Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания информатики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью создания системы задач является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися средних общеобразовательных заведений. Туда включены контрольные вопросы по данной теме, упражнения для самостоятельного выполнения в тетрадях и задания для работы за компьютером в классе, после объяснения нового материала, тесты, диктанты. Данная система задач сгруппирована по темам параграфов. Задания для проверки знаний выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, тестирование, защита проектов. В каждом блоке представлены тестовые задания и диктанты по каждой теме параграфа. На последнем уроке, который отведен под обобщение и проверку знаний, учитель может провести проверочные испытания, представленные тестовые задания и диктанты раздать по уровням. Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.
Информационная культура
Контрольные вопросы
-
Что такое информационная культура? -
Информационная культура присуща человеку или (и) обществу? -
Какие факторы способствуют развитию информационной культуры? -
Назовите составляющие информационной культуры?
Упражнение №1
Продолжите предложение.
Информационная культура человека заключается в..
-
его умения пользоваться бытовыми приборами; -
его умение работать с информацией; -
его умение определять количество потребляемой информации; -
его умения и потребности работать с информацией, средствами информационный и коммуникационных технологий -
наличие у него среднего образования.
Упражнение №2
Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Задание №1 для работы за компьютером.
С помощью системы Интернет и программы Microsoft PowerPoint создайте свой проект, в котором будет отражена информация по теме «Информационная культура человека». Данная презентация может состоять из любого количества слайдов (от 2 до 5) После просмотра презентации мы должны понять, в чем заключается информационная культура человека.
Задание №2 для работы за компьютером.
С помощью системы Интернет, найдите иллюстрации из любых источников, которые составлены безграмотно, с несоблюдением норм информационной культуры. Найденную информацию скопируйте в программу Microsoft Office Word с помощью операции Print Screen и дайте комментарий, почему в данном сообщении отсутствует информационная культура.
Данная рассылка не содержит приветствия и пропагандирует распространение нелегальных дисков.
Диктант
Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.
-
Информационная культура человека заключается в его умении работать с большим объемом информации. -
Процесс формирования информационной культуры закончится после окончания высшего учебного заведения. -
Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека. -
Информационной культуры личности это потребности человека самостоятельно запрашивать недостающую информацию по средствам коммуникационных технологий. -
Информационная культура человека проявляется в умении извлекать и использовать информация из разных источников. -
Информационная культура важна для каждого человека.
Тест по теме «Информационная культура»
1. Совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития. Отражает:
-
культуру человека -
культуру общества
2. Определение. Информационная культура это:
-
умение общаться со сверстниками на понятном им языке -
область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил -
умение отправлять и принимать сообщения через мобильный телефон и знание основ ЭВМ
3. Информационная культура человека проявляется в.
-
умение пользоваться всемирной сетью ИНТЕРНЕТ -
умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать
4. Информационная культура важна для каждого человека.
-
Потому что, информационная культура красит каждого человека и делает его сильнее и умнее -
Потому что, она формирует навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями, и учит получать недостающие знания и различных источников
5. Составляющие информационной культуры.
-
культура чтения познавательной литературы -
культура поиска новой информации -
умение работать в коллективе -
умение работать с компьютером
Тема «Информационная культура» является фундаментальным средством повышения информационной культуры школьников. Она не только расширяет кругозор учащихся, формирует его информационную компетентность, мировоззрение, но и выполняет основополагающие функции информатизации общества.
Заключение
Будущее современного человека - это мир информационного общества и общества знаний. Его важнейшие характеристики:
- информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
- цикл обновления технологий опережает темпы смены поколений;
- непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
- жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
В это же время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна - в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации.
В условиях колоссальных объёмов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.
Компьютерная грамотность - это основная база знаний и полезные навыки, которыми должен обладать каждый современный человек.
В повседневной жизни современные подростки в большей мере имеют дело с информацией в формате мультимедиа. Работа с традиционными формами представления информации: текстом, схемой, таблицей и пр., носит эпизодический характер и связана в основном с учебной деятельностью по отдельным предметам. В связи с этим уровень сформированности навыков её выполнения у большинства обучающихся крайне низкий. Систематическое выполнение работ, связанных с необходимостью преобразования формы представления информации, относящейся к разнообразным сферам деятельности, может способствовать повышению уровня информационной культуры обучающихся.
Информатика как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как само понятие «информация» является ключевым по отношению ко всему курсу информатики и информационных технологий.
Список использованной литературы
-
Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. — М.: КноРус, 2013. — 248 c. -
Агальцов, В.П. Информатика для экономистов: Учебник / В.П. Агальцов, В.М. Титов. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 448 c. -
Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 400 c. -
Акулов, О. А., Медведев, Н. В. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – Москва: Омега-Л, 2009. – 557 с. -
Алексеев Е.Г. Электронный учебник по Информатике серия: Библиотека студента и школьника Солон-пресс, 5-98003-306-8. -
Алехина Г. В. Информатика. Базовый курс : учебное пособие / Под ред. Г. В. Алехиной. — 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. — 731 с. -
Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б. Антопольский. — М.: Либерия, 2014. — 424 c. -
Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. — М.: Айрис, 2016. — 160 c. -
Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: Учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. — М.: Дашков и К, 2013. — 395 c. -
Горнец, Н. Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и вычислительные системы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Информатика и вычислительная техника» / Н. Н. Горнец, А. Г. Рощин. — М.: Академия, 2012. — 240 с.: ил. — (Высшее профессиональное образование Информатика и вычислительная техника). -
Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник-тетрадь / А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина, и др.. — М.: Баласс, 2015. — 128 c. -
Горячев, А.В. Практикум по информационным технологиям / А.В. Горячев, Ю.А. Шафрин. — М.: Бином, 2016. — 272 c. -
Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 c. -
Гришин, А.В. Промышленные информационные системы и сети: практическое руководство / А.В. Гришин. — М.: Радио и связь, 2010. — 176 c. -
Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c. -
Информатика в экономике: учебное пособие: / [Н. Г. Бубнова и др.]. – Москва: Вузовский учебник, 2011. – 476 с. -
Информатика и информационные технологии / ред. Ю.Д. Романова. — М.: Эксмо, 2011. — 544 c. -
Информатика Учебник для вузов Макарова Н. В., Волков В. Б. Издательство: Питер, 2011 г., 575 с. -
Информатика. Базовый курс / Под ред. С. В. Симоновича. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 639 с. -
Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2015. — 640 с. -
Информатика. Базовый курс: учебное пособие для высших технических учебных заведений / [С. В. Симонович и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 639 с. -
Информатика: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / [Н. В. Макарова и др.]. – Москва: Финансы и статистика, 2009. – 765 c. -
Информатика: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 768 c. -
Информатика: учебное пособие / А. Н. Степанов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2007. – 764 с. -
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / ред. Д.А. Поспелов. — М.: Педагогика-Пресс, 2013. — 352 c. -
Информационные технологии в экономике управления / Под ред. В.В. Трофимова. — М.: Юрайт, 2015. — 482 с. -
Семакин, И.Г. Информатика 10 класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. — 165 c. -
Семакин, И.Г. Информатика. 11-й класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — М.: Бином. Лаборатория знаний; Издание 2-е, 2012. — 139 c. -
Симонович Практическая информатика / Симонович, С.В; Евсеев, Г.А.. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. — 480 c. -
Симонович, С. В. Общая информатика / С. В. Симонович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 431 с. -
Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
Приложения
Конспект интегрированного урока информатики по теме: «Информационная культура»
Предмет: информатика