Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительность проведения, количество участвующих детей. К психологическим условиям относились учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и эмоционального настроя детей на участие в логико-математической игре.
Подобранные и последовательно проведенные логико-математические игры позволили сформировать на достаточном уровне логическую сферу воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Современные комплексные образовательные программы дошкольного образования, такие, как «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Мир детства» наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логических операций не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует общему умственному развитию. Но, как известно логическая сфера ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать непрерывную образовательную деятельность по развитию логической сферы максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Формированию и развитию основных структур логической сферы детей дошкольного возраста может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.
Так как логическая сфера в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то ее целостное развитие возможно посредством занимательного логико-математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач и упражнений.
В данной работе был рассмотрен вопрос о роли логических задач и упражнений в развитии логической сферы дошкольников. Анализ показал достаточно широкую освещенность проблемы развития логической сферы в психологических исследованиях, в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость занимательного логико-математического материала в развитии логической сферы детей дошкольного возраста, но и обнаружить достаточную разработанность педагогических условий их развития.
В процессе работы была установлена динамика развития логической сферы у старших воспитанников дошкольных образовательных учреждений. У детей, с которыми проводилась целенаправленная и систематическая работа по развитию логической сферы, были выявлены значительные результаты. Дети научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Воспитанникам дошкольных образовательных учреждений стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Они научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения, делать умозаключения.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что логико-математические игры и упражнения будут способствовать развитию логической сферы у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
-если логико-математические игры и упражнения будут отобраны и соответствовать уровню сформированности логической сферы детей дошкольного возраста;
-если логические задачи и упражнения будут использоваться не только во время непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, но и в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
Разнообразная полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роль в формировании познавательной активности и развития логической сферы детей дошкольного возраста, развитии умения самостоятельно добывать знания. Определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие логической сферы старших воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асмус В.Ф. Логика- 2 изд. УРСС М., 2001г.
2.Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников-изд. Владос, 2013г.
3.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения-сборник статей, М. Просвещение, 2005г.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология.-т.4, М. Педагогика, 2012г.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений в 6 томах, М. 2012г.
6.Венгер Л.А., Холмовская В.В.Диагностика умственного развития дошкольников-М.: Педагогика, 2011г.
7.Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича-сборник методических материалов- М.: «ТЦ-СФЕРА», 2015г.
8.Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика-учебник для средней школы- М. 2010г.
9.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М. Сфера, 2016г.
10.Гусев Д.А. Краткий курс логики- М. изд. НЦ ЭНАС, 2003г.
11.Германова А.Д. Учебник по логике- М., 2006г.
12.Гальперин П.Я. Введение в психологию- учебное пособие, М. Феникс, 2012г.
13.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственного действия-М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО Модек, 1998г.
14.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения- М. Педагогика, 2008г.
15.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет- М.: «Новая школа», 1996г.
16.Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет- М.: АРКТИ, 2003г.
17.Зак А.З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет-М.: АРКТИ, 2007г.
18.Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. –М.: ЭКСМО-Пресс, 2002г.
19.Ильина М.И. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения –СПб. Питер, 2007г.
20.Ивлев Ю.В. Логика- М.: НАУКА, 2004г.
21.Коменский Я.А. Великая дидактика- М.: Карапуз, 2009г.
22.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения–т.2, М.: Педагогика, 2003г.
23.Люблинская А.А. Детская психология- М.: Просвещение, 2014г., 239, 246;
24.Макаренко А.С. Педагогические работы 1922-1936 гг.- М.: Педагогика, 2001г.
25.Макаренко А.С. Книга для родителей –т.5, М.: Педагогика, 2012г.
26.Мухина В.С. Психология дошкольника- М.: Просвещение, 2010г.
27.Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников-М.: Педагогика, 2004г.
28.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников-СПб.: РЕЧЬ, 2007г.
29.Немов Р.С. Психология – кн.1, М.: Владос, 2007г.
30.Немов Р.С. Психология. Кн.3 Психодиагностика- 5 изд., М.: ВЛАДОС, 2011г.
31.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры -М.: Педагогика, 2010г.
32.Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе-практическое пособие для подготовки детей, Аквариум ГИППВ, 2004г.
33.Обухов Л.Ф. Этапы развития детского мышления-изд. Московского университета, 2006г.
34.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников- М.: АСТ, 2012г.
35.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект- Волгоград, 2005г.
36.Поддьяков Н.Н.., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников –М.: Просвещение, 2007г.
37.Петерсосн Л.Г., Кочемасова Е.А. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки»- М.: УМЦ «Школа 2000», 2007г.
38.Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка- СПб, 2005г.
39.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Просвещение 2008г.
40.Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей- пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 1996г.
41.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников- М.: Просвещение, 2000г.
42.Сухомлинский В.А. Избранные произведения- т.5, М.: Просвещение, 2003г.
43.Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как?- изд. АСТ, 2014г.
44.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения- т.3, изд. АСТ, 2014г.
45.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии –М. Академия, 2000г.
46.Федеральный государственный образовательный стандарт 17.10.2013г. №1155
47.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации-М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2009г.
48.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. Избранные труды –М. педагогика, 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностические задания для определения уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста
Задание 1. Для изучения операции мышления-классификации «Группировка предметов»
Материал: Картинки 7х7 по пять штук для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие, домашние животные, овощи, фрукты).
Процедура проведения: Проводилась индивидуально с каждым ребенком. Воспитаннику давали картинки и предлагали: «
Подобранные и последовательно проведенные логико-математические игры позволили сформировать на достаточном уровне логическую сферу воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Современные комплексные образовательные программы дошкольного образования, такие, как «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Мир детства» наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логических операций не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует общему умственному развитию. Но, как известно логическая сфера ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать непрерывную образовательную деятельность по развитию логической сферы максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Формированию и развитию основных структур логической сферы детей дошкольного возраста может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.
Так как логическая сфера в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то ее целостное развитие возможно посредством занимательного логико-математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач и упражнений.
В данной работе был рассмотрен вопрос о роли логических задач и упражнений в развитии логической сферы дошкольников. Анализ показал достаточно широкую освещенность проблемы развития логической сферы в психологических исследованиях, в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость занимательного логико-математического материала в развитии логической сферы детей дошкольного возраста, но и обнаружить достаточную разработанность педагогических условий их развития.
В процессе работы была установлена динамика развития логической сферы у старших воспитанников дошкольных образовательных учреждений. У детей, с которыми проводилась целенаправленная и систематическая работа по развитию логической сферы, были выявлены значительные результаты. Дети научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Воспитанникам дошкольных образовательных учреждений стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Они научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения, делать умозаключения.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что логико-математические игры и упражнения будут способствовать развитию логической сферы у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
-если логико-математические игры и упражнения будут отобраны и соответствовать уровню сформированности логической сферы детей дошкольного возраста;
-если логические задачи и упражнения будут использоваться не только во время непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, но и в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
Разнообразная полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роль в формировании познавательной активности и развития логической сферы детей дошкольного возраста, развитии умения самостоятельно добывать знания. Определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечит развитие логической сферы старших воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Асмус В.Ф. Логика- 2 изд. УРСС М., 2001г.
2.Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников-изд. Владос, 2013г.
3.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения-сборник статей, М. Просвещение, 2005г.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология.-т.4, М. Педагогика, 2012г.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений в 6 томах, М. 2012г.
6.Венгер Л.А., Холмовская В.В.Диагностика умственного развития дошкольников-М.: Педагогика, 2011г.
7.Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича-сборник методических материалов- М.: «ТЦ-СФЕРА», 2015г.
8.Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика-учебник для средней школы- М. 2010г.
9.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М. Сфера, 2016г.
10.Гусев Д.А. Краткий курс логики- М. изд. НЦ ЭНАС, 2003г.
11.Германова А.Д. Учебник по логике- М., 2006г.
12.Гальперин П.Я. Введение в психологию- учебное пособие, М. Феникс, 2012г.
13.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственного действия-М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО Модек, 1998г.
14.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения- М. Педагогика, 2008г.
15.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет- М.: «Новая школа», 1996г.
16.Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет- М.: АРКТИ, 2003г.
17.Зак А.З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет-М.: АРКТИ, 2007г.
18.Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. –М.: ЭКСМО-Пресс, 2002г.
19.Ильина М.И. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения –СПб. Питер, 2007г.
20.Ивлев Ю.В. Логика- М.: НАУКА, 2004г.
21.Коменский Я.А. Великая дидактика- М.: Карапуз, 2009г.
22.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения–т.2, М.: Педагогика, 2003г.
23.Люблинская А.А. Детская психология- М.: Просвещение, 2014г., 239, 246;
24.Макаренко А.С. Педагогические работы 1922-1936 гг.- М.: Педагогика, 2001г.
25.Макаренко А.С. Книга для родителей –т.5, М.: Педагогика, 2012г.
26.Мухина В.С. Психология дошкольника- М.: Просвещение, 2010г.
27.Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников-М.: Педагогика, 2004г.
28.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников-СПб.: РЕЧЬ, 2007г.
29.Немов Р.С. Психология – кн.1, М.: Владос, 2007г.
30.Немов Р.С. Психология. Кн.3 Психодиагностика- 5 изд., М.: ВЛАДОС, 2011г.
31.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры -М.: Педагогика, 2010г.
32.Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе-практическое пособие для подготовки детей, Аквариум ГИППВ, 2004г.
33.Обухов Л.Ф. Этапы развития детского мышления-изд. Московского университета, 2006г.
34.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников- М.: АСТ, 2012г.
35.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект- Волгоград, 2005г.
36.Поддьяков Н.Н.., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников –М.: Просвещение, 2007г.
37.Петерсосн Л.Г., Кочемасова Е.А. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки»- М.: УМЦ «Школа 2000», 2007г.
38.Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка- СПб, 2005г.
39.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Просвещение 2008г.
40.Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей- пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 1996г.
41.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников- М.: Просвещение, 2000г.
42.Сухомлинский В.А. Избранные произведения- т.5, М.: Просвещение, 2003г.
43.Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как?- изд. АСТ, 2014г.
44.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения- т.3, изд. АСТ, 2014г.
45.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии –М. Академия, 2000г.
46.Федеральный государственный образовательный стандарт 17.10.2013г. №1155
47.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации-М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2009г.
48.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. Избранные труды –М. педагогика, 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностические задания для определения уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста
Задание 1. Для изучения операции мышления-классификации «Группировка предметов»
Материал: Картинки 7х7 по пять штук для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие, домашние животные, овощи, фрукты).
Процедура проведения: Проводилась индивидуально с каждым ребенком. Воспитаннику давали картинки и предлагали: «