ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 551

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

толпа

3 Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификацияпредставляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

.Структурирование и стратификация

Теория социальной стратификации П. Сорокина отлична от теории социального неравенства М. Вебера. Сорокин утверждает, что основными критериями социальной стратификации являются экономические, политические и профессиональные факторы, они и оформляют страты как специфические социальные группы в системе социального неравенства. Страты не являются закрытыми, существуют механизмы изменения системы стратификации. Основным таким механизмом является социальная мобильность.

Еще одной теорией социальной стратификации, разработанной в американской социологии ХХ века, является теория У.Уорнера. Она отлична от теорий М.Вебера и П.Сорокина, так как в ней экономический фактор имеет иное значение. Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» столкнулся с тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокого социального положения, престижа и признания со стороны других. Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии. В своей типологии классов он использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Л.Уорнер предпринял попытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик (Standard Index of Status Characterictics), в котором учитывались образование, место жительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать, каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Эти классификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимых в США.

Рабочий класс — социальный класс наёмных работников, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. В индустриальном обществе он составляет большинство населения.При этом, от собственно рабочего класса следует отличать всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности: (инженеры,бухгалтеры, секретари и т.д.), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг, которые образуют группу служащих. Некоторых работников сферы услуг, занимающихся физическим трудом, при этом обычно относят к рабочему классу (например, водителей иавтослесарей), тогда как других (например, официантов и домработниц) обычно к рабочему классу не относят. Рабочий класс в XX веке в капиталистических странах

Причины возникновения бедности

8. Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.

«Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой)

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому.

22 Массовое и элитарное образование . Согласно одному из вариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.

В качестве второго варианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».

Согласно третьей точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.


Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.

В целом элитарное образование отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови и кошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социуме средствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного для выходцев из низших социальных слоев.

Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.

25. Структура и функции семьи. Общение в семье. Семейные конфликты и возможности и х разрешения.

Семья представляет собой малую социальную группу общества, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. 

Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи (мужем и женой, родителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они служат укреплению семьи и определению ее места и роли в социальной структуре общества. Выделяют следующие функции современной семьи:

• сексуально-репродуктивную (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

• воспитательно-регулятивную (функция первичной социализации и социального контроля, эффективность которой зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата в ней);

• хозяйственно-экономическую (охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета и обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами существования);

• эмоционально-коммуникативную (формирование устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т.д.);

• рекреативно-досуговую (организация рационального досуга и отдыха, создание условий, способствующих улучшению здоровья и продолжительности жизни членов семьи и т.д.).

В зависимости от числа детей в семье, все семьи делятся на три типа:

• малодетные семьи (которые имеют 1-2 детей, что является очень «мало» с точки зрения простого воспроизводства населения);

• среднедетные семьи (в которых 3-4 ребенка, что является вполне достаточным для так называемого слегка расширенного воспроизводства населения);

• многодетные семьи (в которых 5 и более детей, т.е. намного больше, чем это нужно для замещения поколений).


Классификация конфликтов. 

I. По субъектам:

Супружеские

Весь спектр семейных конфликтов

 

Между родителями и детьми

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастной кризис

 

Между родственниками

Авторитетное вмешательство родителей

II. По источнику:

Ценностные

Наличие противоположных интересов, ценностей

 

Позиционные

Борьба за лидерство в семье, неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи

 

сексуальные

Психосексуальная несовместимость супругов

 

эмоциональные

Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны членов семьи)

 

Хозяйственно-экономические

Противоположные взгляды на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, тяжелое материальное положение семьи.

III. По поведению конфликтующих сторон

Открытые (корректный разговор, взаимное оскорбление, битье посуды)

Индивидуально-психические особенности членов семьи; уровень воспитания, содержание и причина конфликта.

 

Скрытые (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды, говорящие о несогласии)

 

__________//____________

 

Кризисные периоды в развитии семьи. 

1. Первый  год жизни. 30% разводов. Адаптация

2. Появление детей (серьезное испытание: уход за ребенком, его воспитание, ограничение общения, процесс его роста, интересов, усталость – сексуальная дисгармония). Конфликт по вопросам воспитания и т.д.

3. Средний супружеский возраст (10-15 лет совместной жизни) – насыщенность друг другом, появление дефицита чувств.

4. 18 – 24 лет супружеской жизни – усиление эмоциональной зависимости жены, ее переживания по поводу возможных измен мужа.

 

Предупреждения и разрешения семейных конфликтов

 Следует рассматривать, как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника.
Само –
Взаимопомощь –
Профессиональная помощь –

Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от супругов.
При этом следует иметь в виду, что некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить крупный конфликт.
Пути:
-         формирование психолого-педагогической культуры, знание основных семейных отношений;
-         воспитание детей с учетом их индивидуальных (психических и возрастных) особенностей; эмоциональных состояний;
-         организация семьи на ….. началах, формирование  семейных традиций, развитие в/помощи, в/ответственности, доверия и уважения;
-         формирование культуры общения.


Разрешение конфликтов - самое  благоприятное. Но могут быть и уход детей, лишение родительских прав.
 

Развод – особая форма разрешения супружеских конфликтов. Освобождение от накопившихся проблем, но решает интересы одной стороны, вызывает тяжелые нервно-психические переживания у другой.

27. Программа социологического исследования: понятие и структура.

Социологическое исследование – это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.

– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.

– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

– Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования – по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

– Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

– Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

– Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

1) Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

2) Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:


  • лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;


  • когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);


  • трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);


  • панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).



3. По масштабу исследования:

1) Локальные (определенный объект, район)

2) Региональные (область, несколько областей)

3) Отраслевые (преобладали в советской социологии)

4) Общегосударственные (общенациональные)

5) Международные

4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).
2. Программа и этапы социологического исследования
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Связан со сбором информации в зоне практических действий социолога– получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов или заключительный этап. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика

28. Основные методы сбора информации, их классификация. Методы сбора и методика обработки медико-социологической информации.

Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2, с. 450].