Файл: Обязательная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФТД. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.01 ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование компетенций в области проектирования образовательной среды учебных заведений различных типов на основе ознакомления с нормативно-правовой базой, средствами и системами обеспечения комфортной и безопасной среды.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование умений проектировать коррекционно-образовательное пространство специальных образовательных учреждений и учреждений, реализующих инклюзивное образование;

  • формирование умений проектировать организационное обеспечение образовательный среды для лиц с ОВЗ;

  • формирование умений проектировать материально-техническое обеспечение образовательной среды для лиц с ОВЗ (внеучебное и учебное пространство образовательного учреждения, специальное оборудование);

  • формирование умений определять организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ различных категорий (программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с ОВЗ, формы и методы организации образовательного процесса);

  • формирование умений определять кадровое обеспечение образовательного процесса в условиях специальных образовательных учреждений и учреждений, реализующих инклюзивное образование.

  • овладение современными технологиями проектирования безбарьерной образовательной среды специальных образовательных учреждений и учреждений, реализующих инклюзивное образование;

  • формирование навыков подбора необходимого материально-педагогического, организационно-педагогического, кадрового обеспечения образовательного процесса для лиц с ОВЗ различных категорий.


Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры

ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп.

ПК-6.2. Умеет реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса и участников социальной сферы, работающих с представителями различных социальных групп.

ПК-6.3. Владеет приемами и средствами информирования о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся и представителей социальных групп.




ФТД.02 ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ДЕФЕКТОЛОГА

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель: формирование у обучающихся способности выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности; проявлять нравственно-психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с особенностями профессиональной этики в деятельности дефектолога;

  • сформировать представление о профессиональной морали, совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность будущей профессии;

  • содействовать формированию у обучающихся основ этикета и деловой культуры в деятельности дефектолога.


1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Основы профессиональной этики дефектолога

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора достижения компетенции

ПК-6. Способен к просветительской деятельности субъектов образования и социальной сферы с целью повышения уровня инклюзивной культуры

ПК-6.1. Знает направления, приемы и методы психологической профилактики и просвещения с учетом образовательных потребностей обучающихся и жизненных потребностей представителей социальных групп.

ПК-6.2. Умеет реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса и участников социальной сферы, работающих с представителями различных социальных групп.

ПК-6.3. Владеет приемами и средствами информирования о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся и представителей социальных групп.



Аннотация рабочей программы практики по Научно-исследовательской работе по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Виды практики, способ и формы ее проведения

1.1. Вид практики:

Производственная практика по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

1.2. Способ и формы проведения практики.

Тип практики: научно-исследовательская работа.

Способ проведения: стационарная или выездная.

Форма проведения: дискретная.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цель практики: систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний дефектолога, формирование у магистрантов навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи практики:

  • закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний при изучении профессиональных дисциплин; содействие становлению компетентности в области исследования актуальных проблем специального (дефектологического) образования как основы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности.

  • овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы;

  • овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;

  • формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-научно-исследовательскую работу.

  • овладение методами аналитической и самостоятельной научно-исследовательской работы по изучению принципов деятельности и функционирования образовательной организации и учреждения социальной сферы;

  • формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;

  • формирование навыков определения целей и задач исследования, разработка его концептуальных моделей;

  • формирование умений осуществлять подбор методик, планирование и организацию проведения эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов;

  • совершенствование навыков по подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и сопровождение внедрения полученных разработок;

  • формирование умений предоставлять результаты своей работы для специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

  • развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;

  • совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;

  • развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов;

  • сбор необходимых материалов для подготовки и написания курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.




Приложение №6

БЛОК 2.ПРАКТИКИ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Аннотация рабочей программы

учебной практики «Научно-исследовательская работа» по направлению подготовки

44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Виды практики, способ и формы ее проведения

1.1. Вид практики:

Учебная практика по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

1.2. Способ и формы проведения практики.

Тип практики: учебная практика.

Способы проведения учебной практики: стационарная; выездная.

Форма проведения: дискретная.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цели практики

Цель практики: реализация профессиональной деятельности, углубление и расширение знаний об особенностях организации и содержания педагогического процесса в образовательной организации и учреждении социальной сферы, представлений о профессиональном поле дефектолога, развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы при подготовке ВКР в соответствии с профилем подготовки.

Задачи практики:

  • углубление, систематизация и закрепление базовых теоретических и практических знаний в психолого-педагогической области;

  • изучение нормативно-правовой и программно-методической документации, регламентирующей эффективное функционирование образовательной организации и учреждении социальной сферы, построение учебно-воспитательного процесса и реабилитационного процессов;

  • изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных организаций и реабилитационного процесса в учреждениях социальной сферы;

  • знакомство с функциональными обязанностями специалистов, работающих в образовательной организации и учреждении социальной сферы;

  • содействие формированию умений систематизировать, обобщать и распространять результаты собственного научного исследования в профессиональной области;

  • формирование умений самостоятельной работы, самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;

  • формирование мотивационной готовности к психологической и педагогической деятельности; развитие потребностей в психолого-педагогическом самообразовании и систематическом самосовершенствовании;

  • приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования;

  • формирование индивидуального, творческого, исследовательского стиля в решении актуальных педагогических и методических проблем в области образования и социальной сферы;

  • формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований;

  • формирование умений формулирования методологического аппарата исследования;

  • проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

  • формирование готовности проектирования, разработки и презентации программ, реализуемых в ходе формирующего эксперимента;

  • формирования навыков оформления результатов исследования в форме научной статьи;

  • подготовка студентов к реализации формирующего эксперимента по теме исследования в ходе практики.