Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания информатики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Информационная культура
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Класс: 9 класс.
Технологии: компьютер, проекционная система, мультимедийный комплекс, локальная сеть, выход в Интернет.
Общеобразовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Программно-дидактическое обеспечение:
ХОД УРОКА
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Класс: 9 класс.
Технологии: компьютер, проекционная система, мультимедийный комплекс, локальная сеть, выход в Интернет.
Общеобразовательные цели:
-
освоить содержание понятия «информационная культура»; -
знать этические и правовые нормы информационной деятельности человека; -
уметь применять свойства квадратичной функции при решении неравенств второй степени с одной переменной.
Развивающие цели:
-
освоение различных форм коммуникаций; -
развитие самооценки как необходимого качества успешного функционирования в информационном обществе.
Воспитательные цели:
-
развитие коммуникативных качеств личности; -
формирование навыков ассоциативного мышления; -
формирование и развитие правовых и этических представлений об информационной деятельности человека.
Программно-дидактическое обеспечение:
-
Компьютерный класс, оборудованный локальной сетью с выходом в Интернет. -
Интерактивная доска. -
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, Excel, Internet Explorer. -
Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями и таблицей)
ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку. | | |||||||||||||||||||
На протяжении всей своей истории человечество накапливало информацию. Объем информации увеличивался очень быстро и потому люди почувствовали необходимость каких-то устройств, которые помогли бы им хранить и обрабатывать эту информацию. И на свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе – информационные революции. Первая революция – связана с изобретением письменности. Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания. Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации. Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Появились средства передачи информации на далекие расстояния и в короткое время, что способствовало бурному развитию науки и техники. Четвертая революция (70-е годы XX века) – связана с изобретением персонального компьютера. Именно эта революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина – «информационное общество». Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. | | |||||||||||||||||||
Время меняет принципы и законы, ранее казавшиеся незыблемыми. Так и известное высказывание «Кто владеет информацией, тот правит миром» сегодня устарело. Теперь правит миром тот, кто умеет быстрее других обработать, систематизировать информацию и из нее получать новые знания». Проблема заключается в том, что в современном обществе надо научиться обрабатывать информацию быстро, так как на людей обрушивается лавинообразный поток информации. И чем дальше, тем ее больше. По оценке западных аналитиков, в настоящее время объём информации в интернете удваивается каждые 5 лет, а в 2020 году он будет удваиваться уже каждые 72 дня». Какой человек может справиться с таким объемом информации? Только информационно-культурный человек. И только информационно - культурный человек сможет стать исследователем Ведь быть исследователем – это значит уметь добывать знания. А какой человек считается информационно-культурным и насколько каждый из вас соответствует образу этого человека мы сегодня и будем вычислять. А для чего это надо? Это необходимо для того, чтобы вы реально представили свое положение в современном обществе, а, самое главное, задумались над тем, в какой области вам надо повысить свои знания, чтобы быть успешным человеком в информационном обществе, чтобы вы могли себя назвать исследователем с большой буквы. | | |||||||||||||||||||
Какой человек считается культурным? Человек, который обладает:
А в чем проявляется информационная культура человека? Чтобы ответить на этот вопрос мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека. Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире? Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде. Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. Добавляем к фигуре человека на экране элемент – компьютер и телефон. Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями. Добавляем к фигуре новый элемент – окна программ из пакета MicrosoftOffice, AdobePhotoshop, CorelDrow, Internet и т.д. В-третьих, он должен уметь извлекать информацию любого вида из различных источников: книг, периодической печати, Интернета, радио, телевидения. Добавляем к фигуре новый элемент – страницу из газеты или журнала и окно программы InternetExplorer. В-четвертых, он должен знать различные методы обработки информации. Добавляем к фигуре новый элемент – решение квадратного уравнения в тетради, с помощью языка программирования, в электронных таблицах. В-пятых, он должен знать правовые и этические нормы информационной деятельности человека Добавляем к фигуре новый элемент – законы об информационной деятельности человека. Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой. Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. | | |||||||||||||||||||
Для расчета коэффициента информационной культуры вы оцените себя по 10-бальной шкале по всем этим параметрам в ходе нашего урока и заполните таблицу.
| | |||||||||||||||||||
Заполнение 1 столбца: в том, что вы все владеете мобильными телефонами на 10 баллов мы не сомневаемся. Вы же должны поставить сами себе баллы за владение не только мобильными телефонами, но и другими современными техническими устройствами: компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой и т.д. Заполнение 2 столбца: проверим, насколько быстро вы умеете находить нужную информацию в Интернете. Задание: «Найти названия основных трудов педагога-сподвижника И.Я. Яковлева, этнографа, первого чувашского математика с высшим образованием Охотникова Никифора Михайловича». Заполнение 3 столбца: вы должны уметь читать информацию любого вида. Возьмем в руки замечательную книгу «Атлас земель сельскохозяйственного назначения Чувашской Республики», выпущенную ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» в рамках Года земледельца. В ней даны характеристики земельных ресурсов Чувашской Республики в виде диаграмм. Изучив эти диаграммы, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Заполнение 4 столбца: оценим ваше умение обрабатывать информацию различными методами. Обратимся к алгебре и вспомним решение квадратных неравенств. Повторение материала из учебника «Алгебра-9» под редакцией Ю.Н.Макарычева по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной» на интерактивной доске. Самостоятельное решение неравенств второй степени с одной переменной по индивидуальным карточкам и проверка решения графическим способом с помощью программы Microsoft Excel на компьютере.
Заполнение 5 столбца: В информационном обществе информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать. Поэтому возникают новые общественные отношения, связанные с использованием такого товара, требующие создания мер правого регулирования. В нашей стране изданы законы:
Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Данная проблема очень актуальна для нашего общества, т.к. значительная часть программного обеспечения используется отдельными пользователями и даже организациями путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов. Сегодня, вы знаете, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» все школы России получили стандартный пакет программного обеспечения «Первая помощь 1.0» и «Первая помощь.2.0», который обеспечил школы лицензионными продуктами.
Особое внимание обратим на статью 11 закона «информация о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда). В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:
Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором прописаны наказания за все дурные проступки, а то, которое руководствуется соображениями этического порядка. Этика – это учение о нравственности, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, государству и т.п. В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно отчетливо проявляются они сегодня в сети Интернет, где юридические законы часто невозможно применять, но определенное понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», все же существует и поддерживается. | | |||||||||||||||||||
IV.Вычисляем коэффициент информационной культуры : Суммарное количество баллов ученика КИК = --------------------------------------------------------- 50 А сейчас сделайте расчет КИК и в зависимости от его значения, прикрепите свои магнитики на диаграмме, нарисованной на доске. | | |||||||||||||||||||
V.Обобщение урока Вспомним слова: «Теперь правит миром тот, кто умеет быстрее других обработать, систематизировать информацию и из нее получать новые знания». Готовы ли вы «править миром? Давайте посмотрим на диаграмму, что у нас получилось. Что вы можете сказать об уровне информационной культуры в вашем классе? Будем ли мы чувствовать себя комфортно в том обществе, где на первый план выходят новые и перспективные когнитивные технологии. (Речь идет об информационных познавательных технологиях, специально ориентированных на развитие интеллектуальных способностей человека, его воображения и ассоциативного мышления). Чтобы быть успешными людьми в таком обществе вы должны стремиться приблизить КИК как можно ближе к 1. Тогда мы станем настоящими исследователями. А что для этого мы должны делать?
Мы видим, что нам есть еще над чем работать, что совершенствовать. | | |||||||||||||||||||
Уровень знания: знатьчерты информационно-культурного человека; знать свойства квадратичной функции. Уровень применения: №№ 1011, 1015 Творческий уровень: какие средства защиты вы применяете от вторжения в ваше личное информационное пространство? Тестына тему «Основы социальной информатики» на странице персонального сайта учителя | |