Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания информатики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Анализ существующей образовательной практики обучения темы «Информационная культура»
Тема «Информационная культура » относится к содержательной линии «Социальная информатика».
Рассмотрим учебник по информатике Н.Д. Угриновича за 9 класс. Понятие «Информационная культура» рассматривается в главе «Информатизация общества». В учебнике дается следующее определение понятия информационная культура- это знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знакомство с юридическими и этическими нормами в этой среде.
В параграфе рассматриваются следующие понятия, которыми должны владеть учащиеся при изучении данной темы: офисные информационные технологии, мультимедиа документы, компьютерные презентации, электронные таблицы, коммуникативная культура, юридические и эстетические нормы и правила.
В учебнике К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина 9 класса, под информационной культурой общества понимается:
1. Это способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией.
2. Это способность общества применять передовые достижения в области информационных технологий.
Информационная культура человека- это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации.
Современный человек должен уметь:
формулировать свою потребность в информации;
находить нужную информацию, используя различные источники;
отбирать и анализировать информацию (в том числе конспектировать, составлять рефераты);
представлять информацию в разных видах;
обрабатывать информацию и создавать новую информацию;
использовать информацию для принятия решений.
В учебнике К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина 11 класса повторяются изучаемые определения.
В учебнике Босовой Л.Л. базового уровня за 10 класс, в главе «Информация и ее процессы» представлено следующее понятие информационная культура- это готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных последствий.
Важнейшими компонентами информационной культуры является информационная грамотность и информационное мировоззрение.
Информационная грамотность это – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.
В учебнике И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеина 11 класса в главе «Основы социальной информатики» под понятием информационная культура понимается - умение и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
2.2 Формирование информационной культуры в условиях преподавания информатики
XXI век – век информационных технологий. Мы имеем достаточно высокий уровень развития технических средств и наблюдаем их дальнейшее совершенствование довольно быстрыми темпами. На этом фоне в отношении информационной культуры подрастающего поколения можно сказать следующее: с одной стороны подростки даже быстрее взрослых осваивают технические новинки и их новые возможности, с другой стороны, у них формируется потребительское отношение к информации, утрачивается умение анализировать и перерабатывать информацию, изменять форму её представления. Эта ситуация может иметь большие негативные последствия и для самих обучающихся, так и для общества в целом, поскольку в информационном обществе способность человека обрабатывать информацию еще более востребована, чем когда-либо. Возможности и задачи информатики в этом плане занимают особое место: именно здесь необходимо обобщить и систематизировать специфические знания, полученные в разных областях и на этой основе сформировать целостное представление о способах и методах работы с информацией.
В повседневной жизни современные подростки в большей мере имеют дело с информацией в формате мультимедиа. Работа с традиционными формами представления информации: текстом, схемой, таблицей и пр., носит эпизодический характер и связана в основном с учебной деятельностью по отдельным предметам. В связи с этим уровень сформированности навыков её выполнения у большинства обучающихся крайне низкий. Систематическое выполнение работ, связанных с необходимостью преобразования формы представления информации, относящейся к разнообразным сферам деятельности, может способствовать повышению уровня информационной культуры обучающихся.
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Элементами информационной культуры являются информационная компетентность и информационная грамотность.
Информационная грамотность - это набор умений и навыков, позволяющий находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
Информационная компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Информатика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как само понятие «информация» является ключевым по отношению ко всему курсу информатики и информационных технологий.
Содержание информационной культуры проявляется[27, с.109]:
-
в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации; -
в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии; -
в умении выделять в своей деятельности информационные процессы и управлять ими; -
в овладении основами аналитической переработки информации; -
в овладении практическими способами работы с различной информацией.
Формирование информационной культуры учащихся - это процесс взаимодействия всех участников учебно-воспитательной системы. Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:
-
использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.); -
использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий; -
использование компьютерных обучающих и контролирующих программ; -
повышение своей квалификации путем дистанционного обучения; -
использование для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.
Составляющие информационно-образовательной среды
-
Учебник - своего рода «навигатор», обеспечивающий выход на другие образовательные ресурсы с помощью которых учащийся «добирает» необходимую информацию, представленную в разных формах в других компонентах учебно-методического комплекта. -
Рабочая тетрадь-практикум - позволяет учащимся формировать и закреплять знания и умения. -
Электронное приложение к учебнику - позволяет расширить информационное поле путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов, что позволяет задействовать различные способы восприятия информации, способствует развитию познавательной активности учащихся. -
Сайт интернет-поддержки - среда коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса; предназначен для использования учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника для самообразования и помощи своему ребенку.
Приёмы и методы работы с учащимися по формированию информационной культуры на уроках информатики
Формирование информационной культуры осуществляется через формирование информационной компетентности, которая проходит три уровня развития:
- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
В состав общей информационной компетентности входят следующие блоки:
Информационный блок:
-
поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации; -
представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов; -
выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.
Блок компьютерной и информационной техники:
-
объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств; -
выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач; -
обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Блок операционной системы:
-
настройка пользовательского интерфейса Windows; -
работа с файлами; -
знание основных команд; -
использование стандартных программ Windows.
Блок прикладных программ:
-
создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word; -
построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel; -
поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем; -
создание и разработка веб-сайтов, используя редактор визуального веб-конструирования; -
создание и обработка баз данных.
Развитие навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности происходит следующим образом: использование информационно-поисковых систем, систематизация информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения, видоизменение формы, знаковой системы, носителя информации, установление ассоциативных и практических связей между информационными сообщениями.
Формирование элементов информационной культуры осуществляется через использование соответствующих приёмов и методов обучения.
1. Проблемный метод активно развивает все компоненты информационной культуры, позволяет:
применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности,
стимулировать ученика на рефлексивное восприятие материала,
формировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении информатики, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
2. Самостоятельный поиск информации. Работа с дополнительными источниками информации (электронные учебники, видеоуроки, Интернет) позволяет расширить и дополнить теоретический курс современными данными. Но здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых, и нужно научить детей критически относиться к любой информации.
3. Анализ содержания и формы представления информации в сообщении одноклассника. Как правило, этот методический прием используется на уроках с целью анализа сообщений, которые содержат научные неточности или ошибки. Этот прием формирует не только предметные знания, но и ценностные отношения к информации, способствует свободной ориентации школьников в информационной среде.
4. Работа с текстом – важный метод работы по развитию критического мышления учащихся. Применяются приёмы выделения в тексте главного, составление на основе текста опорных логических конспектов, схем, выявления причинно-следственных связей, составление систематизирующих таблиц, при этом учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания. При работе с текстом считаю необходимым привлекать информацию из книг, журналов, газет, Интернета, которые помогают ребятам объяснить проблему, рассматриваемую на уроке.
5. Моделирование – представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. Компьютерное моделирование позволяет научиться решать задачи разными способами: с помощью редакторов, электронных таблиц, систем программирования.
2.3 Система задач для обучения учащихся по теме «Информационная культура»