ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.
Изучите сущность основных научных теорий и концепций реабилитации инвалидов и заполните таблицу.
Название теории/концепции | Автор(ы) | Основные положения, сущность |
| | |
| | |
| | |
| | |
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ.
Конце́пция (от лат.conceptio– понимание, система)
-
определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идеядля их освещения; -
система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; -
ведущий замысел, конструктивный принципдеятельности; -
комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.
Концепция определяет стратегиюдействий.
Во все времена существовала жесткая позиция неприятия детей с ограниченными возможностями. Так, в Древней Спарте, где царил культ здорового тела и военного искусства, младенцы с ярко выраженными отклонениями от нормы просто уничтожались, согласно Плутарху (древнегреческому историку) немощных детей сбрасывали со скалы.
Документальным свидетельством выражения агрессии и полного отторжения по отношению к детям-инвалидам Античной эпохи является закон Ликурга (IX-VIII вв. до н.э.), в котором зафиксирована рекомендация к умерщвлению физически неполноценных младенцев.
В древне иудейских культурах детоубийство запрещалось, но печать греха не разрешала посещать таким людям религиозные ритуалы.
Система политического воспитания в Афинах развивалась в контексте демократии. Однако на протяжении столетий законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей уже с момента их рождения, отделять их от здоровых, оставляя на произвол судьбы.
В период Средневековья отношение общества к детям, страдающим физическими и психическими недугами, не стало более гуманным. Типичная позиция европейского общества к умственно отсталым детям может быть выражена в термине «идиот» (от греч. невежда; лицо, не принимающее участия в общественной жизни). Именно данный термин широко использовался вплоть до XVIII в. для обозначения детей с любым уровнем интеллектуального нарушения – от незначительного до выраженного и исключал их из нормальной жизни общества. Считалось, что аномалия – это плата за грехи, религиозное наказание. На этих детях – печать вины, стыда, их боялись и избегали.
На Руси – инвалид – объект благотворительности и милосердия. Юродивые всегда вызывали жалость, сострадание и сочувствие. Юро́дство (от ст.-слав. оуродъ, юродъ – «дурак, безумный»)
В конце XVIII начале XIX принятие рядом европейских стран закона об обязательном всеобщем бесплатном начальном образовании положило начало системе специальных учреждений для обучения данной категории детей. Так, в Германии, Франции, Австрии, США стали создаваться учебные учреждения для глухих, глухонемых, для слепых детей. Разрабатывались научные методы обучения слепых, глухих. В 1865 г. в Лондоне была организована первая школа для мальчиков с нарушениями опорнодвигательного аппарата. С 1878 г. в Англии началась целенаправленная подготовка сурдопедагогов.
Целенаправленная государственная политика в области всеобщего начального образования слабоумных, глубоко умственно отсталых, душевнобольных детей в странах Европы и США не была проведена. Вопросы возможности организации их обучения оставались вне поля зрения государства, а подчас воспринимались врачами и педагогами конца XVIII – начала XIX в. скептически. Судьбой данной категории детей занимались специально организованные приюты.
В целом в обществе продолжала доминировать идея сегрегации, обусловившая развитие системы сегрегационных учреждений в большинстве стран Европы и Америки.
В конце 19 начале 20 века политика сегрегации детей с нарушениями в развитии приобретает формы не только жестокой и насильственной отправки неполноценных, по мнению государств и правительств, людей в специальные учреждения, организованные по типу тюрем, но и явилась толчком к разработке программ обязательной стерилизации людей с патологиями в развитии как «источника загрязнения генофонда нации».
Социоцентрические теории.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретикометодологической платформе антропоцентризма.
На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса (его научные работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм), Э. Дюркгейма (начало 20 века, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии), Г. Спенсера (английский философ и социолог,
один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века), Т. Парсонса (американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии) рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. Иными словами, насколько инвалид полезен обществу?
Таким образом, выделяют следующие концепции:
1. Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX – начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в.
Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями:
-
идея о социальной полезности человека; -
школа обязана воспитать активного и полезного члена общества; -
ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом -
обеспечивать собственное существование; -
ценность специального образования – приобщение к общественно -
полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта; -
общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.
2. Концепция, развивающая идеи расовой биологии, расовой гигиены, социалдарвинизма, национал-социализма. Получила распространение в 20-40-е гг. XX в. Их ведущие положения:
-
поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в -
развитии бесполезна; -
стерилизация – путь достижения биологической «чистоты» расы; необходимо физическое уничтожение «неполноценных» людей.
3. Патерналистская концепция. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную (патерналистскую позицию).
Патернализм (лат. paternus – отцовский, отеческий) – это система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного.
Сущность патерналистской концепции:
-
приоритет интересов общества над интересами отдельной личности; -
люди с ограниченными возможностями – социально «малоценные», -
«граждане второго сорта»; -
существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых; -
характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; -
слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; -
неконкурентоспособная позиция на рынке труда; -
приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями; -
нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением; -
формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.
Иной концепуальный подход – антропоцентристский. (Ф. Гиддингс, Ж. Пиаже, Г. Тард, Э. Эриксон, Ю. Хабермас, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Г.М. Андреева, А.В. Мудрик и др. ученых) раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Антопоцентрия (философское учение, согласно которому человекесть центр Вселеннойи цель всех совершающихся в мире событий) – интегральная чувствительность к объекту, процессу и результатам психологической деятельности.
Мизантропия – нелюбовь к людям; человеконенавистничество.
Усиление идей гуманизма в мире после Второй мировой войны явилось предпосылкой к созданию Организации Объединенных Наций (ООН) в 1945 г. Данная организация выступила инициатором реализации равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и обращает пристальное внимание государств и правительств на вопросы обеспечения прав детейинвалидов на получение ими качественного и доступного образования.
Из Канадского опыта:
1950-60гг – модель дефицита; медицинская модель: видели болезнь, а не человека. О человеке не шла речь. Это обусловлено историческими, культурными традициями. Общество отказывалось от инвалидов. У них нет свободы, выбора, возможностей.
1990-2000 – поворот на 180 градусов. Отказ от сегрегации (принудительного отделения). Начался безбарьерный, универсальный дизайн. Политика открытого мышления и возможности экспериментировать. Процесс шел трудно, через протесты и сопротивление. Через три года общество изменило свое отношение к данной проблеме. В целом 60 лет ушло на изменение отношения к проблеме.
Современные концепции реабилитации. Общие положения:
-
приоритет интересов личности над интересами общества; -
достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости -
(независимый образ жизни); -
независимая жизнь – независимость в широком смысле; -
право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически; -
комфортность бытия человека с отклонениями в развитии; -
у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах. -
Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята «Всеобщая декларация прав человека».
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:
-
должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности; -
интеграция в общество – самый перспективный способ решения -
социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями; -
коммуникация – важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения; -
рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья.
В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения.
Понятие жизнеобеспечения включает:
-
активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в -
производительном труде; -
ведение домашнего хозяйства; -
максимально полное самообслуживание.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.