Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выпускная квалификационная работа на тему:

«Логико-математические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников»

Выполнила:

студентка 4 курса

Ильина Римма Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

Глава I. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

1.1.Возрастные особенности формирования логической сферы у детей дошкольного возраста…………………………………………………….

1.2.Анализ комплексных образовательных программ дошкольного образования….……………………………………………………………….

1.3.Средства развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….……………….

Глава II. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Определение уровня сформированности логической сферы у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………

2.2. Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста

по развитию логической сферы………………………………………...…

2.3.Анализ результатов работы с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию логической сферы……………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………......

ВВЕДЕНИЕ
21 век-век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии –длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логической сферы требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логической сферы следует в дошкольном детстве.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта (приказ №1155 от 17.10.2013г.), который направлен на развитие интеллектуальных возможностей детей дошкольного возраста, на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разнообразных видах детской деятельности.


Требования ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, быть способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Развитие всех этих качеств, способствует формированию логической сферы детей дошкольного возраста. Логическое мышление по праву занимает значимое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

В разработку основ теории развития логической сферы детей дошкольного возраста большой вклад внесли П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Белошистая, Р.Н. Непомнящая и другие.

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий –одна из основных методических проблем математического образования детей дошкольного возраста, которой уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.

В своих работах А.З. Зак подчеркивал, что усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности ведет к появлению у детей образного мышления, интенсивно развивающегося в период дошкольного детства. [Зак, 20005]

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания-создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Ни для кого не секрет, что большим плюсом в развитии ребенка является его сформированная логическая сфера: умение сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенная логическая сфера, как способ познавательной деятельности, необходима для решения широкого круга умственных задач и призвана служить основой интеллекта ребенка.

Усвоению достаточно сложных логических приемов, понятий, их формированию способствует игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На первый план выходят логико-математические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры и упражнения направлены на развитие познавательных

, исследовательских способностей: умению обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результаты и ход решения задач, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве.

Цель данной работы: определение условий эффективного использования и содержания логико-математических игр и упражнений в развитии логической сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста при решении логико-математических игр и упражнений.

Предмет исследования: логико-математические игры и упражнения, используемые для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-раскрыть теоретические аспекты развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста;

-описать содержание педагогической работы по формированию логической сферы у детей старшего дошкольного возраста;

-подобрать комплекс игр и упражнений для развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста, определить условия их организации;

-экспериментально проверить педагогические условия использования комплекса логико-математических игр и упражнений, направленных на развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образования.

Была выдвинута гипотеза, что логико-математические игры и упражнения будут способствовать развитию логической сферы детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

-если логико-математические игры и упражнения будут соответствовать уровню сформированности логической сферы детей старшего дошкольного возраста;

-если логико-математические игры и упражнения будут использоваться не только во время образовательной деятельности, но и в повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы использовались следующие методы:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-статистические методы обработки результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2016 года по апрель 2017 года на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Суджанского района Курской области. В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.


Данная работа состоит из двух частей: теоретической и практической, во введении определены: цель, объект, предмет, задачи работы, выдвинута гипотеза.

В заключении представлены: выводы выпускной квалификационной работы, список используемой литературы, приложения.

Глава I. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

1.1.Возрастные особенности развития логической сферы у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическая сфера, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Под развитием логической сферой детей дошкольного возраста понимается формирование логических приемов: анализ, синтез, сериация, сравнение, обобщение, классификация, умение делать простейшие умозаключения.

А.А. Люблинская доказала, что уже дети дошкольного возраста владеют всеми операциями мышления, правда в самой элементарной форме. Особое внимание, по её мнению, следует уделить порядку формирования логических операций.[Люблинская, 2010]

Сериация-построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).


Над проблемой формирования аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста работали Н.З. Дьяченко, Г.С. Костюк, А.А. Люблинская и др.

Проведенные исследования показали, что уже дети младшего дошкольного возраста достаточно уверенно выбирают предметы или несколько предметов из группы по одному любому признаку или по двум соединенным в одно целое признакам предмета. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста рекомендуются и используются задания, в которых ребенку необходимо было рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. Способом организации такого всестороннего многоаспектного рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.

Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста показана в психологических исследованиях Х.М.Веклеровой, С.А.Ладымир, Л.А.Левитова, Л.Ф.Обуховой, Н.В.Котетешвили, А.Г.Лидерса, Н.Н.Поддъякова. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий сериации, классификации, умозаключений на основе транзитивности отношений между величинами у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это».

Методически рекомендуется сначала учить старшего дошкольника сравнивать два объекта, затем группы объектов. Дошкольнику легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства.

Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения. Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Для детей старшего дошкольного возраста количество и характер признаков сходства могут широко варьироваться.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать).