Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу». Если ребенок раскладывал без объяснений. То ему задавали вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»

Обработка данных: Подсчитывалось число верных ответов по каждой классификационной группе.

Высокий уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные и несущественные признаки, сгруппировал все предметы, все объяснял.

Средний уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные признаки предметов, допустил незначительные ошибки при группировке предметов, объяснил большинство выбранных предметов.

Низкий уровень- допустил большое количество ошибок при группировке предметов, не смог объяснить свои действия.

Задание 2. Для изучения логических рассуждений

«Нелепицы».

Материал: Картинки 15х15 см.

Процедура проведения: На картинках имеются несколько довольно нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинок, ребенок получал инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание: Обе части инструкции выполнялись последовательно. Сначала ребенок просто называл все нелепицы и указывал их на картинке; затем объяснял, как на самом деле должно быть. За 3 минуты ребенок должен был заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Обработка данных:

Высокий уровень –ребенок за 3 минуты заметил все 7 имеющихся нелепиц, все объяснил, что не так и что как должно быть на самом деле.

Средний уровень-заметил все нелепицы, но 3-4 –не успел объяснить или сказал как должно быть на самом деле.


Низкий уровень-за отведенное время не заметил 1-4 нелепицы, а до объяснений дело не дошло.

Задание 3. Для изучения мыслительной операции-обобщение

«Что лишнее».

Материал: 10 таблиц размером 15х15 см., разделенные на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета в таблице можно объединить по существенным признакам, а 4-й из них-лишний.

Процедура проведения: проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывали по одной таблице и говорили: «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4-й –лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?».

Обработка данных:

Высокий уровень-ребенок справился с задачей без дополнительных вопросов, дал правильный четкий ответ. Ему не задавали дополнительных вопросов.

Средний уровень-ребенок справился с задачей, дал правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал поправки, справился с задачей с помощью наводящих вопросов.

Низкий уровень-ребенок справился с задачей после наводящих вопросов, на которые давал сбивчивые односложные ответы, сделал более трех ошибок, не смог последовательно выделить существенные признаки, сделать обобщающие выводы.

Задание 4. Для изучения овладения действиями наглядно-образного мышления.

Методика «Лабиринты».

Материал: Карточки с изображение лабиринтов.

Процедура проведения: Ребенку предлагалась карточка с изображением лабиринта. Необходимо отыскать нужный путь в системе дорожек.

Обработка данных:

Высокий уровень-ребенок быстро находит нужный путь к предмету.

Средний уровень-ребенок со второй попытки находит нужную дорожку.

Низкий уровень-ребенок допускает много ошибок.

Задание 5. Для изучения сформированности логического мышления. «Рассели жильцов».

Материал: карточки 20х20 с изображенной на ней таблицей, с расположенными в определенной последовательности геометрическими фигурами.



Процедура проведения: Ребенку предлагали таблицу с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их необходимо было заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Обработка данных:

Высокий уровень-ребенок за 1 минуту устанавливает логический ряд и заполняет пустые квадраты.

Средний уровень- ребенок за 1-2 минуты устанавливает логический ряд, допуская дону ошибку.

Низкий уровень-ребенок не справляется с заданием, не видит логический ряд, не может его продолжить.

Задание 6. Для изучения уровня развития операции сравнение

«Сложи картинку».

Материал: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различными углами.

Процедура проведения: ребенку предлагали собрать из частей две картинки. Изображение не комментировалось. Ребенку говорили: «Видишь, картинка сломалась, почини её». Если ребенок допускал ошибку, его просили найти её и самостоятельно исправить.

Обработка данных:

Высокий уровень-обе картинки сложены правильно.

Средний уровень-только одна картинка сложена правильно.

Низкий уровень-обе картинки собраны неправильно.

Задание 7. Для изучения уровня развития операции анализ-синтез «Составь по образцу».

Материал: Счетные палочки, образец изображения предмета.

Процедура проведения: На столе перед ребенком выкладывали образец предмета и говорили: «Я сделала образец. Внимательно на него посмотри и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такой же». При ошибке предлагали ребенку самому найти её и самостоятельно исправить. При неполном исправлении ошибок, задавали наводящие вопросы.

Обработка данных:

Высокий уровень-образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их.

Средний уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксировал внимание на особенностях образца.


Низкий уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого.

Задание 8. Для изучение развития речи и способности к обобщению «Последовательность событий».

Материал: Три –четыре сюжетные картинки.

Процедура проведения: Ребенку предлагали три-четыре сюжетные картинки в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Задание состояло из двух частей:

1)выкладывание последовательности картинок;

2)составление устного рассказа по ним.

«Посмотри, пред тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Обработка данных:

Высокий уровень-ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выкладывает в правильной последовательности.

Средний уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.

Низкий уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов.