Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификацию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам.

В работах Х.М. Тёпленькой было установлено, что ребёнка 6-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

Обобщение- логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Для соблюдения правильности обобщения необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид.

Как отмечает В.В. Давыдов, формирование у старших дошкольников способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. [Давыдов, 2011] В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в дошкольном учреждении обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности, учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Изучение Ф. И. Фрадкиной формирования обобщений у до­школьников показало, что огромное значение для группировки предметов имеют те их признаки и связи, которые выявлены ре­бенком в его практическом опыте. [Фрадкина, 1999]

Дети 3-4 лет обобщают по случайным связям и по смежности; в 4-5 лет дети дошкольного возраста составляют обобщение-«коллекцию».

Только после 6 лет обобщения как «коллекция вещей» в жиз­ненной ситуации сменяются обобщениями по одной функции предметов, а затем обобщениями по материалу, из которого сде­ланы предметы, и лишь позднее по роду предметов.

Существуют сложные динамические отношения между выделением части и переходом к общему. Эта трудность наиболее отчетливо выступает у детей дошкольного возраста при необходимости раскрыть соподчинение разных, но однородных вещей, установить какую-то иерархию признаков.

Уровень обобщения, которого достигает трех-, шестилетний ребенок, непосредственно зависит:

а)от степени знакомства детей с многообразием предметов, включаемых в данную группу;


б)от знания слова, обобщающего все предметы, входящие в данную группу;

в)от формы требований, предъявленных к ребенку. Среди них особенно трудным оказывается требование определить понятие, т. е. ответить на вопрос «Что такое?». Требование объединить однородные предметы в группу является более легким для детей. Воспитанники 3-4 лет достаточно уверенно группируют однородные предметы.

Своеобразие мыслительного процесса, которое приводит детей младшего дошкольного возраста порой совершенно неожиданным для взрослого выводам и заключениям, объясняется, во-первых, отсутствием тех знаний, которые необходимы для установления действительно существенных связей между условиями или сторонами какого-то явления, и, во-вторых, неумением последовательно мыслить, то есть пользоваться определенной логически оправданной системой умственных действий.

Дети 3—4 лет с интересом воспринимают сюжет и проявляют заметную активность в действиях. Они устанавливают ассоциации по цвету, соотносят предметы по форме, размеру и цвету (одновременно), целенаправленно группируют (сортируют) предметы по ими же выделенным признакам. Детьми уже освоен один из приемов воссоздания целого из частей (зафиксировать одну из выбранных верно, а остальные передвигать относительно нее, добиваясь результата). Активность действий и их некоторое обоснование уже присущи детям этого возраста, поэтому
подготовка и разыгрывание ситуации осуществляются педагогом совместно с детьми.

Сюжетная линия остается приоритетной для взрослого. Дети слушают содержание сюжета, вступают в диалог с персонажами и выполняют практические действия. Это становится возможным лишь при условии наличия у детей некоторого опыта самостоятельного выполнения игровых действий и упражнений в рабочих тетрадях. Однако не все могут самостоятельно справиться с заданием. Некоторые дети с трудом соотносят разыгрываемый сюжет с изображением в тетради. В этих случаях необходим предварительный разговор с ребенком по содержанию рисунков. В процессе выполнения действий в рабочих тетрадях дети проводят линии, ставят значки, раскрашивают. При этом рекомендуется совместно с ребенком определить предмет раскрашивания, выбрать цвета. Следует использовать мягкие цветные карандаши, мелки, но не фломастеры.

Процесс выполнения практических действий ребенок сопровождает речью.



Дети среднего дошкольного возраста (4—5 лет) обладают определенной самостоятельностью, что позволяет им активно включаться в игровой сюжет и проявлять инициативу в разыгрывании сюжета.

Овладение детьми рядом простых действий (движение по лабиринту, сравнение двух-трех объектов, комбинаторные действия по правилам) позволяет взрослому уделить больше внимания более сложным действиям по воспроизведению количества, подбору логических пар, группировке, делению на равные группы.

Педагог стимулирует ребенка к достижению результата, привлекая его к диалогу, разговору о возможных путях развития сюжета. Так у детей начинает постепенно вырабатываться критическое отношение к своим действиям. Они замечают несоответствие между тем, что сделано ими, и тем, как должно быть, активно стремятся к осуществлению действий по правилам. При этом положительная оценка, эмоциональная поддержка со стороны педагога позволяют ребенку исправлять ошибки и не бояться экспериментировать.

Дети охотно делятся впечатлениями о только что выполненных игровых действиях, отражая при этом в речи как сущность действия («Кот укатил цветные клубочки. Их было пять. Здесь только три. Он укатил четвертый — я его нарисую и пятый тоже нарисую. Вот теперь их пять»), так и впечатления от него («Я помог бабушке — положил клубочки на место»).

Детей привлекает процесс раскрашивания предметов, составления аппликаций. Они избирательно относятся к подбору цветов, раскрашивают мелкие, декоративные детали рисунков, поэтому педагогам
не следует их торопить. Надо предоставить детям возможность получить удовольствие от достигнутого результата.

В возрасте 4—5 лет меняется отношение детей к оценке их деятельности взрослыми. Их не устраивает общая оценка. Дети ожидают оценки, основанной на собственном восприятии сюжета. Так, педагог может одобрить догадку ребенка, который быстрее всех и правильно справился с заданием. Подобная поддержка детей стимулирует необходимость включения в исследовательскую деятельность: искать способы, создавать ситуацию, исследовать и экспериментировать.


В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) уровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться в решение проблем. Они — полноправные участники создания обстановки: обсуждают возможные варианты подбора игрушек, изготовление необходимых пособий, предлагают
предметы-заместители. Дети этого возраста тяготеют к созданию сказочной обстановки, уютных уголков, неожиданных превращений, элементов приближения к реальным событиям. Педагог одобряет предложенные детьми другие варианты. Проверка их может быть проведена в другое время.

Дети 5—6 лет начинают прогнозировать цепочку необходимых действий и возможный результат, поэтому воспринимают приемы поддержки (совет, вопрос) как связующее звено сюжета. При этом педагогу следует сохранять линию сюжета. Необходимые действия желательно вводить от лица дополнительных персонажей.

Дети способны оценить степень сложности ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи. Предметом детских рассуждений становятся выход из противоречия, преодоление относительности, возможные варианты развертывания событий: «Что было бы, если...», «А если по-другому?», «Есть много вариантов».

Овладевая основными действиями — сравнением по наличию и отсутствию признаков, соотнесением, воссозданием целого из частей, сосчитыванием парами, — дети активно включаются в процесс моделирования, поиск закономерности и последовательности расположения и т. д., используя при этом предметно-схематические модели (циферблат часов, модель недели, года, концентрические круги, пирамиды из кругов и др.). Дети осваивают элементы кодирования, картографии. Они с увлечением отыскивают закономерности.

В подготовительной к школе группе (6—7 лет), как известно, детей интересуют учебные задания, поэтому игровая ситуация становится более краткой, содержит лишь эпизоды, раскрывающие сущность учебно-игрового действия.

Детям предоставляется возможность проявить сообразительность, творчество, поиск способа решения исходя из ситуации, не нарушая ее целостности. Из игровой ситуации ребенок извлекает в основном правило, по которому будет действовать. Игровая ситуация насыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.


Дети 6—7 лет усердно выполняют действия в рабочих тетрадях, ориентируясь на достижение непременно положительного результата. Например, в игровой ситуации «Гонки» сначала определяют цвет машины для каждого гонщика, что создает возможность предвидеть результат. Достижение результата влияет и на исход игровой ситуации.

Дети 6—7 лет осваивают действия по составлению числовых рядов из цветных счетных палочек Кюизенера, цифр; осуществляют уменьшение и увеличение чисел на 1—2, действия сложения и вычитания; составляют фигуры из частей; практически устанавливают симметрию (справа как слева).

Освоенные действия подводят детей к практическому выполнению и пониманию отношений подобия (соответствия, порядка следования, части и целого).

Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не столько каждой отдельной операцией, сколько общим способом умственной деятельности.

Многочисленные исследования А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Г.И. Минской показывают, что, если детей дошкольного возраста специально обучать, даже непродолжительное время, у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если детей старшего дошкольного возраста учить наблюдать и делать выводы, у них происходят значительные сдвиги в развитии и формировании логических приемов. [Люблинская, 2014]

Психологи отмечают, что в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше развивать логические операции. Усвоение логических приемов будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Даже после овладения логическим мышлением образное мышление нисколько не теряет своего значения.

1.2.Анализ комплексных образовательных программ дошкольного образования по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Современный этап становления методики математического образования дошкольников характеризуется комплексным подходом к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на основе целостной «картины мира».