ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели | УК 3.1. Знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет роль каждого участника в команде УК 3.2. Умеет учитывать в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей; устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели УК 3.3. Владеет навыками взаимодействия с членами команды, в т.ч. участия в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды, соблюдении этических норм взаимодействия |
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия | УК 4.1. Знает коммуникативно-приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (-ых) языках УК 4.2. Умеет применять информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач; вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках УК 4.3. Владеет навыками коммуникативно и культурно приемлемо ведения устных деловых разговоров в процессе профессионального взаимодействия и перевода академических и профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык |
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки | УК 6.1. Знает рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития УК 6.2. Умеет определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения; формулировать цели собственной деятельности, определять пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов УК 6.3. Владеет навыками использования предоставляемых возможностей для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. | ОПК 1.1. Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ, законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов ОПК 1.2. Умеет применять основные нормативные правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ; соблюдать нормы профессиональной этики ОПК 1.3. Владеет умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности |
ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации | ОПК 2.1. Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психологического сопровождения образования разных групп обучающихся с ОВЗ; структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП ОПК 2.2. Умеет учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный и коррекционно-развивающий процессы; проектировать отдельные структурные компоненты АООП; разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП ОПК 2.3. Владеет умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный и коррекционно-развивающий процессы; технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП |
ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями | ОПК 3.1. Знает особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; формы и способы организации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогического сопровождения; содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с проблемами в развитии; специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей ОПК 3.2. Умеет проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного и коррекционно-образовательного процесса; планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития ОПК 3.3. Владеет способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития в рамках процесса психологического сопровождения |
ОПК-5. Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении | ОПК 5.1. Знает методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ; специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ ОПК 5.2. Умеет применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития; объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины, формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной работы ОПК 5.3. Владеет методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с нарушениями речи; умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психологического сопровождения |
ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений | ОПК 7.1. Знает педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; требования к субъектам образовательных отношений; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения ОПК 7.2. Умеет взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); требования к субъектам образовательных отношений; отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения ОПК 7.3. Владеет технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном и коррекционно-развивающем процессе |
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований | ОПК 8.1. Знает историко-философские, медико-биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования лиц с ОВЗ; теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего процесса; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности в области образования лиц с ОВЗ ОПК 8.2. Умеет использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении педагогической деятельности в области образования лиц с ОВЗ ОПК 8.3. Владеет системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности; методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования лиц с ОВЗ |
ПК-1. Способен к планированию и реализации коррекционно-развивающего сопровождения субъектов образования и социальной сферы | ПК-1.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с разными особыми образовательными потребностями; структурные компоненты программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью; знает содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.2. Умеет отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста) в соответствии с поставленными целями и задачами; умеет планировать и организовывать образовательный, коррекционно-развивающий, реабилитационный процесс; умеет применять специальные методики, коррекционно-образовательные и реабилитационные технологии с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.3. Владеет умением осуществлять отбор содержания, методов и средств обучения, воспитания, психологического сопровождения и реабилитации в соответствии с поставленными целями и задачами; владеет специальными методиками, коррекционно-образовательными, реабилитационными технологиями с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
ПК-2. Способен к проектированию и реализации образовательных программ и СИПР | ПК 2.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования и СИПР обучающихся с особыми образовательными потребностями, структурные компоненты программ психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического сопровождения реабилитации (абилитации) субъектов образования и социальной сферы; знает содержание, формы методы, приемы и средства организации коррекционно-образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы. ПК 2.2. Умеет разрабатывать программу психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования; отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; разрабатывать и реализовывать образовательные, реабилитационные программы и СИПР; ПК 2.3. Владеет содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования субъектов образования и социальной сферы; умением адаптировать диагностический материал с учетом степени и характера проблем в развитии субъектов образования и социальной сферы; умением оформить характеристику на обучающихся и представителей социальных групп на основе результатов обследования; умением формулировать рекомендации к разработке программы коррекционной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; навыками проектирования и реализации образовательных, реабилитационных программ и СИПР |
ПК-4. Способен к планированию и проведению научно-исследовательской работы | ПК-4.1. Знает методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания; способы сбора, оформления и интерпретации экспериментальных данных; требования к написанию и оформлению научных текстов. ПК-4.2. Умеет проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики; определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы; планировать и проводить экспериментальное исследование; использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем; оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями; использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии; создавать и оформлять научный текст. ПК-4.3. Владеет умением проектировать программу исследования научной проблемы; методами проведения экспериментального исследования; способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных; умением создавать и оформлять связный научный текст. |
ПК-5. Способен к проведению психолого-педагогической диагностики, коррекции и сопровождения субъектов образования и социальной сферы с использованием современных технологий | ПК-5.1. Знает основы возрастной, педагогической, социальной психологии, педагогики, социальной работы, психологии кризисных состояний и кризисной помощи, психологии семьи, психологии зависимости, аддикций, девиантологии, основы психологического консультирования; методы, используемые в психологии, педагогике и социальной работе; методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ и программ социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации) личности. ПК-5.2. Умеет проводить сравнительный анализ, выбор технологий психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения реабилитации (абилитации) субъектов образования и социальной сферы; выполнять анализ образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК-5.3. Владеет навыками подбора технологий и методов психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
Аннотация рабочей программы производственной «Педагогической практики» по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
Виды практики, способ и формы ее проведения
1.1. Вид практики:
Производственная практика по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
1.2. Способ и формы проведения практики.
Тип практики: производственная.
Способы проведения: выездная; стационарная.
Форма проведения: дискретная.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Цели практики
Цель: приобщение магистрантов к самостоятельной деятельности в качестве дефектолога и формирование у них опыта деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных организациях, так и учреждениях социальной сферы; ознакомление с основными направлениями деятельности дефектолога; овладение комплексом профессиональных умений и навыков по организации взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического и реабилитационного процесса; приобщение к социальной среде учреждения с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых в профессиональной сфере.
Задачи:
-
закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний при изучении профессиональных дисциплин; содействие становлению компетентности в области исследования актуальных проблем специального (дефектологического) образования как основы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности. -
углубление и конкретизация полученных теоретических знаний в процессе их применения в работе с детьми дошкольного или школьного возраста с ОВЗ, с несовершеннолетними, лицами с инвалидностью, лицами трудоспособного и пенсионного возраста; -
овладение формами организации коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного или школьного возраста с ОВЗ, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с несовершеннолетними, лицами с инвалидностью, лицами трудоспособного и пенсионного возраста; -
формирование навыков анализа собственной деятельности; -
формирование навыков осуществления комплексного подхода к изучению, коррекции и профилактике нарушений; -
формирование навыков планирования и проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий и системно их анализа с детьми дошкольного или школьного возраста с ОВЗ, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с несовершеннолетними, лицами с инвалидностью, лицами трудоспособного и пенсионного возраста; -
формирование умений отбирать и оформлять наглядные, дидактические пособия и документацию; -
формирование умений работать с различными источниками информации; -
формирование умений гармонично взаимодействовать с коллективом детей, учителей, родителей; лиц трудоспособного и пенсионного возраста, психоневрологом, психологом, музыкальным работником, социальным работников и др. -
формирование навыков планирования коррекционно-педагогической, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы, составления конспектов уроков и внеклассных мероприятий, мероприятий по социальной адаптации и социальной реабилитации; -
формирование навыков эффективного взаимодействия с родителями учащихся с целью привлечения их к активной коррекционно-педагогической работе с ребенком; -
овладение методами и приемами проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий в образовательный (коррекционный) процесс и инновационных технологий в реабилитационный процесс; -
овладение навыками самостоятельной диагностики, коррекции и предупреждения нарушений развития и социальной реабилитации с использованием современных методик, передового отечественного и зарубежного опыта, -
овладение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования, обобщения и аргументированного изложения результатов своей деятельности; -
навыками подготовки учебно-методических материалов по профилю магистерской программы; -
воспитание профессионально значимых качеств личности, уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели | УК 3.1. Знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет роль каждого участника в команде УК 3.2. Умеет учитывать в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей; устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели УК 3.3. Владеет навыками взаимодействия с членами команды, в т.ч. участия в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды, соблюдении этических норм взаимодействия |
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия | УК 5.1. Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ УК 5.2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных народов, основываясь на знании этапов исторического развития общества (включая основные события, деятельность основных исторических деятелей) и культурных традиций мира (включая мировые религии, философские и этические учения), в зависимости от среды взаимодействия и задач образования УК 5.3. Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. | ОПК 1.1. Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ, законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов ОПК 1.2. Умеет применять основные нормативные правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ; соблюдать нормы профессиональной этики ОПК 1.3. Владеет умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности |
ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научнометодическое обеспечение их реализации | ОПК 2.1. Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП; особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психологического сопровождения образования разных групп обучающихся с ОВЗ; структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов; требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП ОПК 2.2. Умеет учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный и коррекционно-развивающий процессы; проектировать отдельные структурные компоненты АООП; разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП ОПК 2.3. Владеет умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный и коррекционно-развивающий процессы; технологией разработки и реализации разных компонентов АООП; технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП |
ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями | ОПК 3.1. Знает особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления; формы и способы организации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогического сопровождения; содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с проблемами в развитии; специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей ОПК 3.2. Умеет проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного и коррекционно-образовательного процесса; планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебновоспитательной и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития ОПК 3.3. Владеет способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития в рамках процесса психологического сопровождения |
ОПК-4. Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей | ОПК 4.1. Знает общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ; содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодо- лению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития ОПК 4.2. Умеет создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей ОПК 4.3. Владеет методами духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей их развития |
ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений | ОПК 7.1. Знает педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; требования к субъектам образовательных отношений; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения ОПК 7.2. Умеет взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами); требования к субъектам образовательных отношений; отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ; планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения ОПК 7.3. Владеет технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном и коррекционно-развивающем процессе |
ПК-1. Способен к планированию и реализации коррекционно-развивающего сопровождения субъектов образования и социальной сферы | ПК-1.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования обучающихся с разными особыми образовательными потребностями; структурные компоненты программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью; знает содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического, социально-средового сопровождения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.2. Умеет отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся и представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста) в соответствии с поставленными целями и задачами; умеет планировать и организовывать образовательный, коррекционно-развивающий, реабилитационный процесс; умеет применять специальные методики, коррекционно-образовательные и реабилитационные технологии с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). ПК 1.3. Владеет умением осуществлять отбор содержания, методов и средств обучения, воспитания, психологического сопровождения и реабилитации в соответствии с поставленными целями и задачами; владеет специальными методиками, коррекционно-образовательными, реабилитационными технологиями с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста). |
ПК-2. Способен к проектированию и реализации образовательных программ и СИПР | ПК 2.1. Знает структуру и содержание АООП общего образования и СИПР обучающихся с особыми образовательными потребностями, структурные компоненты программ психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического сопровождения реабилитации (абилитации) субъектов образования и социальной сферы; знает содержание, формы методы, приемы и средства организации коррекционно-образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов; знает современные специальные методики и технологии обучения и воспитания, реабилитации, психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы. ПК 2.2. Умеет разрабатывать программу психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования; отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития представителей социальных групп (несовершеннолетних, инвалидов, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации; разрабатывать и реализовывать образовательные, реабилитационные программы и СИПР; ПК 2.3. Владеет содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического, социально-психологического, социально-педагогического обследования субъектов образования и социальной сферы; умением адаптировать диагностический материал с учетом степени и характера проблем в развитии субъектов образования и социальной сферы; умением оформить характеристику на обучающихся и представителей социальных групп на основе результатов обследования; умением формулировать рекомендации к разработке программы коррекционной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью; навыками проектирования и реализации образовательных, реабилитационных программ и СИПР |
Аннотация рабочей программы производственной практики (технологическая (проектно-технологическая) практика)
Виды практики, способ и формы ее проведения
1.1. Вид практики: производственная практика по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
1.2. Способ и формы проведения практики.
Тип практики: проектно-технологическая.
Способ проведения: стационарная или выездная.
Форма проведения: дискретная.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Цель практики: формирование опыта проектирования и организации коррекционно-образовательного процесса лиц с нарушениями развития в условиях образовательных, медицинских организаций, организаций социальной защиты; обеспечение всестороннего и последовательного овладения основными видами профессионально-педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки и приобретение практических навыков, а также опыта профессиональной деятельности и формирование личности современного дефектолога, созданию проектов.
Задачи практики:
-
формировать умения проектировать все компоненты образовательного, коррекционно-развивающего процесса (программы, методическое обеспечение, систему оценки и контроля, индивидуальные маршруты обучающихся и др.) с учетом современных требований, методик, технологий и особенного развития лиц с нарушениями развития; -
формировать умения реализовывать и оценивать образовательный процесс, направленный на развитие обучающихся на основе требований ФГОС.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла | УК 2.1. Знает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта УК 2.2. Умеет определять проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта УК 2.3. Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности), оценивает риски и результаты проекта и публично представляет его результаты, вступая в обсуждение |
ОПК-6. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями | ОПК 6.1. Знает возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ; психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ; методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса ОПК 6.2. Умеет использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для проектирования процесса сопровождения; применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся; применять методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса; использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса ОПК 6.3. Владеет умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; технологиями, в том числе инклюзивными, осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с ОВЗ |
ПК-3. Способен к проектированию и реализации научно-методического обеспечения и сопровождения субъектов образования и социальной сферы | ПК 3.1. Знает особенности и требования к научно-методическому оснащению адаптированных основных образовательных программ / специальных индивидуальных программ развития / программ социально-психолого-педагогического сопровождения субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста), критерии его оценки; содержание и организацию научно-методической деятельности дефектолога. ПК 3.2. Умеет анализировать и оценивать научно-методическое оснащение образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса с участием субъектов образования и социальной сферы (несовершеннолетних, лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц трудоспособного и пенсионного возраста); разрабатывать основные элементы научно-методического обеспечения образовательного процесса и социальной поддержки отдельных групп населения. ПК 3.3. Владеет умением создавать основные элементы научно-методического обеспечения образования и социально-психолого-педагогического сопровождения представителей социальных групп. |