Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Раскол симбиоза церкви и государства в социалистическом миропонимании был обязательным и беспрекословным, это подтверждают умозаключения В.И. Ленина, о том, что переход пролетариата на сторону социализма неизбежен, так как с привлечением науки в борьбу с религиозными предрассудками освободит рабочих и крестьян от надежд в лучшую загробную жизнь. Что в свою очередь заставит их требовать достойную жизни сейчас. Также, как идеологическая аксиома провозглашается принцип отделения церкви от государства, об этом также существуют прямые упоминания в работах В.И. Ленина, он отстаивал идею объявления религии частным делом по отношению к государству, государство не должно вмешиваться в сферу деятельности церкви, в то время как и церковь должна утратить все рычаги воздействия на государство. В идее коммунизма провозглашались те демократические принципы, которые сейчас проповедуются в обществе. А именно свобода исповедовать любую религию или не исповедовать ни одной. Хотя конфликт, который впоследствии будет иметь место между государством и религией совершенно ничего не имеет общего с ранними идеями Ленина3.
С приходом к власти большевиков в 1917 году положение Церкви в России резко ухудшилось. Религия была объявлена пережитком царизма. Большевистские руководители считали, что религия быстро «сдаст позиции», так как «существует лишь в головах и не имеет корней в сердцах, чувствах и образе жизни людей».
Лидеры большевиков целенаправленно пошли на конфликт с Русской Православной Церковью. 20 января 1918 года правительством (Советом Народных Комиссаров, или Совнаркомом) был принят «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных организациях», позже получивший название «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно этому декрету Русская Православная Церковь лишалась всего имущества. Отменялась любая государственная поддержка Церкви. Запрещено было «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях».
Советская власть с самого начала своего существования поставила задачу полностью уничтожить Православную Церковь. Эта установка особенно ярко выражена в известном письме Ленина от 19 марта 1922 года: «... изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». На этих примерах очень ярко просматривается идеологическая парадигма коммунизма относительно религии. Разница понимания места религии в жизни общества трансформировалась от демократичного посыла к тотальному
уничтожению духовенства как враждебного элемента, который противоречит самой идеи социализма4.
Для понимания церкви в идеологическом контексте коммунизма, важным остается обращение к идеологам этого общественно-политического государственного устройства, а именно К. Марксу и Ф. Энгельсу. Философия марксизма опирается на постулаты, которые непосредственно относятся к духовной составляющей жизни общества и личности в частности. Это такие тезисы как: «весь мир (природный, социальный и культурный) в своей основе является материальным и развивается по диалектическому пути», «мир является принципиально познаваемым, а сам процесс познания конкретно-исторический и подчиняется законам диалектики». Эти постулаты находятся в прямом конфликте с религиозно-церковными догматами, поэтому столкновение интересов в системе церковь – государство при господстве коммунистической идеологии оставалось делом времени. Следует отметить, что как у В.И. Ленина происходила трансформация взглядов относительно места церкви в обществе, так и в философии К.Маркса имели место изменения. Сугубо философских трактатов К.Маркс не писал, но при анализе его произведений прослеживается изменения в понимании места церкви в государстве, если в ранних трудах этому взаимоотношению практически не уделялось внимание, то впоследствии наблюдается переход к более индивидуалистическому пониманию человека, становится приверженцем концепций Фейербаха и активно поддерживает его критику религии. Трактовка трудов К.Маркса и Ф.Энгельса Лениным привело к появлению радикального коммунистического учения, которое и нашло свое отражение в ХХ веке в России.
Церковная иерархия всегда состоит в зависимости от власти и богатства, поэтому она находится в конфликте, по мнению идеологов коммунизма, с пролетариатом. Церковь всегда располагает большими ценностями, которыми ее наделяет государство, в то время как источник накопления благ в государстве – это ее народ, пролетариат и крестьяне
5.
Таким образом, в идеологии коммунизма одно из центральных мест занимает непосредственно религия. При учете факта, что народ России всегда был очень набожным, этот фактор имел решающее значение в укреплении своих позиций. Конфликт интересов церкви и идеологии коммунизма с самого начала делал невозможным сосуществование этих систем, поэтому открытое противодействие оказалось неизбежным. В данном случае можно провести аналогии с современным противостоянием левых и правых сил за электорат. Однако, если церковь обладает лишь духовными инструментами для своей борьбы, то государство имеет в распоряжении более действенные механизмы для уничтожения оппонентов и самый главный из них правовое поле.
1.2 АНТИЦЕРКОВНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И БОРЬБА С ЦЕРКОВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ.
Главным инструментом в борьбе с церковью как религиозным институтом в руках государства были: законодательная функция государства и пропаганда. Базовым для всех, без исключения видов борьбы с религиозностью остается антицерковная законодательная база. Без ее существования стали бы невозможными те широкие антирелигиозные кампании, которые были проведены в Советской России. Деятельность всех органов власти должны регламентировать законы, в противном случае государства превращается в бандформирование с широкими полномочиями, в котором непременно будет царить хаос и анархия.
Исходя из того, что церковь в Советской идеологии выступила в качестве антагонизма в стремлениях пролетариата к лучшей жизни и была объявлена враждебным элементом, первые антицерковные декреты, направленные на уничтожение религиозности не заставили себя долго ждать. Наступление революционной реакции на вековые устои церковно-государственных взаимоотношений началось Постановлением Комиссариата по народному просвещению РСФСР от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» 6. Этим документом, большевики переориентировали управление всех церковно-приходских учебных заведений. Среди которых: начальные одноклассные и двухклассные школы, духовные семинарии, духовные училища, учительские семинарии, миссионерские школы, женские епархиальные училища и академии. Непременным атрибутом постановлений и декретов большевиков касательно церкви становится финансовый вопрос. Это постановление не является исключением, а именно в ведомство Комиссариата народного просвещения переходило не только управление учреждениями с вытекающими отсюда обстоятельствами (переход на светский характер обучения), но и ассигнования, движимое и недвижимое имущество, земли, библиотеки, ценности, капиталы. Интересным остается факт, анонсирования декрета об отделении церкви от государства, который будет принят много позже.
На уменьшение функций в обществе, а следовательно и на уменьшение положения и влияния в социуме был направлен Декрет СНК от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния» 7. Согласно этому декрету церковный брак становился сопутствующим, в то время как гражданский брак являлся единственным признанным. На заре своего существования. Как мы видим, прямых запретов на церковные браки не существует, более того, придерживаясь демократических принципов, большевики в документе указывают на добровольность церковного брака. Декрет конкретизирует, что все книги учета вступивших до этого времени в брак, рожденных и умерших, должны быть переданы территориальным ведомствам. Это позволило большевикам централизовать власть и вести собственный учет за демографическими процессами в обществе, что является немаловажным фактором при становлении нового типа государственного устройства.
В условиях войны и всеобщего снижения уровня благосостояния граждан, руководство Советской России предприняла шаги к тому, чтобы сделать невозможным деятельность духовных учреждений. Именно антирелигиозную направленность имеет Приказ Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 20.01.1918 года «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов». Следует отметить, что согласно приказу жалование священнослужителям прекращалось с 1 марта 1918 года и с обязательной выплаты компенсации в связи с закрытием предприятия согласно действующего законодательства. С одной стороны это представляется как общегосударственный принцип работы и гуманное отношение к священнослужителям, хотя формулировка «закрытие предприятий» явственно гласит о намерениях действующей власти по отношению к церкви. В то же время, акцентируется внимание, что религиозные ритуалы могут быть продолжены, если община верующих возьмет на себя все расходы, включая оплату работы священников, ремонт культового здания и ритуальные потребности. В условиях войны, революции и голода это практически было невозможно, поэтому зачастую священники продолжали служение на общественных началах8.
Особого внимания заслуживает Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в целом этот декрет можно назвать прогрессивным, так как в нем
заложенные принципы современного демократического, светского государства. Однако есть примечательные факты, которые имели четко прописанную антирелигиозную систему действий. Среди них можно выделить статью, которая запрещает ссылаясь на вероисповедания уклоняться от выполнения гражданского долга. Забегая вперед, можно отметить, что этот пункт декрета будет неоднократно редактироваться и приобретать все новые разъяснения. Но главным антирелигиозными принципами, заложенными в этот декрет, остаются имущественные – церковь лишалась возможности владеть собственностью. Все имущество церкви, а за годы сотрудничества с государством, это были довольно обширные владения, объявлялись народным достоянием 9.
Народный Комиссар А.В. Луначарский своим постановлением отменил должности законоучителей всех вероисповеданий, это постановление было бы совершенно незаметным в создаваемом антирелигиозном аппарате, если бы не отмена этих должностей прошедшим временем, постановление датируется от 17.02.1918 года, в то время как отмена должностей происходит с 01.01.1918 года. А как известно закон не имеет обратного действия10.
24.08.1918 года вышло постановление Народного Комиссара юстиции, которое разъясняло порядок и особенности отделения церкви от государства и школы от церкви, среди вопросов о религиозных обрядах, ведения учета демографических вопросов и т.д. преимущественное положение занимают непосредственно финансовые вопросы. Это свидетельствует о «грабительской» направленности деятельности государства по отношению к церкви. Вектор деятельности направлен на уничтожение материальной базы деятельности этого социального института.
Право на альтернативную службу взамен прохождения военной службы по религиозным убеждениям предоставлял Декрет от 4 января 1919 года «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот Декрет входит в конфликт с пунктом Декрета от 23.01.1918 года, в котором провозглашался принцип невозможности уклоняться от гражданских обязанностей по религиозным убеждениям. Но настоящее пояснение и конкретизация вводит процедуру проверки принадлежности к виду религиозного убеждения, которое препятствует несению военной службы. Нельзя рассматривать этот Декрет, без внесения в рассмотрение Циркуляра от 04.08.1920 года, послабление государственной
Раскол симбиоза церкви и государства в социалистическом миропонимании был обязательным и беспрекословным, это подтверждают умозаключения В.И. Ленина, о том, что переход пролетариата на сторону социализма неизбежен, так как с привлечением науки в борьбу с религиозными предрассудками освободит рабочих и крестьян от надежд в лучшую загробную жизнь. Что в свою очередь заставит их требовать достойную жизни сейчас. Также, как идеологическая аксиома провозглашается принцип отделения церкви от государства, об этом также существуют прямые упоминания в работах В.И. Ленина, он отстаивал идею объявления религии частным делом по отношению к государству, государство не должно вмешиваться в сферу деятельности церкви, в то время как и церковь должна утратить все рычаги воздействия на государство. В идее коммунизма провозглашались те демократические принципы, которые сейчас проповедуются в обществе. А именно свобода исповедовать любую религию или не исповедовать ни одной. Хотя конфликт, который впоследствии будет иметь место между государством и религией совершенно ничего не имеет общего с ранними идеями Ленина3.
С приходом к власти большевиков в 1917 году положение Церкви в России резко ухудшилось. Религия была объявлена пережитком царизма. Большевистские руководители считали, что религия быстро «сдаст позиции», так как «существует лишь в головах и не имеет корней в сердцах, чувствах и образе жизни людей».
Лидеры большевиков целенаправленно пошли на конфликт с Русской Православной Церковью. 20 января 1918 года правительством (Советом Народных Комиссаров, или Совнаркомом) был принят «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных организациях», позже получивший название «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно этому декрету Русская Православная Церковь лишалась всего имущества. Отменялась любая государственная поддержка Церкви. Запрещено было «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях».
Советская власть с самого начала своего существования поставила задачу полностью уничтожить Православную Церковь. Эта установка особенно ярко выражена в известном письме Ленина от 19 марта 1922 года: «... изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». На этих примерах очень ярко просматривается идеологическая парадигма коммунизма относительно религии. Разница понимания места религии в жизни общества трансформировалась от демократичного посыла к тотальному
уничтожению духовенства как враждебного элемента, который противоречит самой идеи социализма4.
Для понимания церкви в идеологическом контексте коммунизма, важным остается обращение к идеологам этого общественно-политического государственного устройства, а именно К. Марксу и Ф. Энгельсу. Философия марксизма опирается на постулаты, которые непосредственно относятся к духовной составляющей жизни общества и личности в частности. Это такие тезисы как: «весь мир (природный, социальный и культурный) в своей основе является материальным и развивается по диалектическому пути», «мир является принципиально познаваемым, а сам процесс познания конкретно-исторический и подчиняется законам диалектики». Эти постулаты находятся в прямом конфликте с религиозно-церковными догматами, поэтому столкновение интересов в системе церковь – государство при господстве коммунистической идеологии оставалось делом времени. Следует отметить, что как у В.И. Ленина происходила трансформация взглядов относительно места церкви в обществе, так и в философии К.Маркса имели место изменения. Сугубо философских трактатов К.Маркс не писал, но при анализе его произведений прослеживается изменения в понимании места церкви в государстве, если в ранних трудах этому взаимоотношению практически не уделялось внимание, то впоследствии наблюдается переход к более индивидуалистическому пониманию человека, становится приверженцем концепций Фейербаха и активно поддерживает его критику религии. Трактовка трудов К.Маркса и Ф.Энгельса Лениным привело к появлению радикального коммунистического учения, которое и нашло свое отражение в ХХ веке в России.
Церковная иерархия всегда состоит в зависимости от власти и богатства, поэтому она находится в конфликте, по мнению идеологов коммунизма, с пролетариатом. Церковь всегда располагает большими ценностями, которыми ее наделяет государство, в то время как источник накопления благ в государстве – это ее народ, пролетариат и крестьяне
5.
Таким образом, в идеологии коммунизма одно из центральных мест занимает непосредственно религия. При учете факта, что народ России всегда был очень набожным, этот фактор имел решающее значение в укреплении своих позиций. Конфликт интересов церкви и идеологии коммунизма с самого начала делал невозможным сосуществование этих систем, поэтому открытое противодействие оказалось неизбежным. В данном случае можно провести аналогии с современным противостоянием левых и правых сил за электорат. Однако, если церковь обладает лишь духовными инструментами для своей борьбы, то государство имеет в распоряжении более действенные механизмы для уничтожения оппонентов и самый главный из них правовое поле.
1.2 АНТИЦЕРКОВНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И БОРЬБА С ЦЕРКОВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ.
Главным инструментом в борьбе с церковью как религиозным институтом в руках государства были: законодательная функция государства и пропаганда. Базовым для всех, без исключения видов борьбы с религиозностью остается антицерковная законодательная база. Без ее существования стали бы невозможными те широкие антирелигиозные кампании, которые были проведены в Советской России. Деятельность всех органов власти должны регламентировать законы, в противном случае государства превращается в бандформирование с широкими полномочиями, в котором непременно будет царить хаос и анархия.
Исходя из того, что церковь в Советской идеологии выступила в качестве антагонизма в стремлениях пролетариата к лучшей жизни и была объявлена враждебным элементом, первые антицерковные декреты, направленные на уничтожение религиозности не заставили себя долго ждать. Наступление революционной реакции на вековые устои церковно-государственных взаимоотношений началось Постановлением Комиссариата по народному просвещению РСФСР от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» 6. Этим документом, большевики переориентировали управление всех церковно-приходских учебных заведений. Среди которых: начальные одноклассные и двухклассные школы, духовные семинарии, духовные училища, учительские семинарии, миссионерские школы, женские епархиальные училища и академии. Непременным атрибутом постановлений и декретов большевиков касательно церкви становится финансовый вопрос. Это постановление не является исключением, а именно в ведомство Комиссариата народного просвещения переходило не только управление учреждениями с вытекающими отсюда обстоятельствами (переход на светский характер обучения), но и ассигнования, движимое и недвижимое имущество, земли, библиотеки, ценности, капиталы. Интересным остается факт, анонсирования декрета об отделении церкви от государства, который будет принят много позже.
На уменьшение функций в обществе, а следовательно и на уменьшение положения и влияния в социуме был направлен Декрет СНК от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния» 7. Согласно этому декрету церковный брак становился сопутствующим, в то время как гражданский брак являлся единственным признанным. На заре своего существования. Как мы видим, прямых запретов на церковные браки не существует, более того, придерживаясь демократических принципов, большевики в документе указывают на добровольность церковного брака. Декрет конкретизирует, что все книги учета вступивших до этого времени в брак, рожденных и умерших, должны быть переданы территориальным ведомствам. Это позволило большевикам централизовать власть и вести собственный учет за демографическими процессами в обществе, что является немаловажным фактором при становлении нового типа государственного устройства.
В условиях войны и всеобщего снижения уровня благосостояния граждан, руководство Советской России предприняла шаги к тому, чтобы сделать невозможным деятельность духовных учреждений. Именно антирелигиозную направленность имеет Приказ Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 20.01.1918 года «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов». Следует отметить, что согласно приказу жалование священнослужителям прекращалось с 1 марта 1918 года и с обязательной выплаты компенсации в связи с закрытием предприятия согласно действующего законодательства. С одной стороны это представляется как общегосударственный принцип работы и гуманное отношение к священнослужителям, хотя формулировка «закрытие предприятий» явственно гласит о намерениях действующей власти по отношению к церкви. В то же время, акцентируется внимание, что религиозные ритуалы могут быть продолжены, если община верующих возьмет на себя все расходы, включая оплату работы священников, ремонт культового здания и ритуальные потребности. В условиях войны, революции и голода это практически было невозможно, поэтому зачастую священники продолжали служение на общественных началах8.
Особого внимания заслуживает Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в целом этот декрет можно назвать прогрессивным, так как в нем
заложенные принципы современного демократического, светского государства. Однако есть примечательные факты, которые имели четко прописанную антирелигиозную систему действий. Среди них можно выделить статью, которая запрещает ссылаясь на вероисповедания уклоняться от выполнения гражданского долга. Забегая вперед, можно отметить, что этот пункт декрета будет неоднократно редактироваться и приобретать все новые разъяснения. Но главным антирелигиозными принципами, заложенными в этот декрет, остаются имущественные – церковь лишалась возможности владеть собственностью. Все имущество церкви, а за годы сотрудничества с государством, это были довольно обширные владения, объявлялись народным достоянием 9.
Народный Комиссар А.В. Луначарский своим постановлением отменил должности законоучителей всех вероисповеданий, это постановление было бы совершенно незаметным в создаваемом антирелигиозном аппарате, если бы не отмена этих должностей прошедшим временем, постановление датируется от 17.02.1918 года, в то время как отмена должностей происходит с 01.01.1918 года. А как известно закон не имеет обратного действия10.
24.08.1918 года вышло постановление Народного Комиссара юстиции, которое разъясняло порядок и особенности отделения церкви от государства и школы от церкви, среди вопросов о религиозных обрядах, ведения учета демографических вопросов и т.д. преимущественное положение занимают непосредственно финансовые вопросы. Это свидетельствует о «грабительской» направленности деятельности государства по отношению к церкви. Вектор деятельности направлен на уничтожение материальной базы деятельности этого социального института.
Право на альтернативную службу взамен прохождения военной службы по религиозным убеждениям предоставлял Декрет от 4 января 1919 года «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот Декрет входит в конфликт с пунктом Декрета от 23.01.1918 года, в котором провозглашался принцип невозможности уклоняться от гражданских обязанностей по религиозным убеждениям. Но настоящее пояснение и конкретизация вводит процедуру проверки принадлежности к виду религиозного убеждения, которое препятствует несению военной службы. Нельзя рассматривать этот Декрет, без внесения в рассмотрение Циркуляра от 04.08.1920 года, послабление государственной