Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Анализ существующей образовательной практики обучения темы «Информационная культура»



Тема «Информационная культура » относится к содержательной линии «Социальная информатика».

Рассмотрим учебник по информатике Н.Д. Угриновича за 9 класс. Понятие «Информационная культура» рассматривается в главе «Информатизация общества». В учебнике дается следующее определение понятия информационная культура- это знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знакомство с юридическими и этическими нормами в этой среде.

В параграфе рассматриваются следующие понятия, которыми должны владеть учащиеся при изучении данной темы: офисные информационные технологии, мультимедиа документы, компьютерные презентации, электронные таблицы, коммуникативная культура, юридические и эстетические нормы и правила.

В учебнике К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина 9 класса, под информационной культурой общества понимается:

1. Это способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией.

2. Это способность общества применять передовые достижения в области информационных технологий.

Информационная культура человека- это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации.

Современный человек должен уметь:

формулировать свою потребность в информации;

находить нужную информацию, используя различные источники;

отбирать и анализировать информацию (в том числе конспектировать, составлять рефераты);

представлять информацию в разных видах;

обрабатывать информацию и создавать новую информацию;

использовать информацию для принятия решений.

В учебнике К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина 11 класса повторяются изучаемые определения.

В учебнике Босовой Л.Л. базового уровня за 10 класс, в главе «Информация и ее процессы» представлено следующее понятие информационная культура- это готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных последствий.

Важнейшими компонентами информационной культуры является информационная грамотность и информационное мировоззрение.


Информационная грамотность это – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

В учебнике И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеина 11 класса в главе «Основы социальной информатики» под понятием информационная культура понимается - умение и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
2.2 Формирование информационной культуры в условиях преподавания информатики

XXI век – век информационных технологий. Мы имеем достаточно высокий уровень развития технических средств и наблюдаем их дальнейшее совершенствование довольно быстрыми темпами. На этом фоне в отношении информационной культуры подрастающего поколения можно сказать следующее: с одной стороны подростки даже быстрее взрослых осваивают технические новинки и их новые возможности, с другой стороны, у них формируется потребительское отношение к информации, утрачивается умение анализировать и перерабатывать информацию, изменять форму её представления. Эта ситуация может иметь большие негативные последствия и для самих обучающихся, так и для общества в целом, поскольку в информационном обществе способность человека обрабатывать информацию еще более востребована, чем когда-либо. Возможности и задачи информатики в этом плане занимают особое место: именно здесь необходимо обобщить и систематизировать специфические знания, полученные в разных областях и на этой основе сформировать целостное представление о способах и методах работы с информацией.

В повседневной жизни современные подростки в большей мере имеют дело с информацией в формате мультимедиа. Работа с традиционными формами представления информации: текстом, схемой, таблицей и пр., носит эпизодический характер и связана в основном с учебной деятельностью по отдельным предметам. В связи с этим уровень сформированности навыков её выполнения у большинства обучающихся крайне низкий. Систематическое выполнение работ, связанных с необходимостью преобразования формы представления информации, относящейся к разнообразным сферам деятельности, может способствовать повышению уровня информационной культуры обучающихся.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.



Элементами информационной культуры являются информационная компетентность и информационная грамотность.

Информационная грамотность - это набор умений и навыков, позволяющий находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

Информационная компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Информатика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как само понятие «информация» является ключевым по отношению ко всему курсу информатики и информационных технологий.

Содержание информационной культуры проявляется[27, с.109]:

  • в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

  • в умении выделять в своей деятельности информационные процессы и управлять ими;

  • в овладении основами аналитической переработки информации;

  • в овладении практическими способами работы с различной информацией.

Формирование информационной культуры учащихся - это процесс взаимодействия всех участников учебно-воспитательной системы. Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:

  • использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.);

  • использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий;

  • использование компьютерных обучающих и контролирующих программ;

  • повышение своей квалификации путем дистанционного обучения;

  • использование для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.

Составляющие информационно-образовательной среды

  • Учебник - своего рода «навигатор», обеспечивающий выход на другие образовательные ресурсы с помощью которых учащийся «добирает» необходимую информацию, представленную в разных формах в других компонентах учебно-методического комплекта.

  • Рабочая тетрадь-практикум - позволяет учащимся формировать и закреплять знания и умения.

  • Электронное приложение к учебнику - позволяет расширить информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов, что позволяет задействовать различные способы восприятия информации, способствует развитию познавательной активности учащихся.

  • Сайт интернет-поддержки - среда коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса; предназначен для использования учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника для самообразования и помощи своему ребенку.


Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной культуры на уроках информатики

Формирование информационной культуры осуществляется через формирование информационной компетентности, которая проходит три уровня развития:

- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);

- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);

- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

В состав общей информационной компетентности входят следующие блоки:

Информационный блок:

  • поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

  • представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

  • выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Блок компьютерной и информационной техники:

  • объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

  • выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

  • обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Блок операционной системы:

  • настройка пользовательского интерфейса Windows;

  • работа с файлами;

  • знание основных команд;

  • использование стандартных программ Windows.

Блок прикладных программ:

  • создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

  • построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

  • поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

  • создание и разработка веб-сайтов, используя редактор визуального веб-конструирования;

  • создание и обработка баз данных.

Развитие навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности происходит следующим образом: использование информационно-поисковых систем, систематизация информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения, видоизменение формы, знаковой системы, носителя информации, установление ассоциативных и практических связей между информационными сообщениями.


Формирование элементов информационной культуры осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.

1. Проблемный метод активно развивает все компоненты информационной культуры, позволяет:

применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности,

стимулировать ученика на рефлексивное восприятие материала,

формировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении информатики, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

2. Самостоятельный поиск информации. Работа с дополнительными источниками информации (электронные учебники, видеоуроки, Интернет) позволяет расширить и дополнить теоретический курс современными данными. Но здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых, и нужно научить детей критически относиться к любой информации.

3. Анализ содержания и формы представления информации в сообщении одноклассника. Как правило, этот методический прием используется на уроках с целью анализа сообщений, которые содержат научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к информации, способствует свободной ориентации школьников в информационной среде.

4. Работа с текстом – важный метод работы по развитию критического мышления учащихся. Применяются приёмы выделения в тексте главного, составление на основе текста опорных логических конспектов, схем, выявления причинно-следственных связей, составление систематизирующих таблиц, при этом учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания. При работе с текстом считаю необходимым привлекать информацию из книг, журналов, газет, Интернета, которые помогают ребятам объяснить проблему, рассматриваемую на уроке.

5. Моделирование – представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. Компьютерное моделирование позволяет научиться решать задачи разными способами: с помощью редакторов, электронных таблиц, систем программирования.

2.3 Система задач для обучения учащихся по теме «Информационная культура»