Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания информатики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)
Факультет математики, информатики и физики
Кафедра информатики и методики преподавания информатики
Методические особенности обучения теме «Информационная культура»
курсовая работа
по дисциплине «Методика преподавания информатики»
направления 44.03.05 «Педагогическое образование»
профилей «Математика», «Информатика»
«Прошел защиту» Оценка __________________ «____» _____________2018 г. | Исполнитель Шамин Николай Федорович (МИФ-МИБ -41) ________________________________ |
Преподаватели _____________________________ _____________________________ | Научный руководитель Чернышова Марина Викторовна, ст. преподаватель ________________________________ |
Волгоград
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты методических особенностей обучения теме «Информационная культура»…………………………………………………….5
1.1 Понятие «информационная культура»………………………………………5
1.2 Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за счет вопросов социальной информатики…………………………….9
Глава 2. Методические аспекты обучения теме
«Информационная культура»…………………………………………………...16
2.1 Анализ существующей образовательной практики обучения темы «Информационная культура»…………………………………………………...16
2.2 Формирование информационной культуры в условиях преподавания информатики……………………………………………………………………..17
2.3 Система задач для обучения учащихся по теме «Информационная культура»…………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения……………………………………………………………………...33
Введение
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.
Сегодня информатика как учебный предмет играет важнейшую роль в школьном образовании, поскольку она направлена на подготовку учащихся к деятельности в условиях становления информационного общества. Развитие науки информатики и информационных технологий в обществе непрерывно увеличивает объем содержания изучаемого предмета и приводит к качественному его усложнению. Все это говорит о необходимости знаний о правильном и эффективном представлении учебной информации, ее освоении и перевода в сферу практического опыта учащихся, а также информативность и интенсивность учебного процесса.
Постоянный рост информации требует от человека умений ее использовать, обрабатывать и передавать. Поэтому учитель информатики должен формировать у учащихся информационную культуру.
Объект исследования: процесс обучения школьников информатики.
Предмет исследования: методические особенности обучения теме «Информационная культура».
Цель исследования: выявить методические особенности обучения теме «Информационная культура».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть роль информационной культуры в современном мире.
2. Выявить основные понятия и актуальность изучения темы «Информационная культура».
3. Проанализировать существующую образовательную практику обучения теме «Информационная культура».
4. Рассмотреть методические особенности обучения теме «Информационная культура».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты методических особенностей обучения теме «Информационная культура»
1.1 Понятие «информационная культура»
В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры - информационной культуры. Некоторые учёные отождествляют её с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение.
Однако компьютерная грамотность - это лишь приобретённые навыки работы с новыми компьютерными технологиями.
Информационная культура - это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества в чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций [27, с.102].
Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы всё чаще находят своё отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвящённых перспективам направления развития образования для XXI века.
Впервые термин «информационная культура» в отечественных публикациях появился в 70-х годах XX века. Инициаторами развития соответствующей концепции стали работники библиотек.
Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук.
В настоящее время информационную культуру всё чаще трактуют как особый феномен информационного общества.
В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек. Современные исследователи по-разному трактуют термин «информационная культура». Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений».
Согласно мнению Е.А. Медведевой, «информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию». Краткая формулировка этого понятия может выглядеть таким образом: информационная культура - это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески её перерабатывать[28, с.98].
Основы информационной культуры включают в себя самостоятельную работу с информацией, которая предполагает:
- поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек);
- знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации - каталогами, картотеками);
- умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками тезисного, реферативного изложения материала);
- работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
- использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входят[20, с.224]:
- анализ и синтез полученной информации;
- умение выделять главное из множества второстепенного;
- переработка (осмысление) информации;
- запоминание информационных единиц;
- дальнейшее восстановление в памяти;
- превращение полученной информации в собственное знание;
- процесс создания новой информации и нового знания.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).
И сегодня информационная культура требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, которые обеспечат необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантируют достойное место в информационной среде.
В современном обществе информационная культура и компьютерная грамотность неразрывно связаны между собой, так как очень много информации черпается из интернета.
Особенно это касается молодого поколения, которое не любит смотреть новости и другие информационные программы по телевизору и читать газеты. Также изучение литературных источников показывает, что информационная культура взаимосвязана с такими понятиями как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Развитие информационной культуры насчитывает тысячелетия, по прошествии которых она переживала кризисы и подъёмы. Один из кризисов привёл к появлению письменности, так как появилась необходимость в более надёжном способе сохранения накопленного опыта, чем устная передача его из поколения в поколение.
Существуют несколько критериев, позволяющих определять уровень информационной культуры, который напрямую зависит от умения человека пользоваться компьютерной техникой.
К таким критериям относятся:
- Способность правильно сформулировать запросы на количество информации;
- Умение осуществлять поиск этой информации среди информационных ресурсов;
- Умение отбирать нужную информацию, давать ей оценку и на основе полученных знаний делать выводы, создавая тем самым новую информацию;
- Компьютерная грамотность и способность обмениваться полученной информацией.
Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности, качественной характеристикой информационной деятельности.
Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании её важной роли, в осознанном выборе источников информации, в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации в активном информационном пространстве.
Компьютерная грамотность - это также знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.
1.2 Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за счет вопросов социальной информатики