Файл: Эффективность управленческих решений в организации (предприятии).docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.
1.2. Виды функциональной эффективности
Правомерно также оценивать эффективность выполнения определенных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работы отдельных подразделений аппарата управления). Для этого также используют ряд показателей, отражающих специфику деятельности каждой из управленческих функций.
Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (поставленных задач); по функциям организации — оснащение предприятия современными технологическими объектами, текучесть кадров; по функции мотивации—применяемые методы воздействия на коллектив (поощрение, наказание, их соотношение); по функции контроля — количество нарушений работы, технологическая дисциплина и др.
Оценка эффективности управления может проводиться за разные календарные периоды времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в сходных природных, географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности аппарата управления.
Изложено в подходе к оценке законной эффективности для характеристик эксплуатационных характеристик контрольного аппарата в целом, а также для оценки конкретных решений.
В первом случае эффективность отражает эффективность процесса управления, которая проявляется в совокупности принятых и реализованных решений за прошедший период. Во втором случае описанный метод оценки вполне подходит для оценки индивидуальных управленческих решений.
В этой связи, например, можно оценить эффективность стратегических решений. Согласно тактическим решениям, оценка эффективности невозможна в таком всеобъемлющем варианте, но допускает некоторое упрощение расчета.
Еще один подход к оценке эффективности управленческих решений, основанный на конкретных показателях объема и качественных показателях, также заслуживает внимания. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности коммерческой организации.
Отметим прежде всего исходные позиции методологического характера.
Во—первых, эффективность маркетинга проявляется в эффективности бизнес—решений, принимаемых на основе материалов мероприятий по изучению спроса. Эффективность мероприятий (проводимых в рамках принятия решения) соответствует измерению затрат на их организацию и осуществление и достигнутых результатов.
Во—вторых, правомерно использовать в
оценке понятие совокупного экономического эффекта, так как полученные результаты содержат долю труда работников различных специальностей (продавцов, продавцов и т.
В—третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению потребительского спроса, с другой — на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает в себя расчет социально—экономической эффективности.
В—четвертых, точный расчет эффективности принятия решений требует строгого учета доходов и расходов по различным группам товаров, что очень сложно. Поэтому рекомендуется использовать так называемые специфические показатели—прибыль за 1 млн руб. оборота и затраты на оборот за 1 млн акций (или за 1 тыс. руб. оборота затрат).
Эффект торговых решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в увеличении объема оборота, ускорении оборота и уменьшении объема запасов.
Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (от суммы реализованного наложения) и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, приведших к увеличению оборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основе оперативных бухгалтерских документов и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период.
Экономическая эффективность деятельности по изучению спроса также влияет на ускорение товарооборота.
Рассмотренные подходы раскрывают отдельные аспекты оценки эффективности управленческих решений, однако решение всей проблемы требует дальнейшего проведения научных исследований в области эффективности управления.13
1.3. Критерии и показатели эффективности управления
Для оценки экономических результатов управленческой или директивной деятельности используются соответствующие методы.
Экономисты выделяют следующие критерии эффективности управления организацией:
- организованность управленческих субъектов, а также полная обоснованность их деятельности;
- количество временных ресурсов, которые затрачиваются на решение тех или иных вопросов, находящихся в ведении менеджмента высшего звена;
- стиль управленческой деятельности; структура руководящих органов, а также отлаженность взаимосвязи между их различными звеньями;
- общие издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата. Любая организация стремится к получению максимальной выгоды.
Стоит отметить, что увеличение прибыли является одним из основных параметров, в соответствии с которым определяется эффективность управления. Критерии эффективности организации в данном контексте подразумевают конечный результат работы всего предприятия. Это связано с тем, что именно от качественной работы управленцев во многом зависит выполнение планов.
Критерии эффективности могут определяться и применяться в соответствии с несколькими основными подходами.
- Целевой подход, как становится понятно из названия, связан с оценкой степени достижения запланированного результата. При этом действие значительно усложняется, если предприятие не выпускает какую-либо осязаемую продукцию, а занимается, например, предоставлением разного рода услуг. Также речь может идти о пересекающихся целях. Также критерии оценки эффективности управления организацией достаточно часто представляют собой набор формальных целей, которые не отражают реального положения дел.
- Системный подход подразумевает рассмотрение управленческого процесса в качестве совокупности входа, непосредственной операции, а также выхода. При этом может рассматриваться менеджмент как наивысшего уровня, так и среднего. Чаще всего система рассматривается в контексте ее адаптации к внутренним и внешним условиям, которые непрерывно претерпевают изменения. Ни одна организация не может ограничиться только лишь выпуском продукции и предоставлением услуг, ведь она должна действовать в соответствии с условиями рынка.
- Многопараметрический подход направлен на то, чтобы охватить интересы всех групп, сформировавшихся в организации.
- Подход конкурирующих оценок позволяет использовать такие критерии эффективности управления предприятием, как система контроля, а также внутренние и внешние воздействия. При этом руководитель достаточно часто становится перед взаимоисключающим выбором.
Критерии эффективности управления персоналом включают в себя качество, своевременность, а также полноту выполнения тех или иных работ и достижения поставленных целей. Общий численный показатель, в соответствии с которым можно оценить результативность деятельности работников, представляет собой соотношение достигнутых показателей с затратами труда за определенный период.
Оценка эффективности управления персоналом обычно проводится для того, чтобы оценить целесообразность и обоснованность внедрения мотивационных механизмов или же произведения кадровых перестановок. При этом стоит учитывать, что затраты на персонал могут быть первостепенными (заработная плата) и второстепенными (социальное обслуживание и прочие затраты, предусмотренные на законодательном уровне).
Труд работников должен обеспечивать достижение поставленной цели. Критерии эффективности управления персоналом - это, в большинстве своем, удельные показатели, которые рассчитываются на единицу производственной мощности или же произведенной продукции.
Выделяют следующие критерии оценки эффективности системы управления:
- сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;
- скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;
- стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;
- издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;
- результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;
- оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия; численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников.
Стоит отметить, что результаты деятельности организации зависят не только от эффективности работы производственного персонала, но также и от того, насколько грамотно выстроена организационная структура. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам (используются критерии эффективности систем управления). цели критерии эффективности управления
Критерии и показатели оценки эффективности управления могут применяться в соответствии со следующими подходами:
- ориентация на определение первоначально поставленных задач с целью определения степени их выполнения;
- оценка эффективности управленческого аппарата, а также степень обеспеченности руководителей информационными и прочими ресурсами; оценка производимых продуктов или предоставляемых услуг с целью определения удовлетворенности конечного потребителя;
- привлечение профессиональных экспертов для выявления слабых и сильных мест функционирования организации;
- сравнительный анализ различных точек зрения менеджеров или систем управления; привлечение всех сторон и участников управленческого и производственного процесса к определению степени эффективности.
Оценочная деятельность может соответствовать одному из следующих видов: формирующая:
- определение несоответствия между желаемым и реальным положением дел;
- оценка производственного процесса с целью определения сильных и слабых сторон;
- оценка степени достижения поставленных целей. суммирующая: определение разновидностей продукции и услуг, которые приносят реальный экономический эффект с целью ликвидации нерациональных направлений;
- изучение изменения благосостояния сотрудников и клиентов в результате деятельности организации; оценка соотношения затрат к реально достигнутым экономическим результатам.
1.2. Виды функциональной эффективности
Правомерно также оценивать эффективность выполнения определенных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работы отдельных подразделений аппарата управления). Для этого также используют ряд показателей, отражающих специфику деятельности каждой из управленческих функций.
Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (поставленных задач); по функциям организации — оснащение предприятия современными технологическими объектами, текучесть кадров; по функции мотивации—применяемые методы воздействия на коллектив (поощрение, наказание, их соотношение); по функции контроля — количество нарушений работы, технологическая дисциплина и др.
Оценка эффективности управления может проводиться за разные календарные периоды времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в сходных природных, географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности аппарата управления.
Изложено в подходе к оценке законной эффективности для характеристик эксплуатационных характеристик контрольного аппарата в целом, а также для оценки конкретных решений.
В первом случае эффективность отражает эффективность процесса управления, которая проявляется в совокупности принятых и реализованных решений за прошедший период. Во втором случае описанный метод оценки вполне подходит для оценки индивидуальных управленческих решений.
В этой связи, например, можно оценить эффективность стратегических решений. Согласно тактическим решениям, оценка эффективности невозможна в таком всеобъемлющем варианте, но допускает некоторое упрощение расчета.
Еще один подход к оценке эффективности управленческих решений, основанный на конкретных показателях объема и качественных показателях, также заслуживает внимания. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности коммерческой организации.
Отметим прежде всего исходные позиции методологического характера.
Во—первых, эффективность маркетинга проявляется в эффективности бизнес—решений, принимаемых на основе материалов мероприятий по изучению спроса. Эффективность мероприятий (проводимых в рамках принятия решения) соответствует измерению затрат на их организацию и осуществление и достигнутых результатов.
Во—вторых, правомерно использовать в
оценке понятие совокупного экономического эффекта, так как полученные результаты содержат долю труда работников различных специальностей (продавцов, продавцов и т.
В—третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению потребительского спроса, с другой — на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает в себя расчет социально—экономической эффективности.
В—четвертых, точный расчет эффективности принятия решений требует строгого учета доходов и расходов по различным группам товаров, что очень сложно. Поэтому рекомендуется использовать так называемые специфические показатели—прибыль за 1 млн руб. оборота и затраты на оборот за 1 млн акций (или за 1 тыс. руб. оборота затрат).
Эффект торговых решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в увеличении объема оборота, ускорении оборота и уменьшении объема запасов.
Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (от суммы реализованного наложения) и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, приведших к увеличению оборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основе оперативных бухгалтерских документов и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период.
Экономическая эффективность деятельности по изучению спроса также влияет на ускорение товарооборота.
Рассмотренные подходы раскрывают отдельные аспекты оценки эффективности управленческих решений, однако решение всей проблемы требует дальнейшего проведения научных исследований в области эффективности управления.13
1.3. Критерии и показатели эффективности управления
Для оценки экономических результатов управленческой или директивной деятельности используются соответствующие методы.
-
Таким образом, критерии и показатели эффективности управления являются следующими: -
общее измерение эффективности управления (отношение прибыли за отчетный период к затратам на управление); -
отношение управленческого персонала (отношение числа старших руководителей к общему числу сотрудников, занятых в компании); -
отношение расходов на управление (отношение общих расходов организации к расходам на управление); -
соотношение между управленческими расходами и производством (натурой или количеством); -
эффективность совершенствования управления (экономический эффект за год делится на объем денежных средств, затраченных на управленческие мероприятия); -
ежегодное экономическое воздействие (разница между совокупной экономией за счет внедренных управленческих мероприятий и затратами, помноженными на отраслевой коэффициент). 14
Экономисты выделяют следующие критерии эффективности управления организацией:
- организованность управленческих субъектов, а также полная обоснованность их деятельности;
- количество временных ресурсов, которые затрачиваются на решение тех или иных вопросов, находящихся в ведении менеджмента высшего звена;
- стиль управленческой деятельности; структура руководящих органов, а также отлаженность взаимосвязи между их различными звеньями;
- общие издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата. Любая организация стремится к получению максимальной выгоды.
Стоит отметить, что увеличение прибыли является одним из основных параметров, в соответствии с которым определяется эффективность управления. Критерии эффективности организации в данном контексте подразумевают конечный результат работы всего предприятия. Это связано с тем, что именно от качественной работы управленцев во многом зависит выполнение планов.
Критерии эффективности могут определяться и применяться в соответствии с несколькими основными подходами.
- Целевой подход, как становится понятно из названия, связан с оценкой степени достижения запланированного результата. При этом действие значительно усложняется, если предприятие не выпускает какую-либо осязаемую продукцию, а занимается, например, предоставлением разного рода услуг. Также речь может идти о пересекающихся целях. Также критерии оценки эффективности управления организацией достаточно часто представляют собой набор формальных целей, которые не отражают реального положения дел.
- Системный подход подразумевает рассмотрение управленческого процесса в качестве совокупности входа, непосредственной операции, а также выхода. При этом может рассматриваться менеджмент как наивысшего уровня, так и среднего. Чаще всего система рассматривается в контексте ее адаптации к внутренним и внешним условиям, которые непрерывно претерпевают изменения. Ни одна организация не может ограничиться только лишь выпуском продукции и предоставлением услуг, ведь она должна действовать в соответствии с условиями рынка.
- Многопараметрический подход направлен на то, чтобы охватить интересы всех групп, сформировавшихся в организации.
- Подход конкурирующих оценок позволяет использовать такие критерии эффективности управления предприятием, как система контроля, а также внутренние и внешние воздействия. При этом руководитель достаточно часто становится перед взаимоисключающим выбором.
Критерии эффективности управления персоналом включают в себя качество, своевременность, а также полноту выполнения тех или иных работ и достижения поставленных целей. Общий численный показатель, в соответствии с которым можно оценить результативность деятельности работников, представляет собой соотношение достигнутых показателей с затратами труда за определенный период.
Оценка эффективности управления персоналом обычно проводится для того, чтобы оценить целесообразность и обоснованность внедрения мотивационных механизмов или же произведения кадровых перестановок. При этом стоит учитывать, что затраты на персонал могут быть первостепенными (заработная плата) и второстепенными (социальное обслуживание и прочие затраты, предусмотренные на законодательном уровне).
Труд работников должен обеспечивать достижение поставленной цели. Критерии эффективности управления персоналом - это, в большинстве своем, удельные показатели, которые рассчитываются на единицу производственной мощности или же произведенной продукции.
Выделяют следующие критерии оценки эффективности системы управления:
- сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;
- скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;
- стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;
- издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;
- результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;
- оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия; численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников.
Стоит отметить, что результаты деятельности организации зависят не только от эффективности работы производственного персонала, но также и от того, насколько грамотно выстроена организационная структура. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам (используются критерии эффективности систем управления). цели критерии эффективности управления
Критерии и показатели оценки эффективности управления могут применяться в соответствии со следующими подходами:
- ориентация на определение первоначально поставленных задач с целью определения степени их выполнения;
- оценка эффективности управленческого аппарата, а также степень обеспеченности руководителей информационными и прочими ресурсами; оценка производимых продуктов или предоставляемых услуг с целью определения удовлетворенности конечного потребителя;
- привлечение профессиональных экспертов для выявления слабых и сильных мест функционирования организации;
- сравнительный анализ различных точек зрения менеджеров или систем управления; привлечение всех сторон и участников управленческого и производственного процесса к определению степени эффективности.
Оценочная деятельность может соответствовать одному из следующих видов: формирующая:
- определение несоответствия между желаемым и реальным положением дел;
- оценка производственного процесса с целью определения сильных и слабых сторон;
- оценка степени достижения поставленных целей. суммирующая: определение разновидностей продукции и услуг, которые приносят реальный экономический эффект с целью ликвидации нерациональных направлений;
- изучение изменения благосостояния сотрудников и клиентов в результате деятельности организации; оценка соотношения затрат к реально достигнутым экономическим результатам.