Файл: Литература Древней Греции 1 Хронологические рамки античной литературы, её особенности и историческое значение 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
10. Еврипид
(485-●-) поэт упадка демократии. Когда родился, отцу было предсказано, что сын будет побеждать на состязаниях → Е. обучали в гимнастике, живописи, но он выбрал поэзию. ●В это время распространена софистика (софист-мудрец). Они не признавали объективной истины, за субъективные идеалы. Их не любили, Е. обвиняли в софистике, ставили ему это в вину. Софисты: ●отрицали все, доказывали то, что нельзя доказать●будили мысль, заставляли людей думать, «философ на сцене» ●получил 4 награды при жизни и 1 после (мало), стал популярен в IV, т.к. ставил вопросы: ●раб – такой же человек, как и все, и может быть даже лучше хозяина●женщина – тоже человек. Защищает их права (выбор жениха, самостоятельная мысль) ●скептическое отношение к богам (не как у Софокла и Эсхила). Боги враждебны людям●бог должен быть 1 и праведный, много – спорят и ругаются (→провозвестник Христа) ●герои порочны, а не ошибаются●любит исследовать страсти, психологию страстей●чаще всего высказывал свои мысли в хоре Алкéстида Вместо сатировой драмы заключает драматическую тетралогию. ●Царь-Адмет, (умирал) Мойры-плетут нити жизни, ●мотив самопожертвования Е. перенёс из мифа и сосредоточил внимание на переживаниях А. и Адмета●Медея Провалилась на состязании, но после – популярна. ●Медея чувствует себя обманутой, Ясон показан как расчетливый эгоист (≈ софист) ●Еврипиду важно высказаться → не важна художественная правда, мысли могут ей не соответствовать●перемещение симпатии – то Медее, то Ясону. У каждого человека есть своя правда, и он её защищает●детоубийство – итог борьбы страстей Медеи (в мифе – убивают жители Коринфа) ●для Е. жизнь человека – смена падений и взлетов, вызванных характером человека Новаторство: Двойственность её характера – и оплакивает-жалеет детей, и убивает. До Е. внутренний мир человека не изображался. Ипполит В основе – миф об афинском царе Тесее (основатель афинского государства) ●Тоже посвящена теме борьбе страстей. ● амазонка – Ипполита, сын Ипполит, дед Медеи -Посидон убить Ипполита. Его колесница – в щепки, Артемида приносит его к отцу, Ипполит умирает на руках Тесея. ●По мифу Федра порочная женщина, по Е. она по натуре благородна: всеми способами старается преодолеть страсть, готовая лучше умереть, чем выдать свои чувства.
●Е. вводит няньку Федры, чтобы удалить сцену позорного признания Федры Ипполиту. ●Продолжая традицию Гомера, Е. объясняет страсти героев поведением богов.Электра полемика с Эсхилом («Хоэфоры»). По мифу Электра спасла маленького Ореста, удалив его из дворца, а потом помогла ему юноше отомстить за отца. У Эсхила Орест убивает мать, мотивируясь желанием Апполона, Софокл его оправдывает, мать жестока и бесчеловечна. Еврипид осудил убийц и Апполона. Здесь Клитеместра – любящая и заботливая мать, которую заманили в дом Электры под предлогом «родов». В свое время Кл. отдала Электру замуж за простого человека, который её не лишал невинности – спасла. Вместе с Кл. они противопоставлены злой Электре. Еврипид издевается над мифом и предшественниками: волосы, следы, одежда Ореста не могла быть той же, как в детстве. Орест, вдохновленный Электрой, убивает мать. Новаторство Еврипида:первый ввел в драму любовную тему, которая в некоторых трагедиях стала центральной●не мог изменить мифологическую традицию, но он приводил вольные толкования мифов●стремился скрыть нововведения формой драматургии, ех: пролог архаического типа (повествовательный, ориентирующий зрителя) ●далекое мифологическое прошлое всегда сопоставляет с настоящим●на первом плане – превратности судьбы, а трагический конфликт – на втором●заменил перипетию интригой, которую придумывает и осуществляет сам герой Ифигения в Авлиде Особенности: Агамемнона мучают сомнения ●Ифигения – впервые поставлен нестатичный характер. Когда приезжает – юная, радостная, чистая, потом – плачет → превращается в зрелую женщину, понимает, что если она не отдаст себя в жертву, Аргос будет обесчестен●В образе спартанца Менелая – эгоист – ненависть патриота-афиняна Е. к Спарте●центральный мотив – самопожертвования Ион В Афинах была царевна Креуса, она любила Аполлона, родила от него сына, подкинула сына к храму Аполлона. Через несколько лет её выдали замуж за иноземца Ксуфа. Нет детей. Идут в оракул. Креуса встречает Неокора, рассказывает о подруге, у которой нет детей. Ксуфу пророчат, что его сын тот, кого он первого встретит выходя из храма – Неокор (Ксуф назвал его Ионом). Берет его с собой как сына. Креуса хочет отравить Иона… Но выясняется, что это её сын.
Особенности:Е. положил начало теме подкинутого ребенка. ●Ломка традиционных рамок трагедии●жизнь вытесняла миф●Е. – гуманист – любит и жалеет людей
11. Комедия. Аристофан
Древняя комедия.(V)
-
первая – 486 – комический агон – состязание, спор актеров и хора -
флиаки – мимические сценки эпизодического характера, идут после агона, -
комедиографов много, но целые дошли только от Аристофана. -
комедия ставилась в том же театре, что и трагедия, выступали только мужчины, смотрели все (и рабы), кроме свободных женщин. -
актеры в масках (безобразные) и костюмах (короткие ← актеры носились по сцене). -
хор – 2 полухория -
парабаса – часть комедии, когда хор снимает маски, выходит на аванс сцену и поёт политические декламации, не связанные с сюжетом. -
комедия становится мощным орудием политической борьбы -
необходимое условие комедии – контакт со зрителем -
особенности древне-аттической комедии были тесно связаны с политическими и культурными условиями жизни Афин
другие комедиографы:
-
Кратин – мастер разработки непрерывного сюжета; создатель политической комедии, много нападок на бесчестных людей. -
Эпихарм – современник Эсхила – первый ввел в комедию фабулу -
Эвполид - искусство последовательного ведения сюжета и изящество остроумия -
Софрон (сер V) – ввел мимы, сочинил «Рыбаки», «Старики», «Колдуньи» – не дошло
Аристофан. (445-)
родился в семье состоятельного афинского гражданина, жил в период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства
первая комедия – под чужим именем 427
«Ахарняне» 425 – награда, не сам
«Всадники» 424 – поставил уже сам
Темы Аристофана:
-
война и мир 11 комедий дошло (всего 44) – везде есть слова о войне и мире, он был ярый сторонник мира. Шла Пелопонесская война (429-403) Как и трагедия, комедия связана с культом Диониса. Комические поэты защищают права земледельцев – во время праздников Деметры (плодородие) – ямбы. Земледельцы никогда не заинтересованы в войне. -
критика политики современного правления («Всадники», «Осы») -
проблемы культуры: воспитания, театра, литературы («Лягушки», «Облака»)
Всадники
Эта пьеса была направлена против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами.
Действие - перед домом старика Демоса. Пролог начинается с диалога двух рабов Никия и Демосфена →Демос передал власть в доме новому рабу, кожевнику. (отца Клеона). Рабам хотят стянуть у кожевника оракулы, которыми тот морочит голову старику (оракулы, сулившие победу в Пелопоннесской войны). Оракул найден: кожевник должен уступить власть колбаснику. Появляется колбасник. Свалка и ругань кончаются «агоном», в котором колбасник превосходит Пафлагонца (Клеона) бесстыдством. Следующий «агон» происходит уже в присутствии самого Демоса – критика политики. Тяготы войны, обнищание крестьянства. Продолжают соперники состязаться и далее, поднося Демосу пародийные оракулы и потчуя его различными яствами (комедийная «трапеза»). Наконец, когда колбасник угощает старика украденным у Пафлагонца зайцем. Демос признает колбасника победителем. В заключительной сцене Демос оказывается возрожденным: колбасник вернул ему юность, сварив его в кипятке и Демос отныне крепок и свеж. Комедия заканчивается обычной любовной сценой: вбегают красотки, изображающие мир на тридцать лет. В конце А. дает характеристику целого ряда комедийных поэтов, своих предшественников.
Особенности:
-
ярко выраженная политическая критика -
все герои либо названы своими именами, либо дана их должность
Облака
Старик Стрепсиад в долгах из-за аристократических замашек своего сына Фидиппида, отправляется на выучку в «мыслильню» к Сократу. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрепсиад оказывается неспособным к восприятию этой премудрости и посылает вместо себя сына. От теоретических вопросов сатира переходит в область практической морали. Перед Фидиппидом состязаются в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Правда восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев. Но вскоре искусство сына обращается против отца. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.