Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3079

Скачиваний: 142

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует иметь в виду, что они в большей мере, нежели законодательные акты, несут на себе печать субъективности. Содержание корпоративных актов в большей степени зависит от их разработчиков, от того, как и в чем последние видят задачу корпоративного акта, какими средствами пытаются ее решить, как формулируют сами правила поведения, какой круг адресатов выбирают, какие санкции определяют. Вот почему при неразумном использовании корпоративные нормативные акты могут стать источником психологической напряженности в коллективе, страха, неуверенности, а то и нарушения интересов членов коллектива.

Крайне важной в связи с этим является разработка руководства по производству нормативных актов в организациях. В некоторых организациях такие руководства уже стали появляться, но пока они регулируют в основном порядок принятия корпоративных актов. Вопросы же их внутренней формы (логики, структуры, языка и стиля изложения и т.п.), а тем более содержания не затрагиваются. Это безусловное упущение можно отчасти объяснить тем, что корпоративное нормотворчество - явление, возникшее у нас не так давно.
15.6. Процедура принятия корпоративных актов
В процессе создания корпоративных норм участвуют различные субъекты. Процедура принятия ими корпоративных актов существенно различается. Корпоративное правотворчество в зависимости от процедуры можно подразделить на три вида: прямое, представительное и опосредованное.
Прямое корпоративное нормотворчество
Примечание. Прямое (непосредственное) корпоративное нормотворчество - это осуществляемая коллективом организации самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм.
Проходить прямое нормотворчество может различными способами. Здесь могут быть использованы по крайней мере три вида процедур:

1) принятие корпоративных норм общим собранием коллектива (акционеров, наемных работников). Надо отметить, что это довольно сложная форма корпоративного нормотворчества и с организационной, и с юридической, и с финансовой точки зрения.

Что касается организационной стороны, не всегда есть возможность четко и довольно быстро довести информацию о созыве общего собрания коллектива персонала, особенно если он многотысячный. Наличие местной радиосети, ярких и броских стендов, расположенных в удобных для обозрения местах, облегчает решение этой задачи.


Если речь идет о созыве собрания акционеров, то здесь часто оказывается неприемлемым общее оповещение, допустим, с помощью газеты, радио или телевидения. Всем акционерам должны быть разосланы приглашения с указанием, помимо даты созыва собрания, места и времени его проведения, а также повестки дня. Приглашения необходимо разослать заблаговременно. Финансовые затраты в данном случае могут быть для корпорации весьма ощутимы.

Именно поэтому закон и практика вышли на путь принятия общими собраниями таких нормативных актов, которые решают принципиальные вопросы, причем они не столь многочисленны: утверждение устава, избрание органов управления корпорации, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, о направлениях использования прибыли, социальных льготах и некоторые другие;

2) созыв конференции коллектива. Конференция - это своего рода форум многотысячного коллектива, где для обсуждения собираются делегаты от всех его структурных звеньев. Если проанализировать корпоративные акты, принимаемые конференциями коллектива, с точки зрения содержания, то можно также отметить их важность, особую значимость и даже глобальность для жизни коллективов корпораций. Так, например, конференция трудового коллектива принимает решение о заключении с работодателем коллективного договора и о его содержании или решает вопрос об изменении названия организации либо о наиболее приемлемом ее названии;

3) проведение референдума. Этот способ принятия корпоративных норм используется очень редко. И причина здесь не в финансовых и организационных трудностях. Дело в том, что серьезные вопросы жизни организации решают ее члены, которые принимают в ней имущественное участие (частные собственники, акционеры). Российское законодательство (в отличие от советского) не предусматривает каких-либо весомых прав для коллектива персонала. Вот и встает вопрос о том, может ли цель (решение малозначащих вопросов коллективом персонала) оправдать использование такого дорогостоящего средства, как референдум. Референдум на предприятии - это редкое и неординарное событие, и он почти нигде не становится объектом корпоративного нормативного урегулирования;

4) опросы как способ корпоративного нормотворчества бывают еще реже. В качестве примера можно привести опрос, проведенный на КамАЗе. Работникам этого предприятия предлагалось ответить на вопрос, желают ли они, чтобы КамАЗ стал предприятием акционерным. Большинство из них ответили: "Да". И тогда конференция трудового коллектива утвердила данное решение и ряд других связанных с ним корпоративных актов.


Представительное корпоративное нормотворчество
Совет директоров, совет предприятия, совет трудового коллектива, рабочий совет и другие термины используются для наименования представительных органов корпорации; органов, выражающих интересы коллективов организации (акционеров, наемных работников), осуществляющих контрольные функции.

Интересы акционеров и вкладчиков представляет совет директоров. Вопросы, решаемые советом директоров, достаточно серьезные и порой носят судьбоносный характер для всей корпорации. Практика свидетельствует о том, что совет директоров чаще решает вопросы о ее структуре, направлениях распределения прибыли, заключении крупных сделок и т.п.

Интересы коллектива работников в советский период представлял профсоюзный орган. Но это только считалось, что профком - зоркий страж и защитник работников, на деле все происходило во многом иначе: профком был таковым чисто номинально и выступал на стороне администрации. Современные профсоюзные организации по существу не изменились.

По указанным выше причинам представительные функции наемных работников теперь чаще осуществляет другой представительный орган - совет трудового коллектива (СТК). Иногда его называют советом предприятия, но это название неточное, поскольку организация состоит не только из наемных работников. Участники корпорации, а не наемные работники на самом деле везде играют решающую роль. Мнение СТК, его рекомендации согласно действующему трудовому законодательству работодателем лишь могут учитываться, приниматься во внимание при решении вопросов жизни корпорации.
Опосредованное корпоративное нормотворчество
Опосредованное корпоративное нормотворчество является прерогативой исполнительных органов корпорации. Правомочие руководителя и правления во главе с его председателем или директором (генеральным директором) по изданию корпоративных нормативных актов в общем виде фиксируется в Уставе корпорации. Перечень конкретных вопросов, регулируемых с помощью корпоративных актов, предусмотреть заранее невозможно. Однако практика показывает, что единолично руководителями решаются следующие вопросы:

1) оперативные, т.е. требующие срочной, незамедлительной реакции - в противном случае либо смысл их урегулирования теряется, либо возможно наступление нежелательных последствий. Причина, вызывающая срочность разрешения того или иного вопроса, чаще обнаруживает себя внезапно.


Например, вопрос о переносе рабочих дней в связи с праздниками и присоединении к ним выходных решается в каждой организации по-разному. Какой оптимальный вариант здесь выбрать, решает администрация, поскольку именно она владеет полной информацией о состоянии и ходе дел в организации. Обычно необходимость принятия решения выявляется непосредственно перед праздником, и его требуется принять незамедлительно;

2) специальные, т.е. вопросы, для разрешения которых требуются определенный опыт и знания.

Например, как произвести остановку производства, закрыть помещения на длительный период, как предотвратить проникновение посторонних лиц в помещения организации, где находятся особо ценные предметы, сведения и т.д., - в этом более осведомлены работники специальных отделов (технологического, охраны, секретного и т.д.). Предложения названных структур и принимаемые в связи с ними решения составляют основу нормативного акта руководителя;

3) не относящиеся к разряду важных, т.е. те вопросы, которые допускают разные варианты решения, не влекущие нежелательных последствий, - например, создание или изменение структурных единиц в организации, утверждение должностных инструкций, правил принятия и исполнения решений в организации.

Все три группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания или представительные органы и вести дебаты по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

Раздел III. Правореализационные документы
Глава 16. Правореализационные документы: понятие и виды
16.1. Осуществление норм права осуществление права: понятие и типы
Принятие нормативных актов правотворческим субъектом означает, что заинтересованные лица могут действовать в соответствии с вновь принятыми нормами права, т.е. осуществлять их в своем поведении.
Примечание. Осуществление права - это воплощение (претворение) установленных норм права в деятельности субъектов права.
Следует различать два типа осуществления права:

- непосредственный тип, или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как ими предписано;

- правоприменительный тип, когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие государственного органа для того, чтобы осуществить предписанное правовыми нормами (рис. 16.1).



│2-й тип осуществления права: │

│ правоприменительный │

├◄────────────────────────────►┤

│ │

──────────────────────────────

┌─────────────────┐ п

│Использование │ р │

└──────────────────┘ и │

┌──────────────────┐ м │1) конкретизация

│Исполнение │ е │2) контроль

└──────────────────┘ н │3) разрешение споров

┌──────────────────┐ е │4) наложение санкций

│Соблюдение │ н │

───────────────── и

│ е │

│ └─────────────────────────────



│ │

├◄────────────────►┤

│1-й тип осуществ- │

│ления права: │

│непосредственная │

│реализация │
└───────────────────────── ──────────────────────────────────┘

\/
Рис. 16.1. Типы осуществления права
Реализация права и ее формы
Процесс реализации связан, как правило, с правомерным поведением, т.е. поведением, желательным для общества. В реализации права заинтересованы не только законодатель, но и обладатели субъективных прав, поскольку они, осознавая, что государство и общество в целом одобряют их законопослушное поведение, чувствуют себя в этой ситуации психологически комфортно.

Реализация правовых норм субъектами права проходит без участия государственных органов ими сами, т.е. непосредственно.

Поскольку нормы права могут формулироваться по-разному, то и их реализация в зависимости от этого различается.

В одних нормах права содержатся дозволения (управомочивающие нормы), в других дается указание на обязанность совершить определенное поведение (обязывающие нормы), а в третьих формулируется запрет (запрещающие нормы). Соответственно этому обозначаются и формы реализации:

1) использование - осуществление своих прав, совершение субъектами права дозволенных правом действий (например, право на получение высшего образования, право на свободу слова).