Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
экспериментальной группой наибольшего объема нагрузки скоростно-силового характера в отличии контрольной группы. В экспериментальную методику тренировок включены специально-подготовительные и соревновательные упражнения, такие как бег с прыжковой имитацией, бег на лыжероллерах и лыжах в подъемы, имитационные упражнения с резиновыми амортизаторами. В данной методике тренировок увеличен объем упражнений на выносливость, что способствует своевременному становлению спортивной формы лыжников- гонщиков 14-15 лет.
С целью более эффективного воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет в экспериментальной методике чаще всего использовались такие методы тренировки, как повторный, интервальный, переменный, соревновательный и метод динамических усилий.
Экспериментальная методика предусматривает, что в подготовительном периоде объем тренировочной нагрузки скоростно-силового характера постепенно повышается и достигает своего пика на этапе основной специальной подготовки (контрольно-подготовительный мезоцикл). Увеличение интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в подготовительном периоде происходит несколько медленнее и отстает от кривой роста объема (Рис.1.).
Объем Интенсивность
Микроциклы Развивающий Подготовительный Стабилизирующий Стабилизирующий
Рис. 1. График объема и интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в контрольно-подготовительном мезоцикле
Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования микроциклов тренировочного характера
с соревновательными. Соревновательный мезоцикл предусматривает некоторое снижение объема нагрузки скоростно-силовой направленности с увеличением ее интенсивности (Рис.2.).
Объем Интенсивность
Микроциклы Подготовительный Подготовительный Соревновательный Соревновательный
Рис. 2. График объема и интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в соревновательном мезоцикле
Таким образом, экспериментальная методика является эффективной в воспитании скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет и способствует своевременному становлению спортивной формы спортсменов. Сравнение экспериментальной и общепринятой методики воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет представлено в
приложении 5.
Для оценки эффективности экспериментальной методики воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет проведено повторное тестирование после эксперимента в КГ и ЭГ. Как показали исследования, за время эксперимента физическая подготовленность спортсменов значительно улучшилась. Как в контрольной, так и в
экспериментальной группах сдвиги имеют высокую степень достоверности, но в экспериментальной группе они более значительны.
Результаты повторного тестирования продемонстрировали динамику показателей
по всем проведенным тестам как в контрольной, так и в экспериментальной группах, однако, если в контрольной группе прирост среднего показателя является минимальным, то в экспериментальной группе данный показатель гораздо выше (Рис.3.).
37
ЭГ
Повторное тестирование 77
33
Входное тестирование 72
34
КГ
Повторное тестирование 74
33
Входное тестирование 73
199
191
193
192
Прыжки через горизонтальную скакалку за 20 с (кол-во раз)
Имитация одновременного бесшажного хода за 1 мин (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (см)
0 50 100 150 200
Рис. 3. Динамика средних показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет за время исследования
Кроме того, если у отдельных испытуемых в контрольной группе наблюдается отрицательная динамика по отдельным показателям или отсутствие динамики, то в экспериментальной группе положительную динамику показали все испытуемые.
Результаты тестов в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента представлены в приложении 6.
В таблице 8 представлена динамика индивидуальных показателей скоростно-силовых качеств спортсменов контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента.
Таблица 8 Динамика индивидуальных показателей скоростно-силовых качеств у
лыжников-гонщиков 14-15
лет в контрольной и экспериментальной группах
Средний прирост показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группах показан на диаграмме (Рис.4.).
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Рис. 4. Средний прирост показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группах за время исследования
Из диаграммы видно, что при сравнении средних показателей прироста в контрольной и экспериментальной группах в тесте «Прыжок в длину с места» в ЭГ прирост в 6,82 раз выше, чем в КГ; в тесте «Имитация одновременного бесшажного хода» в ЭГ прирост в 3,92 раз выше, чем в КГ; в тесте «Прыжки через горизонтальную скакалку» в ЭГ прирост в 6,67 раз выше, чем в КГ.
В таблице 9 представлены статистические показатели скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет после проведения эксперимента.
Таблица 9 Статистические показатели скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков
14-15 лет после проведения эксперимента
С целью более эффективного воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет в экспериментальной методике чаще всего использовались такие методы тренировки, как повторный, интервальный, переменный, соревновательный и метод динамических усилий.
Экспериментальная методика предусматривает, что в подготовительном периоде объем тренировочной нагрузки скоростно-силового характера постепенно повышается и достигает своего пика на этапе основной специальной подготовки (контрольно-подготовительный мезоцикл). Увеличение интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в подготовительном периоде происходит несколько медленнее и отстает от кривой роста объема (Рис.1.).
Объем Интенсивность
Микроциклы Развивающий Подготовительный Стабилизирующий Стабилизирующий
Рис. 1. График объема и интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в контрольно-подготовительном мезоцикле
Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования микроциклов тренировочного характера
с соревновательными. Соревновательный мезоцикл предусматривает некоторое снижение объема нагрузки скоростно-силовой направленности с увеличением ее интенсивности (Рис.2.).
Объем Интенсивность
Микроциклы Подготовительный Подготовительный Соревновательный Соревновательный
Рис. 2. График объема и интенсивности нагрузки скоростно-силовой направленности в соревновательном мезоцикле
Таким образом, экспериментальная методика является эффективной в воспитании скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет и способствует своевременному становлению спортивной формы спортсменов. Сравнение экспериментальной и общепринятой методики воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет представлено в
приложении 5.
- Исследование эффективности экспериментальной методики воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет
Для оценки эффективности экспериментальной методики воспитания скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков 14-15 лет проведено повторное тестирование после эксперимента в КГ и ЭГ. Как показали исследования, за время эксперимента физическая подготовленность спортсменов значительно улучшилась. Как в контрольной, так и в
экспериментальной группах сдвиги имеют высокую степень достоверности, но в экспериментальной группе они более значительны.
Результаты повторного тестирования продемонстрировали динамику показателей
по всем проведенным тестам как в контрольной, так и в экспериментальной группах, однако, если в контрольной группе прирост среднего показателя является минимальным, то в экспериментальной группе данный показатель гораздо выше (Рис.3.).
37
ЭГ
Повторное тестирование 77
33
Входное тестирование 72
34
КГ
Повторное тестирование 74
33
Входное тестирование 73
199
191
193
192
Прыжки через горизонтальную скакалку за 20 с (кол-во раз)
Имитация одновременного бесшажного хода за 1 мин (кол-во раз)
Прыжок в длину с места (см)
0 50 100 150 200
Рис. 3. Динамика средних показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет за время исследования
Кроме того, если у отдельных испытуемых в контрольной группе наблюдается отрицательная динамика по отдельным показателям или отсутствие динамики, то в экспериментальной группе положительную динамику показали все испытуемые.
Результаты тестов в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента представлены в приложении 6.
В таблице 8 представлена динамика индивидуальных показателей скоростно-силовых качеств спортсменов контрольной и экспериментальной групп в течение эксперимента.
Таблица 8 Динамика индивидуальных показателей скоростно-силовых качеств у
лыжников-гонщиков 14-15
лет в контрольной и экспериментальной группах
№ | Прыжок в длину с места (см) | Имитация одновременного бесшажного хода за 1 мин (кол-во раз) | Прыжки через горизонтальную скакалку за 20 с (кол-во раз) | ||||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | ||
1 | +1 | +8 | +1 | +2 | 0 | +3 | |
2 | -1 | +3 | 0 | +7 | +2 | +2 | |
3 | +10 | +7 | 0 | +2 | 0 | +6 | |
4 | +2 | +1 | +2 | +7 | -1 | +5 | |
5 | -5 | +3 | +1 | +6 | +1 | +3 | |
6 | +5 | +16 | +1 | +4 | 0 | +5 | |
7 | -2 | +13 | +3 | +6 | +1 | +3 | |
8 | +2 | +7 | +1 | +2 | 0 | +3 | |
9 | +7 | +13 | 0 | +7 | +1 | +5 | |
10 | -8 | +4 | +3 | +4 | +2 | +5 |
Средний прирост показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группах показан на диаграмме (Рис.4.).
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Рис. 4. Средний прирост показателей скоростно-силовых качеств у лыжников- гонщиков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группах за время исследования
Из диаграммы видно, что при сравнении средних показателей прироста в контрольной и экспериментальной группах в тесте «Прыжок в длину с места» в ЭГ прирост в 6,82 раз выше, чем в КГ; в тесте «Имитация одновременного бесшажного хода» в ЭГ прирост в 3,92 раз выше, чем в КГ; в тесте «Прыжки через горизонтальную скакалку» в ЭГ прирост в 6,67 раз выше, чем в КГ.
В таблице 9 представлены статистические показатели скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет после проведения эксперимента.
Таблица 9 Статистические показатели скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков
14-15 лет после проведения эксперимента
Контрольные упражнения | Группы | Статистические показатели | ||||
????̅ | σ | m | t | P | ||
Прыжок в длину с места (см) | КГ | 193 | 4,93 | 1,64 | 2,5 | < 0,05 |
ЭГ | 199 | 5,13 | 1,71 | |||
Имитация одновременного бесшажного хода (кол-во раз за 60 с) | КГ | 74 | 2,66 | 0,89 | 2,7 | < 0,05 |
ЭГ | 77 | 1,92 | 0,64 | |||
Прыжки через горизонтальную скакалку (кол-во раз за 20 с) | КГ | 34 | 1,18 | 0,39 | 5 | < 0,05 |
ЭГ | 37 | 1,45 | 0,48 |