Файл: Права женщин в системе прав человека международный и национальный аспекты.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с общими для женщин развитых стран проблемами угрозы здоровью, жизни, ограничения на участие в общественной жизни, в России 90-х годов женщины поставлены ещё и перед необходимостью адаптации к принципиально новым условиям жизнедеятельности. Осуществляемые преобразования в перспективе открывают новые возможности для ускорения интеграции женщин в сферу экономики, политики и культуры, но могут послужить и источником обострения конфликта между основными ролями женщины: матери, домохозяйки, профессионального работника, экономически независимой и свободно развитой личности.

На всех этапах исторического развития женщины вносили свой трудовой вклад в благосостояние семьи, общины, нации, но их участие в общественном производстве стало особенно масштабным и всеохватывающим в ХХ столетии. Женщины стали основным источником прироста занятости во многих развитых странах. Так, в США с конца 40- х годов до начала 90- х на них приходилось 60% прироста числа занятых, что привело к принципиальному изменению гендерной структуры рабочей силы: на 100 занятых сейчас приходится 51 женщина (в конце прошлого столетия - 17). Особенностью роста занятости американок в последнее десятилетие является быстрое увеличение числа замужних женщин, участвующих в наемном труде.

Что касается одиноких, овдовевших и разведенных женщин, то в связи с необходимостью самообеспечения в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда, их характеризует также возрастающая активность как в поиске, так и в сохранении рабочего места. Наибольшую значимость от работы по найму, как правило, испытывают женщины, ставшие в результате участившихся разводов, внебрачной беременности и вдовства главами неполных семей. Именно они гораздо чаще, чем другие женщины, вынуждены соглашаться на физический труд.

Образовательная подготовка и оплата труда. Несмотря на более быстрый, чем среди мужчин, рост уровня образования, большинство женщин по-прежнему испытывают ограничения профессиональных возможностей и заняты на традиционно «женской» работе (учителя, младшие медработники и т.п.), как правило, менее оплачиваемой. По данным обследования Госкомстата России за октябрь 1993 г., например, на предприятиях черной металлургии, машиностроения, металлообработки, в учреждениях здравоохранения размеры месячной зарплаты мужчин были в полтора раза выше, чем женщин; на предприятиях нефтеперерабатывающей, текстильной промышленности, строительных организациях - в 1,3 раза. Даже имея диплом колледжа, женщина зачастую получает заработок меньший, чем мужчина, окончивший школу. Отношение заработной платы женщин к заработкам мужчин остается одним из самых дискриминационных не только в России, но и среди развитых стран (за исключением Японии). Однако важным фактором ослабления дискриминации женщин в оплате труда может стать возрастание их образовательного уровня, что повлечет за собой усиление позиций женщин на рынке труда и позволит им все чаще вторгаться в традиционно «мужские», более высокооплачиваемы сферы. В то же время некоторые факторы, способствующие росту трудовой занятости и укреплению позиций женщин в сфере труда, зачастую приводят к усилению их профессиональной сегрегации. Так, интенсивное развитие сферы услуг увеличивает использование труда женщин, одновременно ограничивая их деятельность весьма узким кругом профессий. Развитие новых видов деятельности, внедрение новых технологий и нетрадиционных форм организации труда позволяет шире использовать труд женщин, предоставляя им возможность работы на дому, неполный рабочий день, по гибкому графику. Но эти же факторы, ставшие поначалу весьма притягательными для женщин очень быстро обернулись для них лишением социальных льгот, страховых и прочих преимуществ, распространяющиеся на полный рабочий день, а для некоторых - и социальной изоляции.


Несмотря на запреты использования женского труда в ряде областей, считающихся особо вредными по медицинским соображениям, россиянки продолжают там работать, а так как запрет распространяется не только на занятость, но и на образование и профессиональную подготовку, позволяющую работать по этим специальностям, женщины работают здесь без соответствующей подготовки и квалификации и за меньшую зарплату.

В 70-80-е годы разработаны и приняты всеобъемлющие меры, которые создали для женщин множество «привилегий» и «льгот» в форме отпусков, пособий, а также ограничений занятости на вредных производствах реализовывались весьма избирательно, но само их существование способствовало удлинению естественных периодов прерывания занятости, ограничению трудовой мобильности, профессионального и квалификационного роста работающих женщин, а также снижению возможностей реализации уже полученных ими знаний и приобретению опыта. В условиях становления рынка труда эти льготы стали еще и препятствием для трудоустройства и сохранения места работы. Предприятиям, находящимся в стадии экономических преобразований, стало невыгодно, а зачастую просто не под силу брать на себя такую социальную ответственность.

Несмотря на особенно сложное положение, в котором находятся российские женщины, испытывающие специфические трудности в сфере труда, во многом повторяющие общемировые, и одновременно вынужденные адаптироваться к принципиально новым экономическим и социальным отношениям, усиливается ориентация россиянок на общественное производство.

Антидискриминационные и правоутвердительные действия в Росси дали, безусловно, положительные результаты, способствуя смягчению традиционных форм гендерного неравенства, но укоренившиеся подходы к общественной и экономической роли женщин изменить куда сложнее. Даже некоторые привилегии, разработанные, как думалось, во благо женщин, могут создать на практике опасность для действительного неравенства на рыке труда. Так что дискриминационная практика в отношении женского труда, имеющая столь длительную историю, претерпевая существенные ограничения, приобретает в новых условиях иные, гораздо более замаскированные формы.

Правовая защита граждан - важный элемент социальной политики, проводимой Европейским Союзом. Основой правовой защищенности женщин в ЕС являются провозглашение обязательности соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин, в первую очередь в области трудовых отношений, и законодательное закрепление этого принципа в праве ЕС.



Непосредственное отношение к правовому регулированию положения женщин в ЕС имеет Римский договор 1957 г. Он содержит специальную статью (ст. 1 19), определяющую правовой статус работающей женщины. Эта статья обязывает государства-члены ЕС гарантировать и соблюдать принцип, согласно которому мужчины и женщины должны получать равную оплату за равный труд. Включение данного принципа в Договор о создании Европейского Экономического Сообщества преследовало две цели. Во-первых, необходимо было поставить все государства в равные условия. Франция, например, уже имела к тому времени принцип равной оплаты женщин и мужчин за равную работу в своем законодательстве, а в правовых системах других государств-членов этот принцип закреплен не был. Во-вторых, включение названного принципа в Договор преследовало цель содействовать выполнению стоящей перед ЕЭС задачи социального характера - улучшению условий жизни и работы граждан, проживающих на территории Европейского Сообщества. Предусматривалось в течение периода до 1961 г. трансформировать принцип равной оплаты за равный труд женщин и мужчин в национальные законодательства всех государств-членов ЕС и соответственно начать его выполнение. Однако, несмотря на то, что эта дата несколько раз отодвигалась, не все государства к установленному первоначальному сроку смогли выполнить обязательства, предусмотренные Договором. Поэтому в 1972 г. Совет Европейских Сообществ принял Социальную программу, в которой еще раз подчеркивалась необходимость скорейшего применения в практике государств названного принципа. Приблизительно в то же время Суд Европейских Сообществ вынес ряд решений по делам, касающимся вопросов дискриминации по признаку пола. Это еще раз наглядно продемонстрировало всему Европейскому Сообществу, что правовая система, созданная Римским договором, является действующим механизмом.

Первое наиболее важное решение о применении ст. 119 Римского договора было вынесено Судом ЕС по делу "Дефренн против "Сабена'"". Мисс Дефренн - стюардесса бельгийской авиакомпании "Сабена" получала заработную плату в размере 80 фунтов в неделю, в то время как идентичная работа, выполняемая стюардом этой же авиакомпании, оплачивалась в размере 100 фунтов в неделю. Мисс Дефренн обратилась в бельгийский суд за возмещением убытков, поскольку считала, что в ее случае нарушен принцип, предусмотренный ст. 199. Бельгийский Суд по решению трудовых споров (Brussels Сош' du Trravail) запросил у Суда ЕС предварительное заключение о том, может ли истец ссылаться на упомянутую статью, и если может, то начиная с какого периода. Суд постановил, что ст. 119 Римского договора обладает свойством "прямого действия", а также подлежит принудительному исполнению как в национальных судах и арбитражах, так и в отношениях между государствами, частными компаниями и индивидами. Обязанность соблюдать принцип равной оплаты распространялась не только на государственные структуры, но и на частные компании, общественные организации, которые должны включать названный принцип как в индивидуальное, так и в коллективные трудовые договоры. Довольно трудно было прийти Суду к единому заключению по поводу того, с какого времени ст. 119 обладает "прямым действием". Обсуждались разные варианты. Предполагалось, например, чтобы для государств - основателей ЕС (Германия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург) такой срок мог бы начинаться с 1 января 1962 г., а для новых членов ЕС - со дня вступления в Европейское Сообщество.


Разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека - одно из важных достижений цивилизации. Современный период развития этой концепции начался, как известно, с принятия вскоре после окончания второй мировой войны Всеобщей декларации прав человека. Следующий важный шаг мирового сообщества в данном вопросе - одновременное принятие в 1966 г. двух Международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. Эти международные акты имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартию прав индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т. д.), долгие годы не только отрицался, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция.

В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировала эту Конвенцию в 1980 г.

Долгие годы отчеты России о выполнении требований этой Конвенции были делом не слишком трудным, поскольку дискриминация женщин не носила явного характера, a de jure законодательство страны в вопросе равноправия полов соответствовало международным стандартам. Ситуация в корне изменилась в связи с попытками перехода РФ к рыночным отношениям. В ходе проводимых реформ положение женщин стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, где они составляют примерно половину всех работающих. Среди безработных более 70% женщин. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30- 40 лет. Наряду с "феминизацией безработицы" происходит и "феминизация бедности", так как многие семьи в нынешних, экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи. Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил доступ граждан, в том числе женщин, к медицинскому обслуживанию, культуре, образованию. Сократилось число браков, резко снизилась рождаемость, по-прежнему велика младенческая и материнская смертность. Одновременно происходит "вымывание" женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, т. е. из тех органов, где формируется и осуществляется политика государства.


Между тем, согласно ст. 7 Конвенции ООН 1979 г., непременной обязанностью государств - участников является обеспечение равного с мужчинами участия женщин в принятии решений на всех уровнях государственного управления.

За последние годы существенно уточнялась и позиция мирового сообщества по вопросу о коллективных правах отдельных слоев и групп населения. На Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.) вопросы о правовом положении женщин и коренных малочисленных народов впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня. Получили они отражение и в Итоговом документе Конференции 2, в котором, в частности, указывается, что "права человека - женщин и девушек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, экономической и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества" (п. 9). Одновременно в этом документе перед государствами поставлена задача представлять в соответствующие органы ООН информацию о положения женщин не только de jure, но и de facto. В этих условиях становится неотложной разработка соответствующей требованиям международных стандартов долговременной стратегии в вопросе об обеспечении равноправия мужчин и женщин вообще и на переходный период в особенности. Разумеется, важную роль в этой стратегии должно играть право.

Как известно, в России проводится поэтапная конституционная реформа. Поэтому особую актуальность приобретают две первоочередные задачи в области конституционного законодательства:

) закрепление в Конституции адекватного международным стандартам положения о равноправии полов;

) обеспечение правовыми средствами надлежащего представительства женщин в законодательных и исполнительных органах страны.

На первый взгляд может показаться, что решить первую из этих задач крайне просто - стоит лишь в Конституции воспроизвести норму Всеобщей декларации прав человека о том, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого- либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и т. д." (ст. 2). Однако следует учитывать, что за прошедшие полвека с момента принятия Всеобщей декларации человечество шагнуло далеко вперед в .понимании подлинного равноправия мужчин и женщин и теперь речь должна идти не просто о конституционном закреплении равных прав и свобод мужчин и женщин, но и о конституционном провозглашении принципа равных возможностей их осуществления, что и сделано ныне по требованию женской общественности в ст. 19 Конституции РФ 1993 г.