Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсовая работа: РПЦ в начале ХХ века. «Дело патриарха Тихона»
Содержание…………………………………………………………………

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Политика советского правительства в религиозной сфере………..

    1. Церковь в идеологическом контексте коммунизма……………..

    2. Антицерковная законодательная база и борьба с церковью как…….. социальным институтом в большевистской России…………….

    3. Положение РПЦ с приходом к власти большевиков……………

    4. Религиозно-государственная деятельность патриарха Тихона…….

Глава 2. Юридические аспекты «дела патриарха Тихона»………………

2.1. Законодательная база по «делу патриарха Тихона»…………………

2.2. Доказательная база и сторона обвинения в судебном процессе………

2.3. Позиция и стратегия защиты в суде……………………………………..

ГЛАВА 3. Социально-политические и законодательные особенности антирелигиозного судопроизводства……………………………………….

3.1 Роль дела «Патриарха Тихона» в формировании международного имиджа Советского государства. Международно-правовая реакция в мире………

3.2 Историческая экстраполяция «дела патриарха Тихона» на современное российское религиозное законодательство – параллели и особенности…..

3.3 Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ патриарх тихон суд религиозный
Любые общества, во все времена были подчинены своеобразным канонам, практически всегда они представлены религиозными учениями, которые определяли основу бытия народа. Но существовали отдельные отрезки времени, в которых государство противопоставляло идеологию взамен религиозных догм. Цивилизованный мир не может существовать без духовного компонента, который бы предопределял мировоззренческие особенности человека. Именно поэтому культурно-духовный вакуум невозможен, история не знает таких прецедентов. С 988 года на Руси мировоззрение народа определяло христианство, именно монотеистическая религия обладает теми качествами, которые необходимы государству, а именно централизуют его и позволяют получить контроль над массами. Вместе со всеми сторонами жизни общества эволюционирует и религия, меняются формы взаимоотношения государства с церковью как социальным институтом.


Устоявшиеся двусторонние взаимоотношения между церковью и государством на протяжении многовековой истории были основополагающими. Для обывателя, сложившаяся симфония властей, была настолько очевидна, что противостоять ей не было смысла. С момента установления христианства на Руси, а именно с 988 года, православная церковь заняла высокое социальное положение. Однако в ситуацию, прошедшую многовековую эволюционную историю, мгновенно, с исторической точки зрения, изменили революционные события 1917 года. Религиозное мировоззрение, которое воспитывалось веками, пытались молниеносно заменено идеологическим компонентом. Это разрушение привело к глубокому нравственно-духовному кризису в обществе. Развернутая борьба с церковью играла значительную роль в становлении большевистского государства, так как институт церкви являлся основным идеологическим противником. Поэтому борьба велась всеми средствами – идеологическими, пропагандистскими, физическими, но основополагающим критерием ведения борьбы было создание законодательной базы. Уничтожение церкви и религиозности основанное только на идеологических лозунгах, могло быть встречено мощным противодействие со стороны народа. Поэтому создание правового поля было основополагающим. Но в чем заключалась борьба с церковью? Можно уничтожить все культовые сооружения, запретить религиозные ритуалы, но уничтожить верующих невозможно, уничтожение верующих означает уничтожить без малого 90% населения страны. Поэтому было принято решение дискредитировать и уничтожить церковную верхушку и ее «лицо» - Патриарха Тихона. Дело Патриарха Тихона это эпохальный или кульминационный момент борьбы с церковью и верованиями в Советской России. Думать, что судебный процесс над Патриархом Тихоном имел важное значение только для Советской России – значит не понимать всей глубины процесса.

Актуальность современного исследования уголовного преследования и судебного процесса против Патриарха Тихона продиктована следующими положениями: во-первых, придание гласности ранее засекреченных документов открывает огромные возможности для исследования особенностей правового регулирования этого процесса, который является важной составляющей истории права. Во-вторых, процесс против церкви имел значительное влияние на общественную мысль и общество в целом, поэтому является определяющим для эволюции социума. В-третьих, подобные резонансные дела не имеют срока давности для исследования, так как позволяют провести сравнительный анализ с современным состоянием правового регулирования подобных вопросов и проследить влияние на государственное строительство в исторической ретроспективе. Исходя из выше сказанного, данное исследование можно считать очень важным и актуальным, так как базируется и учитывает изложенные принципы.



Объект: государственная антирелигиозная политика Советской России.

Предмет: уголовное преследование и судебный процесс над Патриархом Тихоном как исторический источник формирования права и государственной антицерковной политики.

Цель: изучить особенности протекания уголовного преследования и судебного процесса по делу Патриарха Тихона, оценить влияние этого дела на формирование мировоззрения общества, эволюцию государственного строительства и формирования законодательной базы по вопросам свободы совести и вероисповедания.

Задачи:

Изучить исторические особенности государственно-правового регулирования религиозных вопросов в условиях существования Советской России;

Провести исследование законодательно-правового обеспечения антирелигиозной государственной политики;

Воссоздать особенности проведения судебного процесса по делу Патриарха Тихона по документальным источникам;

Оценить влияние дела Патриарха Тихона на государственную антицерковную компанию, формирования общественного мнения и международный имидж Советского государства;

Провести сравнительный анализ и проследить исторический процесс сложения государственно-правового обеспечения свободы совести граждан.

Данная проблема не является новой ни для исследователей историков, ни для исследователей истории права в частности. Однако актуальность настоящего исследования обусловлена также тем обстоятельством, что широкий круг исследователей получает доступ к информации. Которая до недавнего времени имела гриф секретности. Главной источниковедческой базой исследования являются архивные документы, среди которых особое место занимают рабочие записки по антирелигиозной деятельности государственных органов, о противодействии представителей церкви. Важными источниками информации для истории государства и права являются законодательные акты и декреты, которые легализовали упомянутую деятельность.

Учитывая серьезность и важность поднятой проблематики, следует заметить, что многие авторы и исследователи, так или иначе касались исследуемой тематики, причем эту проблему рассматривали с двух основных позиций – с позиции духовенства и церкви и со стороны государственной политики. Консолидированную научную работу было проведено В.А. Федоровым, который плодотворно и организованно рассмотрел период истории церкви в период, который предшествовал приходу к власти большевиков, его исследования нашли полное отражение в работе «Русская православная церковь и государство. Синоидальный период. 1700-1917.». Систематическую историографическую работу по деятельности и противодействию антирелигиозной государственной политики церковью провел А.Л. Беглов в своем обобщающем труде «В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР». Большую ценность для современного исследователя уголовного преследования Патриарха Тихона является труд Р.Ю. Плаксина «Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг.», который, хотя далеко не избежал влияния коммунистической идеологии, детально рассматривает попытки церковного противостояния. Комплексный подход, в котором рассматривается взаимоотношение церкви и государства нашел отражение в публикации М.И. Одинцова «Государство и церковь (История взаимоотношений 1917-1938 гг)». Рассмотрение противостояния государства против церкви и ее представителей со стороны государственных структур рассматривает С.С. Бычков в работе «Большевики против Русской церкви». Несмотря на принадлежность к духовенству, работа отличается непредвзятостью и затрагивает много аспектов деятельности государственных структур по отношению к церкви. Нельзя в историографическом
очерке не упомянуть хрестоматийные труды, которые объединяют архивные документы в стройную структуру и позволяют исследователям ознакомиться с первоисточниками и самостоятельно делать беспристрастные выводы. Среди таких авторов следует, прежде всего, отметить И.И. Кудрявцева, В.П. Козлова, Н.Н. Покровского. С.Г. Петрова и т.д. Естественно это лишь небольшой и поверхностный историографический очерк по проблеме, специальных работ по резонансной тематике гораздо больше, но та динамика, с которой издаются новые труды, говорит про огромный интерес и актуальность проблемы на сегодняшний день и о том, что существует много не изученных аспектов.

В данной работе использованы такие методы как: аналитический, историографический, методы сравнительного анализа и исторической ретроспективы.

В основу структуры данного теоретического исследования положен целостно-логический подход с учетом хронологического аспекта. В первой главе раскрывается исторические аспекты конфронтации идеологии и духовной составляющей жизнедеятельности общества. Шаги государства по уничтожению церкви как социального института, а также действия противодействия церкви государству и Патриарха Тихона в частности. Вторая глава посвящена кульминационному моменту столкновения церкви и государства – судебному процессу по делу над Патриархом Тихоном. Уделяется внимание законодательной базе и позиции обвинения, построение системы защиты в суде, судебному процессу в частности. Анализируются и систематизируются данные касательно правового поля антирелигиозной кампании. В третьей главе анализируется и оценивается влияние дела Патриарха Тихона на международный авторитет Советского государства, на отношения верующих к происходящему, а также проводится сравнительный анализ современного и Советского законодательства относительно свободы совести и вероисповедания, проводится анализ судебно-процессуальных особенностей современности в сравнении с делом «Патриарха Тихона».
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ.
1917 год стал эпохальным для России, потрясение Февральской революцией преобразовало в России практически все сферы жизнедеятельности граждан, не миновали эти перемены и церковь. Долгое время церковь и государство сосуществовали в системе сложного симбиоза, однако коренные изменение привели к распаду этого союза. Со времен Временного правительства
изменилось система воспитания в школах, а именно изучение Закона Божия стало не обязательным, это были первые шаги государства в отделении церкви от государства. Но гораздо более кардинальные перемены в жизнедеятельности церкви как социального института были впереди. Эти перемены ознаменовал приход к власти большевиков.
1.1 ЦЕРКОВЬ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ КОММУНИЗМА
Еще до прихода к власти лидер и идеолог большевизма В.И. Ленин опубликовал в газете «Новая жизнь» статью, в которой обосновал несостоятельность религии для построения принципиально нового общества. В частности в этой статье раскрывается сущность церкви, как организации порабощения рабочих и крестьянских масс. В этой статье Ленин выражает идеологическое отношение социалистического общества по отношению к религии. Ленин рассматривает религию, как разновидность духовного угнетения человека, так как социализм стоит на доктринах освобождения человека от всех угнетений, то религия оказывается в положении противоборства с социалистическим обществом. Апологет коммунизма в России объясняет привилегированное положение церкви фактом невозможности освобождения и бессилием перед эксплуататорами рабочих и крестьян, поэтому религиозные учения дают надежду человеку на лучшую жизнь, в следующей жизни обрекая на рабское существование в этой. Автор проводит сравнение состоянием человека по сравнению с религией как бесперспективную борьбу первобытного человека с природой. Таким образом, подчеркивая невозможность победить религиозные каноны так как те являются внутренней необходимостью человека, который воспитывался в духе религиозности с рождения. С другой стороны Ленин, осуждает религиозную систему в государстве со стороны тех, на кого работают рабочие и крестьяне, а именно учение религии о благотворительности. В оценке апологета и главного идеолога коммунизма в России «благотворительность» выступает в роли дешевого откупа и оправдания за эксплуатацию 1.

Нельзя не обратить внимание на уже ставшие крылатыми выражения В.И. Ленина относительно религии – «Религия есть опиум народа», «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». Эти изречения, можно считать основой для будущего идеологического противостояния с религиозными догмами 2