемых в коллективе людей, которые повсе-
дневно демонстрируют правильную обработку рук

Вовлечение 
пациентов 

Информирование.

Получение отзывов.

Обучение.

Взаимодействие.

Информирование пациентов и лиц, осуществляющих за ними уход, о профилактике
ИСМП и изучение их мнения являются основополагающими для оказания безопасной
и эффективной медицинской помощи

9

ИЗС разработан обучающий видеоролик «Мытье рук». Информация на сайте ИЗС: www.ifhhealth.ru.


background image

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Согласно Национальной концепции заболеваемость работников организаций  здравоохранения ин-

фекционными болезнями существенно превышает таковую во многих отраслях промышленности и в
значительной степени определяется спецификой профессиональной деятельности. Это связано с нали-
чием в учреждениях здравоохранения большого числа источников возбудителей инфекции (больных и
носителей среди пациентов), необходимостью проведения множества инвазивных диагностических и
лечебных процедур, своеобразием микробного пейзажа, спецификой путей передачи возбудителей ин-
фекций. Имеет значение широкое применение в организациях здравоохранения антимикробных препа-
ратов (антибиотиков, дезинфектантов, антисептиков), цитостатиков, изменяющих биоценоз слизистых
оболочек и кожного покрова персонала и открывающих «входные ворота» для других микроорганизмов.
Заражение медицинских работников различными микроорганизмами, в том числе полирезистентными
штаммами, может являться причиной заболеваний и инвалидизации. Оптимизация принципов профи-
лактики ИСМП медицинского персонала предполагает:

организацию медицинских осмотров при приеме на работу и периодических осмотров медицин-
ского персонала;

выявление и учет случаев инфекционного заболевания, состояния носительства, интоксикации,
сенсибилизации организма, травм (микротравм), аварийных ситуаций с попаданием крови и био-
логических жидкостей на кожу и слизистые, организацию диспансерного наблюдения, в том числе
за носителями маркеров гемоконтактных инфекций;

наличие санитарно-бытовых помещений, организацию питания персонала;

организацию экстренной и плановой специфической и неспецифической профилактики инфек-
ционных заболеваний среди медицинского персонала;

соблюдение гигиенических требований по обработке рук;

обеспечение в соответствии с расчетной потребностью и обучение использованию средств инди-
видуальной защиты при уходе за больными;

разработку и применение эпидемиологически безопасных технологий выполнения лечебных и
диагностических процедур;

обучение медицинских работников эпидемиологии и профилактике ИСМП в разных типах орга-
низаций  здравоохранения.

Ответственность за обеспечение защиты персонала лежит на администрации ЛПО. Статья 212 Трудо-

вого кодекса РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 в редакции от 28.07.2012 № 136-ФЗ) налагает
обязанность на работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране
труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или
иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса
для принятия локальных нормативных актов, а также обеспечить наличие комплекта нормативных пра-
вовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Раздел Х Трудового кодекса РФ содержит подробные требования, которые должны быть отражены в По-
ложении об охране труда медработников:

Государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211 ТК РФ).

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ).

Обязанности работника в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ).

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
(ст. 220 ТК РФ).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК РФ).

Создание службы охраны труда в организации или комитета (комиссии) по охране труда (ст. 217—
218 ТК РФ).

Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда (ст. 225 ТК РФ).

Несчастные случаи на производстве (ст. 227—231 ТК РФ).

При трудоустройстве все медицинские работники должны быть ознакомлены с положением об охране

труда и существующими в ЛПО приказами, протоколами и инструкциями, получить консультирование
по вопросам профилактики профессионального инфицирования. Если в эти локальные нормативные
акты вносятся изменения, весь персонал должен быть своевременно о них проинформирован.

Раздел 10

174

Организация работы по профилактике ИСМП


background image

Охрана труда в контексте профилактики ИСМП включает следующие меры:

регулярную оценку состояния здоровья персонала;

обучение персонала безопасному обращению с острым инструментарием, безопасным практикам
и манипуляциям, сводящим к минимуму риск инфицирования;

обеспечение безопасными алгоритмами действий, в том числе при аварийной ситуации;

обеспечение рабочего места всем необходимым для профилактики ИСМП — средствами индиви-
дуальной защиты, инструментарием, оборудованием и инвентарем;

создание правил допуска и отстранения от работы в связи с наличием инфекционных заболева-
ний;

иммунизацию;

контроль за выполнением локальных нормативных актов, посвященных профилактике ИСМП, при-
казов, протоколов, инструкций со своевременным выявлением и оперативным реагированием на
нарушения профилактики ИСМП.

В обязанность медицинских работников входит выполнение конкретных мероприятий, направленных

на охрану труда. Эти обязанности должны быть отражены в трудовом соглашении и функциональных
обязанностях.

Медицинские осмотры персонала и вакцинация

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10, при приеме на работу в ЛПО все сотрудники должны сообщить ин-

формацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, представить медицинскую книжку и форму
156/у-93 «Сертификат о профилактических прививках», пройти медицинское обследование (табл. 10.8).
Следует также сообщить о наличии беременности и хронических заболеваний.

Таблица 10.8. 

Нормативные требования к медицинским осмотрам персонала

Руководителям ЛПО необходимо документально фиксировать предоставляемую информацию, вклю-

чая данные о перенесенных заболеваниях, лабораторно-инструментальных обследованиях, а также ин-
формацию о вакцинации с датой введения, номером партии и коммерческое названия вакцины.

Администрация ЛПО несет юридическую ответственность за соблюдение конфиденциальности

информации и защиту прав медицинских работников.

Нормативные требования к иммунопрофилактике инфекционных болезней, осуществляемой в целях

охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, устанав-
ливает Федеральный закон № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (табл. 10.9).

Таблица 10.9.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

Раздел 10

175

Организация работы по профилактике ИСМП

15.1. Персонал должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские
осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся
в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала
проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».

Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилакти-
ческих прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, зани-
мающихся частной медицинской практикой;

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических при-
вивок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных
организациях здравоохранения;