Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По приведенным данным в третьей таблице видим, что ни один испытуемый не справился без ошибок с исполнением предложенных заданий, другими словами, ни один дошкольник не обладает высоким развитием звукового произношения в словах.

У 70% испытуемых (9 дошкольников) группы эксперимента и 56% испытуемых (8 дошкольников) контрольной группы выявлено средне развитие возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова. В экспериментальной группе у испытуемого No12 отмечена замена звука [ц] на звук [з] в слове «певец», в ответе испытуемого No3 отмечен пропуск звука [л] в слове «хлеб», у испытуемого No9 отмечено смешение звуков [ч] и [ц] в слове «чтец», хотя изолированно данные звуки произносятся верно. В контрольной группе у испытуемого No10 отмечены следующие ошибки в произношении слов: «пецок», «субы», а у испытуемого No14 отмечена ошибка в слове оса («оза»).

У 30% испытуемых (4 дошкольников) экспериментальной группы и 42% испытуемых (6 дошкольников) контрольной группы выявлен низкий уровень развития возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова. К данному уровню отнесены результаты дошкольников, у которых отмечено нарушение звукопроизношения более трёх звуков. Чаще фиксировались ошибки на пропуск звуков (например, «яцо» у дошкольника No10) или замену звуков («цайник» у дошкольника No11). У дошкольника контрольной группы под номером 13 отмечены следующие ошибки «сахматы», «песера», «цайник».

Таким образом, у всех обследованных детей 7-го года жизни с ЗПР отмечаются нарушения произношения звуков в словах. Качественный анализ протокола обследования свидетельствует о том, что в процессе произношения слов наиболее часто отмечаются пропуски и замены звуков, реже смешения звуков.

Далее рассмотрим результаты диагностики возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры. Протокол обследования представлен в Приложении 2 и 3. Сводные результаты представлены в таблице 4.


Таблица 4 – Результаты диагностики возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры у дошкольников у дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

8

62%

7

50%

Низкий

5

38%

7

50%




По данным из четвертой таблицы можно сделать заключение, что у всех испытуемых входе урока в произношении слов также отслеживаются ошибки звукового произношения. Высокое развитие возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры не обнаружен ни у одного дошкольника.

У 62% испытуемых (8 детей) группы эксперимента и 50% испытуемых (7 детей) контрольной группы выявлено среднее развитие возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры. В ответах встречались различные ошибки, например, у испытуемого No6 экспериментальной группы отмечен пропуск звука [р] в слове «морковка», замена звука [р] на звук [л] в слове «черепаха». У испытуемого No8 отмечены пропуски звука [л] в словах «молоко», «телефон». У испытуемого No1 контрольной группы отмечено смешение звуков [ч] и [ц] в слове «ученица», а у испытуемого No6 все ошибки были связаны с заменой звуков.

У 38% испытуемых (5 детей) экспериментальной группы и 50% испытуемых (7 детей) контрольной группы выявлен низкий уровень развития возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры. У испытуемого No11 экспериментальной группы отмечены множественные замены звуков в словах «мышка» (звук [ш] на звук [с]), «черепаха» (звук [ч] на звук [ц]), «пуговица» (звук [г] на звук [к]). У испытуемого No13 контрольной группы отмечено смешение звуков [т] и [ц] в слове «цветник». В ответе испытуемого No11 контрольной группы отмечены следующие ошибки: «моковка», «челепаха», «мыска».

Подводя итог данной речевой пробы можно сказать о том, что произнесение звука в словах разной слоговой структуры вызывает затруднения у детей 7-го года жизни с ЗПР. Основные нарушения звукопроизношения у испытуемых связаны с пропусками и заменой звуков. В целом уровень произнесение звука в словах разной слоговой структуры является недостаточным.

Далее рассмотрим результаты диагностики возможности произнесения звуков в предложениях у дошкольников с ЗПР. Протокол обследования представлен в Приложении 2 и 3. Сводные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты диагностики возможности произнесения звуков в предложении у дошкольников у дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

6

46%

6

42%

Низкий

7

54%

8

56%


Исходя из данных, приведенных в таблице, видим, что ни у одного воспитанника звукопроизношение не соответствует высокому уровню развития, то есть не является безошибочным.

У 46% испытуемых (6 детей) группы эксперимента и 42% испытуемых (6 детей) контрольной группы выявлено среднее развитие возможности произнесения звука в предложении. У испытуемого No9 экспериментальной группы отмечена замена звука [р] на звук [л] во всех названных словах. Испытуемый No12 заменил звук [ц] на звук [c] во всех словах. У дошкольников контрольной группы также отмечены 2-3 ошибки на пропуски и замены звуков: у дошкольника No7 контрольной группы отмечены следующие ошибки: «камейкa», «идюм», «соя».

У 54% испытуемых (7 детей) экспериментальной группы и 56% испытуемых (8 детей) контрольной группы выявлен низкий уровень развития звукопроизношения. Данная группа испытуемых допустила более 3 разноплановых ошибок в звукопроизношении. К примеру, у испытуемого экспериментальной группы No11 отмечены пропуск звука [ш] в слове «шкаф», замена звуков [г] на [в] в слове «сегодня», замена звука [щ] на [ш] в слове «щука». Дошкольник No3 контрольной группы допустил следующие ошибки: «заку», «тапля», «светёт».

Представим обобщённые результаты диагностики звукопроизношения детей 7-го года жизни с ЗПР в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностического исследования звукопроизношения дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе

Данные диаграммы показывают нам, что у 46% испытуемых (6 детей) группы эксперимента и 50% испытуемых (7 детей) контрольной группы выявлено среднее развитие звукового произношения. Низкому уровню развития звукопроизношения соответствует результат 54% испытуемых (7 дошкольников) экспериментальной группы и 50% испытуемых (7 дошкольников) контрольной группы.

Исследование звукопроизношения у детей с ЗПР позволило установить, что у большинства детей наблюдается нарушение в произношении более 3 звуков. В процессе диагностики дошкольников с ЗПР было зафиксировано смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок ([с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ц], [с]-[щ], [р]-[л]) при произношении слов. Также у детей с ЗПР наблюдалось смешение двух групп звуков, в частности, искажения межзубного произношения свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [@] 8 AB>9:85 70<5=K >4=>3> 72C:0 4@C38< (@-;, ;-;, ;-2, H-A, 6-;). # =5:>B>@KE 4>H:>;L=8:>2 2KO2;5=> >BACBAB285 72C:0 [@]. # =5:>B>@KE 4>H:>;L=8:>2 >B<5G0;8AL ?@>?CA:8 72C:>2. 8AA;54>20=88 >B<5G5=K 548=8G=K5 A;CG08 A<5H5=8O 72C:>2 [F] 8 [B], [G] 8 [F].


Таким образом, проведённое диагностическое обследование детей 7-го года жизни с ЗПР, направленное на изучение звукопроизношения, показало, что у всех дошкольников отмечаются нарушения звукопроизношения различного характера. На основе выявленных нарушений необходимо проведение целенаправленной логопедической работы.

2.2. Реализация коррекционной программы по коррекции нарушений звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития

На формирующем этапе исследования нами была реализована коррекционная программа по коррекции звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития. Работа проходила, включая в себя только дошкольников экспериментальной группы. Дошкольники контрольной группы проводили работу с логопедом по программе.

Согласно положению гипотезы, нами была разработана программа логопедической работы, реализованная с детьми 7-го года жизни с задержкой психического развития, которая обеспечит у дошкольников преодоление нарушений звукопроизношения.

Цель программы: коррекция звукопроизношения дошкольников 7-го года жизни с ЗПР.

Задачи программы:
1. Коррекция произношения изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в устной речи.
3. Уточнение артикуляции отдельных звуков.
4. Закрепление звукопроизношения в слогах разной структуры.
5. Закрепление звукопроизношения в словах разной слоговой структуры. 6. Закрепление зукопроизношения в предложениях.
Основная форма реализации программы – групповые занятия. За период реализации программы (5 месяцев) было запланировано проведение занятий с регулярностью два раза в месяц. Общее количество занятий – 12. В качестве темы занятий мы выбирали работу с теми звуками, нарушенное звукопроизношение которых было выявлено на констатирующем этапе. При составлении программы нами учитывались данные диагностического исследования, демонстрирующие конкретные нарушения звукопроизношения. Для разработки программы мною была изучена научно- методическая литература, имеющийся педагогический опыт. План реализации программы представим в таблице 6.

Таблица 6 – Коррекционная программа по коррекции нарушений звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития

Дата

Тема

Структура занятия

11.11.2022


«Звуки [с], [с’]»


1. Организационный момент.

2. Уточнение артикуляции звуков.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Упражнение в произнесении звуков [с] и [с’].

5. Дидактическая игра «Поймай звук».

6. Дидактическая игра «Магазин».

25.11.2022


«Звук [ц], дифференциация звуков [с] и [ц]»


1. Организационный момент.

2. Беседа о звуках [с] и [с’].

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Сравнение звуков [с] и [ц].

5. Упражнение «Расставь по местам».

6. Дидактическая игра «Добавь слог».

7. Составление упражнений со словами.

09.12.2022


«Звук [ж]»


1. Организационный момент.

2. Характеристика звука [ж].

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Упражнение «Слоговая таблица».

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

6. Составление рассказа о жуке.

23.12.2022


«Звук [з], дифференциация звуков [з] и [ж]»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Характеристика звука [з].

4. Упражнение «Сравни звуки».

5. Упражнение «Повтори слоги».

6. Упражнение «Образование прилагательных».

7. Дидактическая игра «Найди картинку».

20.01.2023


«Звук [ч], дифференциация звуков [ч] и [ть]»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение «Сравни звуки».

4. Дифференциация звуков в слогах.

5. Дидактическая игра «Какой предмет лишний?».

6. Составление предложений.

27.01.2023


«Звуки [р] и [р’]»

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Закрепление артикуляции звуков.

4. Упражнение «Эхо».

5. Упражнение «Интервью».

6. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

10.02.2023


«Звуки [л] и [л’]»

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Характеристика звуков.

4. Упражнение «Твёрдый и мягкий».

5. Упражнение «Повтори слоги».

6. Дидактическая игра «Подбери слова».

17.02.2023


«Звук [щ], дифференциация звуков [щ] и [c’]»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение «Сравни звуки».

4. Упражнение «Повтори слоги».
5. Дидактическая игра «Лишнее слово».

6. Упражнение «Поймай звук».

24.03.2023


«Звук [т] и [т’]»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение произношения звуков.

4. Упражнение «Скажи наоборот».

5. Упражнение «Добавь последний звук».

6. Дидактическая игра «Придумай слово».

31.03.2023


«Дифференциация звуков [г] и [к]»

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение «Сравни звуки».

4. Упражнение «Повтори слоги».

5. Дидактическая игра «Горка и качель».

6. Упражнение «Распредели картинки».

14.04.2023


«Дифференциация звуков [р] и [л]»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение «Сравни звуки».

4. Упражнение «Поймай звук».

5. Дидактическая игра «Паровозик».

6. Упражнение «Исправь ошибку».

21.04.2023


«Говорим правильно»


1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение «Звуки природы».

4. Упражнение «Повтори слоги».

5. Упражнение «Назови картинку».

6. Дидактическая игра «Последовательные картинки».



Один из конспектов представлен в Приложении 4.

Согласно традиционной методике, нами проводились занятия по развитию способностей и навыков у дошкольников без ошибок употреблять звуки речи в различных моделях коммуникации. В ходе занятий с логопедом активно использовались текстовой формат обучения, упражнения творческого направления, показывались разные типа и формы речевой структуры, плюсом ко всему был приобщен материал, включающий в себя те звуки, которые у ребенка были несформированы.

Примерная структура занятия (например, по теме «Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях») выглядит так:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Болтушка», «Ступеньки» и др. Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов (умения управлять органами речи) к правильному восприятию и воспроизведению звука.

3. Характеристика и анализ артикуляции звука.

4. Автоматизация звука в слогах.

5. Логоритмическое упражнение на автоматизацию звука.

6. Автоматизация звука в словах.

7. Автоматизация звука в предложениях.

8. Дидактические игры.

9. Подведение итогов занятия.

Почему работа с логопедом важна? Потому что она позволяет автоматизировать верное произношение и позволяет скорректировать постановку того или иного звука. Логопедическая работа включает в себя серьезный и длительный труд, который в свою очередь влечет за собой замедление привычек произношения у детей с ЗПР, а также влияет на установку новых стереотипных движений при артикуляции.

Чтобы до конца освоить звук, нужно начать с чего-то простого, а затем постепенно двигаться к сложному. При автоматизации звука нужно помнить о последовательности программы корректировки, а также обязательной фиксации полученных результатов. Представленная работа включает в себя поэтапное введение поставленного звука в коммуникацию ребенка: сначала мы вводим звук в отдельное произношение, далее озвучиваем целое слово, следом используем предложение и составляем целый рассказ.

Когда мы выбирали материал для работы, мы использовали ряд обязательных требований. Одним из них является обязательное соответствие онтогенетическому принципу, по нему из речевой концепции вычитаются слова, включающие только звуки более позднего онтогенеза. Выбранная методика позволила нам обратить внимание испытуемых на выделенный звук в том или ином слове, изолировать его. На всех учебных занятиях нужно применять дидактические источники (такие, например, как сюжетные иллюстрации). Обязательным является также условие доступности в понимании для ребенка определенного возраста.