Файл: Теорииконцепции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.

В рамках социально-антропологического подхода стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.

Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую теорию У. Бронфебреннера, предложенную в отечественных исследованиях В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).

В теориях символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.

В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социальной реакции (Г.Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонения от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом. В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой и др.


Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е.Р. Ярской-Смирновой. Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д.В. Зайцева, Н.Е. Шапкиной и др.

В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабалитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социально статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).

В целях совершенствования помощи детям-инвалидам Минздрав РФ продолжает целенаправленную работу по профилактике детской инвалидности; расширению возможностей для комплексной реабилитации детей-инвалидов; развитию системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности; развитию и укреплению материально-технической базы учреждений для оказания медико-социальной помощи детям-инвалидам.

Одним из путей решения проблем детей-инвалидов и детской инвалидности является Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». Приоритетные задачи программы:

  • повышение активности профилактической работы по предупреждению

  • детской инвалидности;

  • развитие центров реабилитации для детей-инвалидов обеспечение детейинвалидов техническими средствами облегчающими им бытовое самообслуживание;

  • повышение квалификации кадров, работающих с детьми инвалидами;

  • укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

К основным задачам реабилитационных учреждений детей и подростков с ограниченными возможностями относятся: выявление в районе, совместно с муниципальными центрами социального обслуживания населения и учреждениями здравоохранения, всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризованной базы данных. Учреждения осуществляют медицинскую, психолого-педагогическую, социальную и трудовую реабилитацию в режиме I стационарного обслуживания.



Психолого-педагогическая реабилитация направлена на формирование у ребенка желания и установки на необходимость лечения, приобретения навыков самообслуживания, получения знаний по дошкольной и школьной (вспомогательной или общей) программе, профессиональное, интеллектуальное и физическое развитие личности, подготовку к интеграции детей в школьный социум, обучение основам безопасности жизнедеятельности. Реабилитация осуществляется педагогами, социальными педагогами, педагогами-психологами и другими специалистами с применением различных, традиционных методик.

Трудовая реабилитация направлена на воспитание потребности в труде, побуждение к сознательному выбору одной из профессий, включает обучение доступным формам труда с применением, при необходимости, специальных технических приспособлений для облегчения труда.

Одним из элементов реабилитации является работа специалистов центра с семьями детей-инвалидов. Психологи, социальные и медицинские работники, педагоги обучают родителей методам реабилитации ребенка выполняемым в домашних условиях, оказывают психологическую помощь самим родителям.

Таким образом, особенностью реабилитации детей-инвалидов является рост и высокая распространенность детской инвалидности определили необходимость развития направлений профилактики инвалидизации детей и медико-социальной помощи детяминвалидам, являющейся основным звеном комплексной реабилитации и направленной на восстановление или развитие нарушенных функций с целью сокращения ограничений.

Правовые аспекты реабилитации инвалидов.

В основу законодательства в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детейинвалидов, как и для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».


В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности Федеральный закон от 06.04.2015 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г.). Электронный ресурс: http://www.consultant.ru.

Основные направления абилитации детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включают в себя:

  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную

  • хирургию, протезирование и протезирование, санаторно-курортное лечение;

  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-

  • психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт Лукин В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации. Лукин В.П. О соблюдении прав инвалидов в Российской Федерации. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – документ, содержащий комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Форма ИПР, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287. В целях проведения реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, инвалиды (дети-инвалиды) обеспечиваются техническими средствами реабилитации (например, креслами-колясками).

Однако не все дети-инвалиды на сегодняшний день обеспечены ИПР. Только 18% инабильных детей могут таким образом реализовать свое право на реабилитацию. В некоторых субъектах Российской Федерации этот показатель достигает 50-70% Казанский медицинский журнал. Современные принципы организации медико-социальной и психологической помощи детям-инвалидам 2008 год. Причинами этого являются нормативная нечеткость механизмов разработки программ, неполная согласованность в работе
реабилитационных учреждений различных ведомств, недостаточная работа реабилитологов бюро МСЭ, а также порой пассивная жизненная позиция семьи ребенкаинвалида. Кроме того, на составление и реализацию ИПР влияют недостаточное знание врачами-экспертами всех учреждений службы реабилитации и их возможностей, несовершенство этой службы в ряде районов.

В некоторых бюро медико-социальной экспертизы далее (МСЭ) при установлении ребенку инвалидности или переосвидетельствовании родителям до сих пор предлагают подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации (ИПР). На основании этого «отказа» должностные лица не выполняют одну из основных своих обязанностей.

Законодательством закреплены гарантии детей-инвалидов на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в частности: на профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе на диспансерное наблюдение, на медицинскую реабилитацию детей инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2015 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Электронный ресурс: http://www.consultant.ru

Согласно Федеральному закону № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», на получение одного из видов государственной пенсии – социальную пенсию имеют право дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации.

С 1 апреля 2014 года для категории детей-инвалидов установлен следующий размер социальной пенсии – 10 76, 86 руб. в месяц. Также детям-инвалидам предоставляется право на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) в размере – 2 123, 92 руб. в месяц. Таким образом, пенсия по инвалидности в 2015 году для детейинвалидов по государственному обеспечению составляет всего 12500, 78 руб. в месяц Федеральный закон от 17.07. 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Электронный ресурс: http://www.consultant.ru.

В размер ежемесячных денежных выплат включен размер набор социальных услуг

(НСУ). В соответствии с Федеральным законом от 17.07. 1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение социальной помощи о государства в форме набора социальных услуг.

Перечень льгот, включенных в набор социальных услуг (НСУ) для детейинвалидов: