Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу». Если ребенок раскладывал без объяснений. То ему задавали вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»
Обработка данных: Подсчитывалось число верных ответов по каждой классификационной группе.
Высокий уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные и несущественные признаки, сгруппировал все предметы, все объяснял.
Средний уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные признаки предметов, допустил незначительные ошибки при группировке предметов, объяснил большинство выбранных предметов.
Низкий уровень- допустил большое количество ошибок при группировке предметов, не смог объяснить свои действия.
Задание 2. Для изучения логических рассуждений
«Нелепицы».
Материал: Картинки 15х15 см.
Процедура проведения: На картинках имеются несколько довольно нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинок, ребенок получал инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: Обе части инструкции выполнялись последовательно. Сначала ребенок просто называл все нелепицы и указывал их на картинке; затем объяснял, как на самом деле должно быть. За 3 минуты ребенок должен был заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Обработка данных:
Высокий уровень –ребенок за 3 минуты заметил все 7 имеющихся нелепиц, все объяснил, что не так и что как должно быть на самом деле.
Средний уровень-заметил все нелепицы, но 3-4 –не успел объяснить или сказал как должно быть на самом деле.
Низкий уровень-за отведенное время не заметил 1-4 нелепицы, а до объяснений дело не дошло.
Задание 3. Для изучения мыслительной операции-обобщение
«Что лишнее».
Материал: 10 таблиц размером 15х15 см., разделенные на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета в таблице можно объединить по существенным признакам, а 4-й из них-лишний.
Процедура проведения: проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывали по одной таблице и говорили: «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4-й –лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?».
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок справился с задачей без дополнительных вопросов, дал правильный четкий ответ. Ему не задавали дополнительных вопросов.
Средний уровень-ребенок справился с задачей, дал правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал поправки, справился с задачей с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень-ребенок справился с задачей после наводящих вопросов, на которые давал сбивчивые односложные ответы, сделал более трех ошибок, не смог последовательно выделить существенные признаки, сделать обобщающие выводы.
Задание 4. Для изучения овладения действиями наглядно-образного мышления.
Методика «Лабиринты».
Материал: Карточки с изображение лабиринтов.
Процедура проведения: Ребенку предлагалась карточка с изображением лабиринта. Необходимо отыскать нужный путь в системе дорожек.
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок быстро находит нужный путь к предмету.
Средний уровень-ребенок со второй попытки находит нужную дорожку.
Низкий уровень-ребенок допускает много ошибок.
Задание 5. Для изучения сформированности логического мышления. «Рассели жильцов».
Материал: карточки 20х20 с изображенной на ней таблицей, с расположенными в определенной последовательности геометрическими фигурами.
Процедура проведения: Ребенку предлагали таблицу с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их необходимо было заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок за 1 минуту устанавливает логический ряд и заполняет пустые квадраты.
Средний уровень- ребенок за 1-2 минуты устанавливает логический ряд, допуская дону ошибку.
Низкий уровень-ребенок не справляется с заданием, не видит логический ряд, не может его продолжить.
Задание 6. Для изучения уровня развития операции сравнение
«Сложи картинку».
Материал: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различными углами.
Процедура проведения: ребенку предлагали собрать из частей две картинки. Изображение не комментировалось. Ребенку говорили: «Видишь, картинка сломалась, почини её». Если ребенок допускал ошибку, его просили найти её и самостоятельно исправить.
Обработка данных:
Высокий уровень-обе картинки сложены правильно.
Средний уровень-только одна картинка сложена правильно.
Низкий уровень-обе картинки собраны неправильно.
Задание 7. Для изучения уровня развития операции анализ-синтез «Составь по образцу».
Материал: Счетные палочки, образец изображения предмета.
Процедура проведения: На столе перед ребенком выкладывали образец предмета и говорили: «Я сделала образец. Внимательно на него посмотри и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такой же». При ошибке предлагали ребенку самому найти её и самостоятельно исправить. При неполном исправлении ошибок, задавали наводящие вопросы.
Обработка данных:
Высокий уровень-образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их.
Средний уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксировал внимание на особенностях образца.
Низкий уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого.
Задание 8. Для изучение развития речи и способности к обобщению «Последовательность событий».
Материал: Три –четыре сюжетные картинки.
Процедура проведения: Ребенку предлагали три-четыре сюжетные картинки в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Задание состояло из двух частей:
1)выкладывание последовательности картинок;
2)составление устного рассказа по ним.
«Посмотри, пред тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выкладывает в правильной последовательности.
Средний уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов.
Обработка данных: Подсчитывалось число верных ответов по каждой классификационной группе.
Высокий уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные и несущественные признаки, сгруппировал все предметы, все объяснял.
Средний уровень-ребенок самостоятельно выделял существенные признаки предметов, допустил незначительные ошибки при группировке предметов, объяснил большинство выбранных предметов.
Низкий уровень- допустил большое количество ошибок при группировке предметов, не смог объяснить свои действия.
Задание 2. Для изучения логических рассуждений
«Нелепицы».
Материал: Картинки 15х15 см.
Процедура проведения: На картинках имеются несколько довольно нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинок, ребенок получал инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: Обе части инструкции выполнялись последовательно. Сначала ребенок просто называл все нелепицы и указывал их на картинке; затем объяснял, как на самом деле должно быть. За 3 минуты ребенок должен был заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Обработка данных:
Высокий уровень –ребенок за 3 минуты заметил все 7 имеющихся нелепиц, все объяснил, что не так и что как должно быть на самом деле.
Средний уровень-заметил все нелепицы, но 3-4 –не успел объяснить или сказал как должно быть на самом деле.
Низкий уровень-за отведенное время не заметил 1-4 нелепицы, а до объяснений дело не дошло.
Задание 3. Для изучения мыслительной операции-обобщение
«Что лишнее».
Материал: 10 таблиц размером 15х15 см., разделенные на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета в таблице можно объединить по существенным признакам, а 4-й из них-лишний.
Процедура проведения: проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывали по одной таблице и говорили: «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4-й –лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?».
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок справился с задачей без дополнительных вопросов, дал правильный четкий ответ. Ему не задавали дополнительных вопросов.
Средний уровень-ребенок справился с задачей, дал правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал поправки, справился с задачей с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень-ребенок справился с задачей после наводящих вопросов, на которые давал сбивчивые односложные ответы, сделал более трех ошибок, не смог последовательно выделить существенные признаки, сделать обобщающие выводы.
Задание 4. Для изучения овладения действиями наглядно-образного мышления.
Методика «Лабиринты».
Материал: Карточки с изображение лабиринтов.
Процедура проведения: Ребенку предлагалась карточка с изображением лабиринта. Необходимо отыскать нужный путь в системе дорожек.
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок быстро находит нужный путь к предмету.
Средний уровень-ребенок со второй попытки находит нужную дорожку.
Низкий уровень-ребенок допускает много ошибок.
Задание 5. Для изучения сформированности логического мышления. «Рассели жильцов».
Материал: карточки 20х20 с изображенной на ней таблицей, с расположенными в определенной последовательности геометрическими фигурами.
Процедура проведения: Ребенку предлагали таблицу с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их необходимо было заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок за 1 минуту устанавливает логический ряд и заполняет пустые квадраты.
Средний уровень- ребенок за 1-2 минуты устанавливает логический ряд, допуская дону ошибку.
Низкий уровень-ребенок не справляется с заданием, не видит логический ряд, не может его продолжить.
Задание 6. Для изучения уровня развития операции сравнение
«Сложи картинку».
Материал: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различными углами.
Процедура проведения: ребенку предлагали собрать из частей две картинки. Изображение не комментировалось. Ребенку говорили: «Видишь, картинка сломалась, почини её». Если ребенок допускал ошибку, его просили найти её и самостоятельно исправить.
Обработка данных:
Высокий уровень-обе картинки сложены правильно.
Средний уровень-только одна картинка сложена правильно.
Низкий уровень-обе картинки собраны неправильно.
Задание 7. Для изучения уровня развития операции анализ-синтез «Составь по образцу».
Материал: Счетные палочки, образец изображения предмета.
Процедура проведения: На столе перед ребенком выкладывали образец предмета и говорили: «Я сделала образец. Внимательно на него посмотри и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такой же». При ошибке предлагали ребенку самому найти её и самостоятельно исправить. При неполном исправлении ошибок, задавали наводящие вопросы.
Обработка данных:
Высокий уровень-образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их.
Средний уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксировал внимание на особенностях образца.
Низкий уровень-образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого.
Задание 8. Для изучение развития речи и способности к обобщению «Последовательность событий».
Материал: Три –четыре сюжетные картинки.
Процедура проведения: Ребенку предлагали три-четыре сюжетные картинки в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Задание состояло из двух частей:
1)выкладывание последовательности картинок;
2)составление устного рассказа по ним.
«Посмотри, пред тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Обработка данных:
Высокий уровень-ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выкладывает в правильной последовательности.
Средний уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень-ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов.