Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особое внимание уделялось менее активным детям. Им предлагались игры в соответствии с их возможностями и умениями. Для детей со слабо сформированной логической сферой логико-математическая игра «Продолжи ряд» предлагалась с меньшим количеством элементов, а для детей с хорошо сформированной логической сферой, с большим количеством элементов. Задания на умение делать умозаключения для детей с несформированной логической сферой были представлены на наглядной основе, тогда как детям умеющим делать простейшие выводы и умозаключения было достаточно одного условия задания. Проводя анализ и синтез изображений в логико-математической игре «Из чего состоит», для детей со слабой аналитической деятельностью использовала несложные изображения, состоящие из небольшого количества частей, а для детей с хорошо сформированным умением делать анализ и синтез, задания с большим количеством частей. Когда дети начинали хорошо справляться с игрой, им предлагалось усложнение задания.
Используемыми логико-математическими играми и упражнениями, учили детей делать маленькие, но собственные открытия, которые способствовали бы их развитию, сформированности логической сферы. Учили детей старшего дошкольного возраста определять закономерности, сравнивать, выделять общие признаки, классифицировать по нескольким существенным признакам.
Некоторым детям требовалась индивидуальная работы со взрослыми. Для этого использовались блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Задания с элементами игр подбирала согласно умениям детей, их возможностям.
Весь материал, который использовался во время образовательной деятельности, клубной работы, индивидуальных занятий, был помещен в уголок занимательной математики для самостоятельного использования детьми. Особенно нравилась игра «Танграм», направленная на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. Большим интересом пользовались нестандартный материал: счетные палочки, геометрические конструкторы, блоки Дьенеша. Материал постепенно накапливался и систематизировался.
Тесный контакт дошкольного учреждения и семьи-необходимое условие развития у детей логической сферы. При взаимодействии с родителями были использованы следующие формы работы:
-родительские собрания;
-консультации для родителей;
-папки-передвижки;
-совместные конкурсы, викторины;
-мастер-классы;
-посещение родителями образовательной деятельности.
На собраниях, во время индивидуальных бесед родителям (законными представителями) были представлены логико-математические игры, в которые играют дети в дошкольном учреждении, объяснялись правила и задачи, которые родители (законные представители) должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. В уголке для родителей вывешивались консультации, картотеки логико-математических игр на развитие логических приемов, рекомендуемая методическая литература для прочтения взрослыми.
В результате совместная работа с родителями (законными представителями) помогла расширить познавательный интерес детей, улучшить сформированность логических приемов; папы и особенно мамы стали активными участниками игр.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
2.3.Анализ результатов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию логической сферы
В конце проведенной организованной деятельности было проведено определение уровня сформированности логической сферы у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента. Были использованы те же самые диагностические задания, что и на констатирующем этапе.
Результаты представлены в таблицах 2.3. и 2.4.
Таблица 2.3.
Протокол качественных показателей результатов изучения исходного уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе.
№ п\п | И.Ф. ребенка | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | Общее количество баллов | |||||||||
1 | Даша М. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | |||||||||
2 | Стас П. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |||||||||
3 | Саша К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |||||||||
4 | Арина Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | |||||||||
5 | Владик Р. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 12 | |||||||||
6 | Ярослав Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 22 | |||||||||
7 | София К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 14 | |||||||||
8 | Настя Ч. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 14 | |||||||||
9 | Карина С. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 19 | |||||||||
10 | Ваня Я. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 | |||||||||
11 | Рукият М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |||||||||
12 | Даша Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 | |||||||||
13 | Максим Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 13 | |||||||||
14 | Илья С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
15 | Дима Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 14 | |||||||||
Общий балл | 34 | 36 | 37 | 30 | 29 | 33 | 35 | 28 | 268 | ||||||||||
Средний балл по группе: 18 |
Таблица 2.4.
Протокол качественных показателей результатов изучения исходного уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
И.Ф. ребенка | Общее количество баллов | Уровень сформированности |
Даша М. | 18 | высокий |
Стас П. | 24 | высокий |
Саша К. | 24 | высокий |
Арина Ш. | 20 | высокий |
Владик Р. | 12 | средний |
Ярослав Н. | 22 | высокий |
София К. | 14 | средний |
Настя Ч. | 14 | средний |
Карина С. | 19 | высокий |
Ваня Я. | 22 | высокий |
Рукият М. | 24 | высокий |
Даша Л. | 19 | высокий |
Максим Б. | 13 | средний |
Илья С. | 9 | низкий |
Дима Л. | 14 | средний |
Соответствие уровней сформированности у детей логической сферы:
Высокий уровень- 18-24, имеет 9 ребенок-60%;
Средний уровень-12-17, имеют 5 детей-33%;
Низкий уровень-8-11, имеют 1 детей-7%.
В начале работы была выдвинута гипотеза, что логико-математические игры и упражнения будут способствовать развитию логической сферы детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
-если логико-математические игры и упражнения будут соответствовать уровню сформированности логической сферы детей старшего дошкольного возраста;
-если логико-математические игры и упражнения будут использоваться не только во время образовательной деятельности, но и в повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста были соблюдены все условия гипотезы. Работа велась систематически и постоянно, логико-математические игры и упражнения были включены не только в организованную образовательную деятельность, но и в повседневную самостоятельную и совместную деятельность со взрослыми. Во время организации логико-математических игр и упражнений опирались на уровень сформированности логической сферы у каждого ребенка индивидуально и подбирали игры соответственно их уровню развития.
Анализ результатов диагностики показал, что при соблюдении условий, дети улучшили свои знания, умения. Могут быстро группировать предметы, обобщать, систематизировать. У них развиты внимание, наблюдательность, познавательные интересы, обогатились знания об окружающем мире, развита связная речь. Они могут составлять описательные рассказы. Дети научились анализировать, сравнивать предметы, обобщать. Делать простейшие умозаключения, выводы. У большего количества детей группы улучшились показатели сформированности логических приемов.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников-это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие –применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с дошкольного возраста, для выработки правильных умозаключений.
Отбирая методы и приемы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдается игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
Занимательный логико-математический материал является хорошим средством воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Логико-математические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Для проведения логико-математических игр было заранее определено место и время,