Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, внутренние конфликты, нарушает стабильное и упорядоченное развитие религий и вероучений. Эти явления стали следствием легализации конфессий, которые долгое время находились вне правового поля. Активизация зарубежных миссионеров привела к значительному количеству раскольнических тенденций в традиционных религиозных учениях, появлению новых течений, которые никогда не существовали ранее на территории России, а порой даже чуждые культуре населения, но все равно находящие неофитов в государстве. Некогда немыслимая ситуация которая возникла в Российской Федерации, а именно конкурентная борьба между конфессиями, чаще всего протестантские движения различного толка, находят большое количество последователей, что в свою очередь деструктивно влияет на позиции и авторитет традиционной для России православной церкви, а также подрывает монолитный духовно-культурный пласт нации. Ведь бывали случаи, когда под прикрытием религиозной общины, которая опираясь на Конституцию и Федеральные законы о свободе совести и таким образом получают возможность легально действовать, скрываются совершенно коммерческие предприятия, а порой даже общества которые пропагандируют нарушение общественного порядка, подрыв конституционного строя, посягательства на права и свободы других людей, т.е. происходит активная пропаганда противоправных действий. Позиция государства, которая была им занята, а именно позиция Третейского судьи и статиста, в позиции взаимоотношений с конфессиями в данный момент не устраивает ни государство ни религиозные течения, при чем демократизация этой стороны жизни дала толчок межконфессиональным конфликтам, которые стали регулярными и все более масштабными и открытыми. Сейчас наблюдается тенденция перехода межконфессиональных конфликтов из чисто канонического и общественного русла в политическую сферу. Острая необходимость разработки единой стратегии государства во взаимоотношениях с конфессиями назревает и потому, что постоянно оказывается давление международными организациями на государственную политику в этой сфере, основываясь и опираясь на международные договоры, участником которых является Россия, они декларируют необходимость повсеместного внедрения во взаимоотношения государства и религии полную свободу совести, но на самом деле это приводит к расширению политического и экономического влияния на Российскую Федерацию. Ворвавшиеся на территорию России религиозные культы продолжают свою деструктивную функцию в обществе, а оказывая противодействие, государство нарушает общие основы Декларации прав человека. Если традиционные вероучения создают прочную основу для выполнения своего гражданского долга, формируют гражданскую позицию, то неофиты, всеми силами противодействуют этому процессу, тем самым разрушая фундаментальные принципы общества
43.
В последнее время религиозные организации, в основном нового толка, предпринимают попытки вмешательства в политику государства, их влияние на политическую ситуацию как внутри страны, так и выход на межгосударственную орбиту, закладывает фундамент возникновение опасной клерикальной тенденции. По средствам религиозного экстремизма влиять на стабильность социальной жизни в целом, нарушая и разрушая гражданский мир. Также существует опасность дополнения религиозного сепаратизма – национальным, расовым, языковым, культурным сепаратизмом, включением в орбиту атеистические течения, в государстве появляется пласт общества способный оказывать негативное влияние на все стороны жизни, как государства, так и социума в целом.
Исходя из этого, взаимоотношения с церковью, как социальным институтом, должно основываться не на самоустранении государства от решения возникающих проблем, не в пассивном наблюдении и регистрации количества новых течений и конфликтов в стране возникающих на религиозной почве. Также печальным может оказаться лоббирование интересов одних конфессий для получение выгод государству и светским учреждениям. А наоборот, необходимо скорейшее принятие государственной доктрины по поводу взаимоотношения государства и церкви, которая обязана учитывать Конституцию Российской Федерации, общие тенденции и изменения в Федеральном законодательстве, международные обязательства, которые взяла на себя Россия в плане свободы совести и вероисповедания. разработанная общая концепция и основные приоритеты, позволит скоординировать и унифицировать особенности взаимоотношения религии и государственного аппарата на всех уровнях государственной власти.
Главенствующий принцип конституционного строя Российской Федерации – это построение светского государства, поэтому и взаимоотношение с религиозными организациями строятся исключительно по светскому принципу. Этот принцип является единственным приемлемым и оптимальным для построения в демократическом, поликонфессиональном и полиэтническом государстве. В Российской Федерации взаимоотношение с религиозными организациями базируются как с субъектами, которые обеспечивают конституционное право граждан на собрания, объединения в особой форме.
Особое внимание в построении взаимоотношений церкви и государства необходимо уделить для сферы образования. Так как если как аксиому принять для России понятие «традиционной религии», то в априори она может получить право на воспитание детей в рамках своей религиозной концепции, а этот шаг может существенно затронуть право родителей или заменяющих их лиц на право выбора воспитательной модели, на свое усмотрение, опираясь на собственные мировоззренческие принципы. Учитывая, что эта норма закреплена в международном праве, то могут возникнуть очередные упреки со стороны мировой общественности по поводу ущемления прав и свобод человека в Российской Федерации.
В Российской Федерации не существует правового регулирования возможности заключения договоров между государством и религиозными организациями, т.е. по сути перевести взаимоотношения между государством и религиозной организации в правовое поле невозможно. Однако на практике традиционная для России Русская православная церковь имеет опыт заключение договоров, как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Также следует отметить, что хотя ни конституционального, на законодательного закрепления государственной религии нет, де-факто Русская православная церковь имеет довольно уникальное положение, а именно ни одна другая конфессия не получает от государства денежные средства на строительство и реставрацию храмам, при чем эти суммы исчисляются миллиардами рублей, на практике можно наблюдать совместные проекты органов государственной власти и Русской православной церкви. Полной монополией обладает Русская православная церковь в использовании СМИ.
Естественно формальное и неформальное сотрудничество можно наблюдать и с другими конфессиями, но масштабы этого сотрудничества несоизмеримы по сравнению с Русской православной церкви. Некоторые религиозные организации даже получали разовые субсидии от государства44.
Следует отметить, что сотрудничество государства и религиозных организаций. Впрочем, как и любое сотрудничество, должно базироваться на взаимовыгодных условиях. Но если религиозные организации постоянно ведут борьбу с оппонентами за влияние в государстве, за лучшие условия для своей конфессии, за увеличение количества приверженцев, да и за денежные субсидии тоже, то государство в свою очередь должен получать воспитание духовно-культурной нации со стойкими морально-нравственными принципами патриота. Именно церковь дает престиж государству, а великолепие храмов украшает любое демократическое государство. Именно через рост престижности религиозных, духовно-культурных мировоззренческих принципов растет созидательный престиж Российской Федерации.
Исходя из анализа современных особенностей религиозной политики в России можно сделать следующие выводы и замечания:
В отличие от религиозной политики начала ХХ века, в современной России не только провозглашается. Но и выполняется принцип свободы совести и вероисповедания;
Сходными чертами политики большевиков и современности, является реализация принципа светского государства;
В отличие от атеистического аспекта построения религиозной политики в современной России наблюдается взаимовыгодное сотрудничество с РПЦ. Именно этот фактор, может вызвать социальные возмущения в скором времени.
К счастью, личностные уголовные преследования на религиозной основе (коим безусловно являлось «Дело Патриарха Тихона») в современной практике не наблюдаются.
3.3 Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике
Приоритетная задача современной России на становление демократических идеалов и ценностей, которые провозглашают необходимость в полной мере реализовать права и свободы человека поднимают целый пласт проблем и вопросов, без решения которых невозможно в той или иной мере реализовать духовно-культурные права граждан. Особенно сложна реализация духовно-культурных прав человека в период смены ценностей, изменения ориентиров и идеалов не только отдельного человека, но и общества в целом. Новые тенденции в построении демократического государства широко декларируют полную открытость и всеобъемлющую доступность в рамках реализации духовно-культурных прав граждан, однако на этом пути существует довольно много проблем с которыми постоянно приходиться сталкиваться человеку.
Сегодня в России зарегистрировано религиозных объединений больше, чем во всём СССР в канун его распада. Поражает религиозное разнообразие – более 60-ти различных направлений; практически представлена вся мировая религиозная палитра; в правовом режиме действуют такие виды религиозных объединений, как монастыри, миссии, братства, учреждения религиозного образования и управления. Сформировано новое российское законодательство о свободе совести, соответствующее в своих базовых ценностных установках европейским стандартам. Религиозные организации, - как непосредственно, так и через создаваемые ими общественные объединения, - широко и активно представлены в гражданском обществе; значима их роль в благотворительных и культурно-просветительных сферах, в средствах массовой информации; заметны они в пенитенциарных учреждениях, в армии и в здравоохранении. Наконец, в отличие от прошлого, государство публично признаёт важность своей обращённости и открытости к религиозным объединениям, ибо они (обращённость и открытость) транслируются в такие чувствительные сферы общества, как национальная, культурная, межконфессиональная, и являются одним из важнейших условий, как социальной стабильности, так и модернизации общества
45.
Проблемы реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания имеют довольно разноплановый характер. Во-первых, довольно противоречивой является оценка реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания, если органы государственной власти всецело положительно оценивают этот процесс и не видят каких либо проблем и преград в этом вопросе, то религиозные организации напротив недовольны обстоящими делами. Об этом свидетельствует количество жалоб и обращений в мировые и европейские правозащитные организации. Во-вторых, на деле не происходит полной демократизации в религиозной плоскости, административно-командная система, которая существовала, долгие годы и которая зарекомендовала себя способной регулировать эти вопросы, не может быть отброшена в один миг, для полной реализации прав граждан в вопросах свободы совести должно произойти обновление отношения к этим вопросам. По существу до сих пор существуют проблемы в регистрации религиозных общин и если в культурных центрах страны в этом отношении сохраняется иллюзия свободы и справедливости, то в глубинке эти проблемы продемонстрированы довольно ярко. Все чаще государство становиться арбитром в споре так называемых традиционных и не традиционных религиозных течений, исторически было доказано, что именно государственная религия, при чем монотеистическая, укрепляет государственный строй, позволяет лучше контролировать общество. Поэтому, в настоящее время можно наблюдать укрепление позиций Русской Православной церкви, которая в скором времени может стать полноценным политическим игроком не только на внутренней, но и на международной арене. Все это может повлечь усугубление ситуации в вопросах свободы совести и привести к расколу общества.
В современной судебной практике очень трудно найти прецеденты привлечения к уголовной ответственности по религиозным убеждениям, которые были присущи коммунистическому режиму, однако судебные разбирательства с религиозным контекстом все таки имеют место. Правда у них изменился уровень. Все чаще Россия по «религиозным делам» принимает участие как ответчик в международных судебных инстанциях.
Практически каждый день на страницах федеральных и региональных правозащитных, религиозных, научных и религиоведческих изданий, в обобщающих аналитических материалах и в средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, появляются всё новые и новые сообщения о многочисленных фактах нарушений и конфликтных ситуаций в этой сфере; рассказывается о трудностях и сложностях, с которыми приходится сталкиваться верующим в различных органах государственной власти и местного самоуправления, в достижении справедливого их разрешения.
43.
В последнее время религиозные организации, в основном нового толка, предпринимают попытки вмешательства в политику государства, их влияние на политическую ситуацию как внутри страны, так и выход на межгосударственную орбиту, закладывает фундамент возникновение опасной клерикальной тенденции. По средствам религиозного экстремизма влиять на стабильность социальной жизни в целом, нарушая и разрушая гражданский мир. Также существует опасность дополнения религиозного сепаратизма – национальным, расовым, языковым, культурным сепаратизмом, включением в орбиту атеистические течения, в государстве появляется пласт общества способный оказывать негативное влияние на все стороны жизни, как государства, так и социума в целом.
Исходя из этого, взаимоотношения с церковью, как социальным институтом, должно основываться не на самоустранении государства от решения возникающих проблем, не в пассивном наблюдении и регистрации количества новых течений и конфликтов в стране возникающих на религиозной почве. Также печальным может оказаться лоббирование интересов одних конфессий для получение выгод государству и светским учреждениям. А наоборот, необходимо скорейшее принятие государственной доктрины по поводу взаимоотношения государства и церкви, которая обязана учитывать Конституцию Российской Федерации, общие тенденции и изменения в Федеральном законодательстве, международные обязательства, которые взяла на себя Россия в плане свободы совести и вероисповедания. разработанная общая концепция и основные приоритеты, позволит скоординировать и унифицировать особенности взаимоотношения религии и государственного аппарата на всех уровнях государственной власти.
Главенствующий принцип конституционного строя Российской Федерации – это построение светского государства, поэтому и взаимоотношение с религиозными организациями строятся исключительно по светскому принципу. Этот принцип является единственным приемлемым и оптимальным для построения в демократическом, поликонфессиональном и полиэтническом государстве. В Российской Федерации взаимоотношение с религиозными организациями базируются как с субъектами, которые обеспечивают конституционное право граждан на собрания, объединения в особой форме.
Особое внимание в построении взаимоотношений церкви и государства необходимо уделить для сферы образования. Так как если как аксиому принять для России понятие «традиционной религии», то в априори она может получить право на воспитание детей в рамках своей религиозной концепции, а этот шаг может существенно затронуть право родителей или заменяющих их лиц на право выбора воспитательной модели, на свое усмотрение, опираясь на собственные мировоззренческие принципы. Учитывая, что эта норма закреплена в международном праве, то могут возникнуть очередные упреки со стороны мировой общественности по поводу ущемления прав и свобод человека в Российской Федерации.
В Российской Федерации не существует правового регулирования возможности заключения договоров между государством и религиозными организациями, т.е. по сути перевести взаимоотношения между государством и религиозной организации в правовое поле невозможно. Однако на практике традиционная для России Русская православная церковь имеет опыт заключение договоров, как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Также следует отметить, что хотя ни конституционального, на законодательного закрепления государственной религии нет, де-факто Русская православная церковь имеет довольно уникальное положение, а именно ни одна другая конфессия не получает от государства денежные средства на строительство и реставрацию храмам, при чем эти суммы исчисляются миллиардами рублей, на практике можно наблюдать совместные проекты органов государственной власти и Русской православной церкви. Полной монополией обладает Русская православная церковь в использовании СМИ.
Естественно формальное и неформальное сотрудничество можно наблюдать и с другими конфессиями, но масштабы этого сотрудничества несоизмеримы по сравнению с Русской православной церкви. Некоторые религиозные организации даже получали разовые субсидии от государства44.
Следует отметить, что сотрудничество государства и религиозных организаций. Впрочем, как и любое сотрудничество, должно базироваться на взаимовыгодных условиях. Но если религиозные организации постоянно ведут борьбу с оппонентами за влияние в государстве, за лучшие условия для своей конфессии, за увеличение количества приверженцев, да и за денежные субсидии тоже, то государство в свою очередь должен получать воспитание духовно-культурной нации со стойкими морально-нравственными принципами патриота. Именно церковь дает престиж государству, а великолепие храмов украшает любое демократическое государство. Именно через рост престижности религиозных, духовно-культурных мировоззренческих принципов растет созидательный престиж Российской Федерации.
Исходя из анализа современных особенностей религиозной политики в России можно сделать следующие выводы и замечания:
В отличие от религиозной политики начала ХХ века, в современной России не только провозглашается. Но и выполняется принцип свободы совести и вероисповедания;
Сходными чертами политики большевиков и современности, является реализация принципа светского государства;
В отличие от атеистического аспекта построения религиозной политики в современной России наблюдается взаимовыгодное сотрудничество с РПЦ. Именно этот фактор, может вызвать социальные возмущения в скором времени.
К счастью, личностные уголовные преследования на религиозной основе (коим безусловно являлось «Дело Патриарха Тихона») в современной практике не наблюдаются.
3.3 Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике
Приоритетная задача современной России на становление демократических идеалов и ценностей, которые провозглашают необходимость в полной мере реализовать права и свободы человека поднимают целый пласт проблем и вопросов, без решения которых невозможно в той или иной мере реализовать духовно-культурные права граждан. Особенно сложна реализация духовно-культурных прав человека в период смены ценностей, изменения ориентиров и идеалов не только отдельного человека, но и общества в целом. Новые тенденции в построении демократического государства широко декларируют полную открытость и всеобъемлющую доступность в рамках реализации духовно-культурных прав граждан, однако на этом пути существует довольно много проблем с которыми постоянно приходиться сталкиваться человеку.
Сегодня в России зарегистрировано религиозных объединений больше, чем во всём СССР в канун его распада. Поражает религиозное разнообразие – более 60-ти различных направлений; практически представлена вся мировая религиозная палитра; в правовом режиме действуют такие виды религиозных объединений, как монастыри, миссии, братства, учреждения религиозного образования и управления. Сформировано новое российское законодательство о свободе совести, соответствующее в своих базовых ценностных установках европейским стандартам. Религиозные организации, - как непосредственно, так и через создаваемые ими общественные объединения, - широко и активно представлены в гражданском обществе; значима их роль в благотворительных и культурно-просветительных сферах, в средствах массовой информации; заметны они в пенитенциарных учреждениях, в армии и в здравоохранении. Наконец, в отличие от прошлого, государство публично признаёт важность своей обращённости и открытости к религиозным объединениям, ибо они (обращённость и открытость) транслируются в такие чувствительные сферы общества, как национальная, культурная, межконфессиональная, и являются одним из важнейших условий, как социальной стабильности, так и модернизации общества
45.
Проблемы реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания имеют довольно разноплановый характер. Во-первых, довольно противоречивой является оценка реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания, если органы государственной власти всецело положительно оценивают этот процесс и не видят каких либо проблем и преград в этом вопросе, то религиозные организации напротив недовольны обстоящими делами. Об этом свидетельствует количество жалоб и обращений в мировые и европейские правозащитные организации. Во-вторых, на деле не происходит полной демократизации в религиозной плоскости, административно-командная система, которая существовала, долгие годы и которая зарекомендовала себя способной регулировать эти вопросы, не может быть отброшена в один миг, для полной реализации прав граждан в вопросах свободы совести должно произойти обновление отношения к этим вопросам. По существу до сих пор существуют проблемы в регистрации религиозных общин и если в культурных центрах страны в этом отношении сохраняется иллюзия свободы и справедливости, то в глубинке эти проблемы продемонстрированы довольно ярко. Все чаще государство становиться арбитром в споре так называемых традиционных и не традиционных религиозных течений, исторически было доказано, что именно государственная религия, при чем монотеистическая, укрепляет государственный строй, позволяет лучше контролировать общество. Поэтому, в настоящее время можно наблюдать укрепление позиций Русской Православной церкви, которая в скором времени может стать полноценным политическим игроком не только на внутренней, но и на международной арене. Все это может повлечь усугубление ситуации в вопросах свободы совести и привести к расколу общества.
В современной судебной практике очень трудно найти прецеденты привлечения к уголовной ответственности по религиозным убеждениям, которые были присущи коммунистическому режиму, однако судебные разбирательства с религиозным контекстом все таки имеют место. Правда у них изменился уровень. Все чаще Россия по «религиозным делам» принимает участие как ответчик в международных судебных инстанциях.
Практически каждый день на страницах федеральных и региональных правозащитных, религиозных, научных и религиоведческих изданий, в обобщающих аналитических материалах и в средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, появляются всё новые и новые сообщения о многочисленных фактах нарушений и конфликтных ситуаций в этой сфере; рассказывается о трудностях и сложностях, с которыми приходится сталкиваться верующим в различных органах государственной власти и местного самоуправления, в достижении справедливого их разрешения.