Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Европейский суд по правам человека в 2010 г. принял уже шестое решение по жалобам российских религиозных организаций. Меняются религиозные организации и существо их обращений, а вердикт Суда – «Россия виновна в нарушении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» - остаётся неизменным.
И если персонифицированных дел на религиозной почве нет, то судебные разбирательства с организациями продолжаются и поныне. Например, религиозная община «Свидетели Иеговы». В Белгородской области в судебном порядке их брошюры были признаны экстремистскими. Именно за распространения так называемых экстремистских материалов в суд Краснодарского края поступило заявление прокуратуры о закрытие этой организации.
Как видно из вышесказанного уголовные дела на религиозной почвы не имеют места в современной практике, однако судебные разбирательства продолжаются на разных уровнях в обоюдном порядке.
Главное, чтобы преследования по религиозным мотивам и введение цензуры на религиозную литературу не имело массового явления и принципы свободы совести и вероисповедания не только декларировались но и выполнялись в полном объеме.
Акции неповиновения и отстаивания своих убеждений религиозными общинами в современной правовой практике классифицируются как экстремизм и религиозный терроризм. На почве религиозных убеждений возникают локальные конфликты, если религиозный терроризм в современном мире является распространенным, то религиозные войны выступают в виде исключений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголовное преследование и судебный процесс над Патриархом Тихоном является беспрецедентным явлением в истории России, со времен Крещения Руси 988 г., так как пришедшее в результате государственного переворота правительство объявило религию идеологическим противником.
Марксистско-Ленинская идеология в борьбе за освобождение пролетариата от угнетения использовала все силы и средства, исходя из того, что Русская Православная Церковь была влиятельной составляющей государственного и социального компонентов в России и имела обширные рычаги воздействия на гражданские массы, противостояние Советской власти было неизбежным. И оно не заставило себя долго ждать. Первые шаги большевиков имели в целом цивилизованный характер и отражали современные принципы светского демократического государства, но со временем это противостояние переросло в совершенно другую плоскость. Гонения на церковь постоянно усиливались, начались массовые репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. На законодательном уровне были закреплены основы для преследования церкви. В 1918 году, в результате антирелигиозной государственной политики было закрыто 26 монастырей, 94 храма, было убито 102 священника, 154 диакона, 94 монаха и монахини. Много иерархов были подвергнуты ссылкам и тюремному заключению. И эти ужасы, по оценке исследователей, с которыми можно согласиться не являются массовыми репрессиями, так как через десятилетие наступление на церковь будет возобновлено с новой силой.
Можно утверждать, что победа над церковью не была бы полной, если бы не удалось победить Патриарха РПЦ. Однако Патриарх Тихон был фигурой одиозной и авторитетной. Большевикам было крайне необходимо продемонстрировать своим последователям непреклонность и верность основным аспектам своей идеологии, но из-за пристального внимания со стороны мировой общественности и широкой поддержки среди населения, совершить суд над главой РПЦ было непросто. Именно этим объясняется столь длительное судебное разбирательство. В конечном итоге Патриарх Тихон был объявлен виновным в преступлениях против Советской власти, но его раскаяние привело к его освобождению. В итоге большевики достигли своего, с одной стороны продемонстрировали свою решимость в борьбе с эксплуататорами пролетариата, с другой поддержали свой имидж на международной арене освобождением Патриарха, с третьей фактически подчинили авторитетную и признанную верхушку духовенства России. Благодаря рассекреченным документам, которые стали доступны широкому кругу исследователей в настоящее время стало возможным проведения непредвзятых оценок судебного процесса. К сожалению недостаточность документальных источников о системе защиты Патриарха Тихона вынуждает обращаться к нарративным источникам, что в свою очередь может привести к искаженным или даже ошибочным суждениям.
Также следует особо отметить, что именно реакция Запада в лице субъектов международного права и общественных организаций, а также опасения относительно внутренних религиозных бунтов позволило Патриарху Тихону избежать наказания. Так как Советское законодательство, за преступления, которые якобы совершил В.И. Белавин, предусматривали высшую меру наказания.
Проведение исторического сравнения законодательной базы современной России и Советской России позволило выявить сходные и отличительные признаки. Примечательно, что в современной России происходит полное переосмысление места религии в жизни общества, государство позиционирует себя в качестве нейтральной стороны, однако тенденция на сближение с РПЦ в ущерб другим конфессиям, которые в большом количестве представлены в Российской Федерации приводит к возникновению социального напряжения. Такие тенденции могут привести к появлению государственной религии и как следствие общественные возмущения. Персонифицированные судебные разбирательства в современной практике не наблюдаются, однако присутствуют процессы между религиозными организациями и государством, их частоту можно охарактеризовать как «единичные случаи».
Дело «Патриарха Тихона» имеет огромное значение для изучения и осмысления истории государства и права, так как позволяет оценить и проанализировать эволюцию законодательной базы и системы судопроизводства в различные эпохи, но на идентичной территории в однотипной ментальной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРТУРЫ
-
ИСТОЧНИКИ
Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»// Козлов В.П. Архивы Кремля и Старой площади. Документы по «делу КПСС». Аннотированный справочник документов, представленных в Конституционный суд Российской Федерации по «делу КПСС»/ Сост. И.И. Кудрявцев, под ред. В.П. Козлова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. – С. 57
Декрет СНК РСФСР от 04.01.1919 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»// Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля в 2 кн./ Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 г. – М.: Новосибирск: Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф, 1997. – С. 93
Декрет ВЦИК от 23.02.1922 «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих»// Следственное дело Патриарха Тихона. – М.: памятник исторической мысли, 2000. - С. 851
Постановление Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 17.02.1918 г. «Об упразднении должностей законоучителей всех вероисповеданий»// Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы. Сборник / Сост. Штриккер Г. Книга 1. - М.: Юнити, 1995. – С. 103
Постановление Народного Комиссариата юстиции РСФСР от 25.08.1920 г. «О ликвидации мощей»// Козлов В.П. Архивы Кремля и Старой площади. Документы по «делу КПСС». Аннотированный справочник документов, представленных в Конституционный суд Российской Федерации по «делу КПСС»/ Сост. И.И. Кудрявцев, под ред. В.П. Козлова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. – С. 64
Воззвание Патриарха Тихона от 06.02.1922 г. «Об усилении помощи голодающим (с разрешением сдачи в Помгол церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления)»// Следственное дело Патриарха Тихона. – М.: памятник исторической мысли, 2000. - С. 849
Протокол допроса Патриарха Тихона от 09.05.1922 г.// Следственное дело Патриарха Тихона. – М.: памятник исторической мысли, 2000. - С. 159
Протокол допроса Патриарха Тихона от 31.08.1922 г.// Следственное дело Патриарха Тихона. – М.: памятник исторической мысли, 2000. - С. 178
Протокол допроса Патриарха Тихона от 26.12.1922 г.// Следственное дело Патриарха Тихона. – М.: памятник исторической мысли, 2000. - С. 184
-
ЛИТЕРАТУРА.
Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви «Арефа», 2008. – 352 с.
Белов А.В. Под флагом антисоветизма. – М.: Наука, 1980. – 369 с.
Бычков С.С. Большевики против Русской Церкви. Очерки по истории Русской Церкви (1917-1924 гг.). – М.: Тэтис Паблишн, 2006. – 431 с.
Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в1917-1927 гг. /О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - № 8. – С.52-68.
Виноградов В. В. О некоторых важнейших мерах последнего периода жизни Патриарха Тихона. – Мюнхен, 1959. – 136 с.
Вудс А. Марксизм и религия. – М.: Наука, 1993 – 30с.
Губонин М.Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг./Сост. М.Е. Губонин. – М.: Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. – 1064 с.
Демин Л. Порушенные святыни. - Краснодар, Просковья. - 1994. – 369 с.
Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви. Т. 1-10. М.: Святыни, 2000. – 312 с.
Елефтий (Богоявленский) митр. Неделя в Патриархии// Из христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии. Материалы по истории Церкви. – М. – С. 173-318.
Жукорский В.Д. Марксизм в религиозном измерении (историко-философский аспект). Автореф. канд. дис. фил. наук. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2000. – 51 с.
Захарова Л.Б. Отношения власти и церкви в начале 1920-х годов: компания по изъятию церковных ценностей// Вестник СамГУ. – 2013. – №2. – С. 64-70.
Козлов В.П. Архивы Кремля и Старой площади. Документы по «делу КПСС». Аннотированный справочник документов, представленных в Конституционный суд Российской Федерации по «делу КПСС»/ Сост. И.И. Кудрявцев, под ред. В.П. Козлова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1995. – 326с.
Кочилин Н.С. Содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания// Вестник Санкт-Петербургского