Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3083
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Излишняя заурегулированность
Нередко нормативные акты принимаются тогда, когда их издание совершенно излишне и неоправданно.
Например, главная мысль Правил использования электроэнергии на предприятии обычно сводится к тому, что электроэнергию надо беречь и, уходя, необходимо гасить свет. Но ведь это и так всем понятно...
Подобные случаи, вместе взятые, вносят излишнюю заурегулированность в жизнь корпорации, сковывают инициативу работников и в итоге причиняют больше вреда, нежели пользы.
Излишняя заурегулированность, как правило, приводит к снижению уровня эффективности корпоративных актов и показывает, как порой достоинство превращается в недостаток. Речь идет о создании корпоративных актов, сковывающих работников в проявлении инициативы.
Негативными можно признать и корпоративные акты, напоминающие научные разработки и по объему превышающие сотню страниц. Например, Положение о соревновании на некоторых предприятиях включает в себя таблицы, расчеты, формулы, выкладки, в которых рядовому работнику разобраться не под силу. Регулирующее значение подобных актов понижается.
Отсутствие декларативных положений
Корпоративные акты, как правило, не содержат декларативные положения, без которых не может обойтись почти ни один законодательный нормативный акт общего действия. Декларативные нормы, как правило, помещаются в преамбулах нормативных актов. В них отражаются цели и задачи нормативного акта, круг субъектов, на который он распространяется, и другие общие положения. Почему-то считается, что декларации в корпоративных актах излишни, что здесь нужны нормы, не воздействующие на сознание вообще, а побуждающие к совершению вполне конкретных действий. Думается, что недооценка общего настроя сознания работников таит в себе немало отрицательных моментов и в конечном счете приводит к большим издержкам.
Декларативными нормами в корпоративных актах не следует пренебрегать еще и потому, что они могут нести своего рода "патриотическую нагрузку" в отношении корпорации, т.е. убеждать работников в том, что организация, в которой они трудятся, - "их родной дом", что, работая в ней и увеличивая ее богатство, человек трудится на себя и в свою пользу. Этот момент используют как нельзя более полно японские предприниматели. Российский менталитет в чем-то сходен с японским, в нем также в значительной мере присутствует коллективистский дух, поэтому воспитание патриотических чувств по отношению к своему предприятию могло бы быть ощутимо полезным.
Отсутствие дефиниций
Отсутствие дефиниций - недостаток корпоративного правотворчества, неблагоприятно отражающийся на процессе корпоративного правового регулирования. Результат всего этого - путаница в понимании терминов, употребляемых в корпоративных актах, использование одних и тех же терминов для обозначения разных понятий, подмена терминов и т.д.
Однако можно привести примеры противоположного свойства, но они носят исключительный характер.
Положение о конфиденциальности информации практически во всех корпорациях начинается с определения того, что считать такой информацией. И именно эта норма составляет квинтэссенцию данного корпоративного нормативного акта.
Пренебрежение инфраструктурными правилами
Речь идет об одновременном установлении правил, которые отменяют действующие в организации нормы, или продлевают их действие на новый срок, или распространяют нормы на новые ситуации и др. Одним словом, эти правила дают возможность упорядочить весь массив корпоративных норм. Их можно назвать инфраструктурными. В частности, они не позволяют допускать существование норм, утративших силу. Роль инфраструктурных норм еще можно сравнить с ролью дезинфицирующих средств, очищающих воду от вредных примесей. Вот почему к ним следует относиться с должной серьезностью.
Отсутствие собственных санкций
Анализ корпоративных нормативных актов показывает, что в них, как правило, нет санкций, установленных самой организацией. Но это не значит, что корпоративные нормы не обеспечены мерами государственного принуждения. Санкциями за их неисполнение чаще всего выступают меры принуждения, установленные законодательными актами. Рассмотрим пример.
Акционеру работники, ответственные за расчет дивидендов, неправильно их начислили. При отсутствии в уставе АО либо в Положении о порядке выплаты дивидендов нормы, предусматривающей меры ответственности, акционер может обратиться в суд, который на основе Гражданского кодекса РФ постановит возместить акционеру причиненный имущественный вред.
Одним словом, в законодательстве практически всегда можно найти своего рода универсальные санкции и использовать их за совершение корпоративных проступков.
Указанная особенность корпоративных норм связана с тем, что корпорация - это образование, производящее социальные блага, и задача корпоративных норм - отрегулировать, причем как можно лучше, этот созидательный процесс. Корпорации считают излишним тратить энергию на установление охранительных норм. Кроме того, закон имеет всегда больший авторитет, нежели корпоративный акт.
Однако в корпоративных актах можно встретить положения, устанавливающие лишение или непредоставление льгот, привилегий, благ, прав, которыми могут пользоваться члены коллектива организации. Многие ученые не считают это санкциями, приводя в качестве аргумента следующее: санкции - это всегда лишение того, что отдельное лицо или структурное подразделение уже имело. Льготы же предоставляются при наличии определенных условий, показателей, достижение или недостижение которых лежит в сфере возможностей самого субъекта. По этому вопросу спор в науке продолжается. Но надо признать: лишение или непредоставление корпоративных льгот, благ все же оказывает воспитательное и стимулирующее влияние. Именно это и является целью всякой юридической санкции.
В последнее время в экономическое пространство России все больше проникают иностранные корпорации, создавая в нашей стране либо свои подразделения, либо совместные предприятия. Естественно, они привносят и свои традиции, используемые в процессе ведения бизнеса. Вот почему в корпоративных актах таких организаций мы можем встретить уже действительно собственные санкции корпораций. Например, в корпорации "Макдоналдс" за упущения в работе практикуется в отношении работников понижение в должности; на кондитерской фабрике "Красный Октябрь" на работников налагаются пени, т.е. вычеты из заработной платы. Думается, увеличение количества собственных санкций - это позитивный процесс, позволяющий повысить точность правового регулирования.
15.5. Иные правила создания корпоративных нормативных актов
Чтобы быть действенным регулятором жизни коллектива корпорации, издаваемые в ней корпоративные нормативные акты должны отвечать и другим требованиям.
Укажем на некоторые из них.
1. Корпоративные нормативные акты должны отражать объективную реальность. Это означает, что в процессе принятия акта до момента вступления его в силу необходимо просчитать экономические возможности его выполнения, предусмотреть организационные издержки и барьеры на пути его реализации, учесть особенности коллектива (половые, возрастные, квалификационные и т.д.).
Допустим, стоит ли принимать корпоративный акт о выплате дополнительной пенсии в размере 100% от пенсии работникам, проработавшим в корпорации длительное время, если не ясно, будут ли для этого соответствующие средства в следующем и последующих годах.
Или оправданно ли будет устанавливать слишком раннее начало рабочего дня, если коллектив организации состоит из женщин, на которых, как правило, лежит большая часть утренних обязанностей по дому? Игнорирование этого обстоятельства может привести к массовым опозданиям на работу.
2. Корпоративные акты не должны содержать противоречий. Анализ показывает, что довольно часто нормы одного и того же корпоративного акта не согласуются друг с другом. Так, в Положении о курении, принятом в организации в начале акта, может утверждаться, что курение на территории организации вообще запрещено, в конце же устанавливаются взыскания за курение в местах, специально для этого не отведенных. Корпоративные акты как минимум должны быть внутренне непротиворечивыми.
3. Корпоративные нормативные акты должны иметь определенную структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений. При издании наиболее важных корпоративных актов не помешает ввести в их структуру небольшую преамбулу (вводную часть). Обычно в ней излагаются цели и задачи нормативного акта, причины, побудившие его принять, круг лиц, на которых он распространяется, и др. В составе корпоративного акта может быть выделена часть, где определяются термины, используемые в дальнейшем. Классическое построение корпоративных нормативных актов по схеме "субъекты правоотношений - объекты - права и обязанности - льготы и санкции", употребляемой чаще всего при создании законов, в основной массе случаев вряд ли возможно. Однако непреложным остается факт, что корпоративные акты, выдержанные с точки зрения системности и логики, имеют больший коэффициент полезного действия, нежели акты, по содержанию неровные, хаотичные, сумбурные.
4. Корпоративные нормативные акты должны быть доступными для понимания всех членов корпорации. В коллективе встречаются разные по возрасту, интеллекту люди. За аксиому необходимо взять следующее правило: корпоративные акты должны быть рассчитаны на людей со средним (или даже ниже среднего) интеллектуальным уровнем, работающих в корпорации или инвестирующих ее.
5. Содержание корпоративных актов лучше излагать простым и ясным языком. Требуется избегать в них мудреных фраз, специфических юридических терминов.
Например, если руководитель крупного предприятия передает право налагать дисциплинарные санкции начальнику структурного подразделения, то в приказе ему не следует употреблять фраз типа "дисциплинарная юрисдикция входит в компетенцию руководителей структурного подразделения".
6. Важно учитывать такие требования к ним, как строгость стиля. Язык корпоративных актов, как и любых других юридических документов, это юридический язык. Главным его свойством является императивность и даже некоторая авторитарность.
7. Корпоративные акты необходимо снабжать обязательными реквизитами, к которым относятся:
- вид корпоративного акта. Обычно при этом указывается орган, его принявший: общее собрание, совет директоров, правление, руководитель организации или структурного подразделения и т.д.;
- наименование акта. Наличие данного реквизита оказывает дисциплинирующее воздействие на субъекта, издающего этот акт, тем, что дает возможность более или менее точно определить предмет нормативного регулирования. Допустим, наименование акта "Порядок выплаты дивидендов" не позволяет "растекаться мыслью по древу", застревать попутно на других вопросах. Помимо этого, наименование корпоративных актов облегчает процесс их систематизации и обеспечивает удобство их нахождения и использования;
- дата принятия акта. Данный реквизит способствует быстрому нахождению корпоративного акта в случае, когда по одному и тому же вопросу таковых принято несколько;
- подписи должностных лиц. Они играют особую роль при оспаривании корпоративных актов в суде в качестве неправомерных;
- номер акта. Этот реквизит имеет определенное значение для проведения систематизации корпоративных нормативных актов.
Подготовка корпоративных актов - дело непростое. Однако при умелом составлении они способны стать мощным фактором в процессе организации деятельности корпораций.