Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политики в области религиозной жизни народа, а именно возможность избежать действительной военной службы, проходя альтернативную или даже избежать последней. Привело к значительному возрастанию числа желающих граждан воспользоваться этим правом. Циркуляр «Об уклонении от воинской повинности по так называемым религиозным убеждениям», принимает форму гневного протеста государственного аппарата против им же данного права гражданам. Этот циркуляр значительно ужесточал требования к кандидатам на альтернативную службу, фактически делая невозможным пользование правом на нее.
Во многих отношениях уникальным, можно считать Постановление Народного Комиссариата юстиций от 25.08.1920 года «О ликвидации мощей». Во-первых, данное Постановление имеет форму отчета о проделанной работе, во-вторых, имеет четкую пропагандистскую и идеологическую направленность (о чем свидетельствуют фразы «одурманивание трудящихся масс», «гипнотизирующее влияние культа на темных людей» и т.д.), в-третьих, это Постановление готовило базу для изъятия драгоценных металлов из церквей. Дабы избежать возмущения верующих, в Постановлении вскрывается ложные уверения людей с четкой аргументированной агитационной работой, направленной на разъяснение людям о ценности освобождения от предрассудков веры. Для исключения возможности волнения масс, указывается на необходимость помещения мощей в музеи с соответственной агитационно-разъяснительной работой. Примечательно, что в документе есть упоминание Патриарха Тихона в качестве лица содеявшего преступление: «Судебное расследование по делу иеромонаха московского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так называемых виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы…»11.
Декретом от 13.01.1921 года «О порядке предоставления работы служителям религиозных культов» большевистское правительство запретило предоставлять работу священнослужителям в определенных ведомствах, но важнейшее место среди них занимало образование. Опасаясь воздействия воспитательного и образовательного характера на детей и молодежь, Советская власть оградила от духовной составляющей воспитания подрастающее поколения, сосредоточив в своих руках эту составляющую и направив воспитание исключительно путем пропаганды.
Но главным, можно сказать резонансным декретом Советской власти, который углубил раскол в обществе и прервал даже видимые попытки компромиссного сосуществования государственного аппарата большевиков и церкви стал Декрет от 23.02.1922 года «Об изъятии церковных ценностей». Этот Декрет положил начало полномасштабному наступлению революционной реакции на религию, с целью полного ее уничтожения физическими методами. Переход к таким радикальным мерам продиктован несколькими обстоятельствами: во-первых, огромное количество церковных ценностей действительно могло спасти государство от голодного краха (начало которому впрочем, положили сами большевики), во-вторых, деятельность пропаганды и идеологического воспитания не дали ожидаемых результатов. Для укрепления своих позиций в стране, когда «волна надежд» у народа прошла, деструктивные процессы в государстве приобрели небывалые до этого времени масштабов, было необходимо быстрое уничтожение идеологических противников, полагаться на эволюционное преобразование в обществе, не было времени. Поэтому физическое устранение стало единственной возможностью для Советов 12.
Постоянное наращивание законодательного притеснения религии привело к резкому падению духовности среди граждан. Пиком противоборства государства и церкви стали громкие судебные процессы над церковной «аристократией». Однако эта деятельность большевиков, имела огромный подрывной потенциал для общества. Как метко заметил С. Бучков «тоталитарная система созданная по рецепту Ленина, оказалась нежизнеспособной еще и потому, что не только игнорировала христианские ценности, но и стремилась уничтожить Церковь, хранительницу духовных традиций. Большевики пытались уничтожить на территории СССР все мировые религии. Спустя десятилетия эта попытка привела к нравственному одичанию россиян. Сегодня «новый человек» выращенный в коммунистическом заповеднике, стал пугалом не только для соотечественников, но и для всего мира» 13.
1.3 ПОЛОЖЕНИЕ РПЦ С ПРИХОДОМ К ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ
Если сказать, что положение церкви с приходом изменилось, то это будет означать, что не сказано ничего. Революционный 1917 год принес перестройку не только государственной власти и финансовой системы, но и мировоззрения в целом. Исходя из этого, можно говорить о координальных изменениях системы взаимодействия государства и церкви. В это время церковь как социальный институт из главенствующего звена государственный системы управления переходит в разряд отверженного элемента общества в целом.
Наступление Советской власти еще более усугубили дискриминацию РПЦ. 10 июля 1918 г. появилась первая советская конституция, которая объявила духовенство и монашествующих лишенными избирательных прав. Многих прав лишались и дети духовенства (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения). 24 августа 1918 г. инструкцией к декрету от 23 января ответственность за приходскую жизнь возлагалась на группу мирян из 20 человек («двадцатка»), чем подрывалась власть настоятеля. Более того, настоятель теперь был поставлен под контроль мирян, на которых, как надеялись большевики, им будет легче воздействовать. Эти меры определили незаурядное положение церкви в обществе 14.
Одновременно с государственными мероприятиями законодательного характера, по стране проходили массовые репрессии против РПЦ, санкционированные властью. В связи с этим 26 марта 1918 г. постановлением Собора была создана Комиссия «для выяснения истинных масштабов террора, развязанного против членов Церкви».
Предполагалось вести учет репрессированным и помогать их семьям, что на практике оказалось неосуществимым. 18 апреля Собор решил осуществлять поминовение новомучеников в храмах за богослужением и установить их ежегодное поминовение 25 января. В той ситуации это было открытое осуждение гонений богоборческой власти.
19 апреля Собор принял постановление о мероприятиях по «прекращению нестроений церковной жизни». В соответствии с ним церковным наказаниям подвергались те члены Церкви, которые не повинуются священноначалию и идут на сотрудничество с богоборческой властью (к сожалению, были и такие).
Определяющим для возможности деятельности церкви являлось ее отделение от учебно-воспитательного процесса. Именно это был главный удар по функциональным возможностям церкви. С точки зрения большевиков, Русская Православная Церковь являлась «орудием управления и господства эксплуататорских классов над трудящимися классами». В соответствии с таким подходом Советская власть ставила перед собой задачу как можно быстрее ослабить влияние РПЦ на общество и полностью уничтожить ее. Изданный 11 декабря 1917 г. декрет наркома просвещения, подписанного и Лениным, у Русской Православной Церкви конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило государству. Именно это явилось основным орудием в деле уничтожения влияния церкви на массы – она лишалась возможности осуществлять религиозно-нравственное образование и воспитание народа, готовить образованные кадры духовенства. Система духовного просвещения в России была уничтожена
15.
По мимо законодательного давления и антирелигиозной пропаганды, которая была развернута в небывалых масштабах, в том числе и на законодательном уровне, большевики начали применять и репрессии против духовенства. А также физической расправы. Под эгидой спасения страны от голода, в 1922 году была начата компания по изъятию церковных ценностей, по большому счету это являлось решающим наступлением, к которому были длительные подготовительные мероприятия по дискредитации церкви, о них уже упоминалось выше. Но избежать столкновений, не смотря на агитационно-пропагандистскую работу, не удалось. Наибольший резонанс в обществе произвели события в Шуе. Когда при попытке властей изъять церковные ценности, произошло восстание верующих. В ответ был открыт огонь, в результате которого 4 человека погибло, и около 10 получили ранение. События 15 марта 1922 года в Шуе были использованы большевиками как повод для решительного уничтожения церкви, на этот счет Ленин написал письмо в Политбюро, которое обсудило его 20 марта 1922 года. Было принято решение рассматривать это восстание как саботаж линии правительства на борьбу с голодом и подрывную деятельность черносотенцев16.
Развернутые гонения на церковь определили ее дальнейшее положение, единственное, что сдерживало большевиков от массового уничтожение духовенства – это боязнь реакции Запада и дальнейшую изоляцию. К слову, в то время РСФСР еще не имело международного признания, а потому широкомасштабную войну против религии не начинали, так как это могло положить край всем международным стремлениям Советской России.
Церковь лишилась своего положения в обществе, однако это было только начало – в результате государственной антирелигиозной деятельности в 1922 году было зафиксировано около 1500 столкновений. Начались судебные процессы, помимо ключевого судебного процесса против главы РПЦ Патриарха Тихона, было возбуждено более 200 уголовных дел. Практически всегда священникам и монахам вменялась контрреволюционная деятельность. Под судебным следствием было 732 человека, практически все были представителями духовенства, верующих процент был совершенно не большой. Только 7 мая 1922 года Московским революционным трибуналом было осуждено 49 человек за контрреволюционную деятельность. 11 человек было приговорено к высшей мере наказания, 9 из которых были священниками 17.
Положение русской Православной Церкви после прихода большевиков можно квалифицировать как плачевное. На законодательном уровне были закреплены антицерковные догмы, которые лишили церковь не только былого влияния в государстве и обществе, но и уничтожили материальный базис существования церкви. Лишив ее
возможности воздействия на широкие массы населения, большевиками использовалась против церкви идеология и пропаганда. После чего, «враждебный» государству элемент, начал уничтожаться физически. Последовали расстрелы и заключения, как священнослужителей так и верующих, которые поддерживали церковь.
1.4 РЕЛИГИОЗНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ТИХОНА.
В годы притеснений, гонений и уничтожения церкви, Патриарх Тихон вел активную духовную и государственную деятельность. Она была направлена на попытки наладить компромиссные взаимоотношения с новой государственной властью и тем самым обеспечить функционирование церкви как социального института.
Во многих отношениях уникальным, можно считать Постановление Народного Комиссариата юстиций от 25.08.1920 года «О ликвидации мощей». Во-первых, данное Постановление имеет форму отчета о проделанной работе, во-вторых, имеет четкую пропагандистскую и идеологическую направленность (о чем свидетельствуют фразы «одурманивание трудящихся масс», «гипнотизирующее влияние культа на темных людей» и т.д.), в-третьих, это Постановление готовило базу для изъятия драгоценных металлов из церквей. Дабы избежать возмущения верующих, в Постановлении вскрывается ложные уверения людей с четкой аргументированной агитационной работой, направленной на разъяснение людям о ценности освобождения от предрассудков веры. Для исключения возможности волнения масс, указывается на необходимость помещения мощей в музеи с соответственной агитационно-разъяснительной работой. Примечательно, что в документе есть упоминание Патриарха Тихона в качестве лица содеявшего преступление: «Судебное расследование по делу иеромонаха московского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так называемых виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия, пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы…»11.
Декретом от 13.01.1921 года «О порядке предоставления работы служителям религиозных культов» большевистское правительство запретило предоставлять работу священнослужителям в определенных ведомствах, но важнейшее место среди них занимало образование. Опасаясь воздействия воспитательного и образовательного характера на детей и молодежь, Советская власть оградила от духовной составляющей воспитания подрастающее поколения, сосредоточив в своих руках эту составляющую и направив воспитание исключительно путем пропаганды.
Но главным, можно сказать резонансным декретом Советской власти, который углубил раскол в обществе и прервал даже видимые попытки компромиссного сосуществования государственного аппарата большевиков и церкви стал Декрет от 23.02.1922 года «Об изъятии церковных ценностей». Этот Декрет положил начало полномасштабному наступлению революционной реакции на религию, с целью полного ее уничтожения физическими методами. Переход к таким радикальным мерам продиктован несколькими обстоятельствами: во-первых, огромное количество церковных ценностей действительно могло спасти государство от голодного краха (начало которому впрочем, положили сами большевики), во-вторых, деятельность пропаганды и идеологического воспитания не дали ожидаемых результатов. Для укрепления своих позиций в стране, когда «волна надежд» у народа прошла, деструктивные процессы в государстве приобрели небывалые до этого времени масштабов, было необходимо быстрое уничтожение идеологических противников, полагаться на эволюционное преобразование в обществе, не было времени. Поэтому физическое устранение стало единственной возможностью для Советов 12.
Постоянное наращивание законодательного притеснения религии привело к резкому падению духовности среди граждан. Пиком противоборства государства и церкви стали громкие судебные процессы над церковной «аристократией». Однако эта деятельность большевиков, имела огромный подрывной потенциал для общества. Как метко заметил С. Бучков «тоталитарная система созданная по рецепту Ленина, оказалась нежизнеспособной еще и потому, что не только игнорировала христианские ценности, но и стремилась уничтожить Церковь, хранительницу духовных традиций. Большевики пытались уничтожить на территории СССР все мировые религии. Спустя десятилетия эта попытка привела к нравственному одичанию россиян. Сегодня «новый человек» выращенный в коммунистическом заповеднике, стал пугалом не только для соотечественников, но и для всего мира» 13.
1.3 ПОЛОЖЕНИЕ РПЦ С ПРИХОДОМ К ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ
Если сказать, что положение церкви с приходом изменилось, то это будет означать, что не сказано ничего. Революционный 1917 год принес перестройку не только государственной власти и финансовой системы, но и мировоззрения в целом. Исходя из этого, можно говорить о координальных изменениях системы взаимодействия государства и церкви. В это время церковь как социальный институт из главенствующего звена государственный системы управления переходит в разряд отверженного элемента общества в целом.
Наступление Советской власти еще более усугубили дискриминацию РПЦ. 10 июля 1918 г. появилась первая советская конституция, которая объявила духовенство и монашествующих лишенными избирательных прав. Многих прав лишались и дети духовенства (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения). 24 августа 1918 г. инструкцией к декрету от 23 января ответственность за приходскую жизнь возлагалась на группу мирян из 20 человек («двадцатка»), чем подрывалась власть настоятеля. Более того, настоятель теперь был поставлен под контроль мирян, на которых, как надеялись большевики, им будет легче воздействовать. Эти меры определили незаурядное положение церкви в обществе 14.
Одновременно с государственными мероприятиями законодательного характера, по стране проходили массовые репрессии против РПЦ, санкционированные властью. В связи с этим 26 марта 1918 г. постановлением Собора была создана Комиссия «для выяснения истинных масштабов террора, развязанного против членов Церкви».
Предполагалось вести учет репрессированным и помогать их семьям, что на практике оказалось неосуществимым. 18 апреля Собор решил осуществлять поминовение новомучеников в храмах за богослужением и установить их ежегодное поминовение 25 января. В той ситуации это было открытое осуждение гонений богоборческой власти.
19 апреля Собор принял постановление о мероприятиях по «прекращению нестроений церковной жизни». В соответствии с ним церковным наказаниям подвергались те члены Церкви, которые не повинуются священноначалию и идут на сотрудничество с богоборческой властью (к сожалению, были и такие).
Определяющим для возможности деятельности церкви являлось ее отделение от учебно-воспитательного процесса. Именно это был главный удар по функциональным возможностям церкви. С точки зрения большевиков, Русская Православная Церковь являлась «орудием управления и господства эксплуататорских классов над трудящимися классами». В соответствии с таким подходом Советская власть ставила перед собой задачу как можно быстрее ослабить влияние РПЦ на общество и полностью уничтожить ее. Изданный 11 декабря 1917 г. декрет наркома просвещения, подписанного и Лениным, у Русской Православной Церкви конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило государству. Именно это явилось основным орудием в деле уничтожения влияния церкви на массы – она лишалась возможности осуществлять религиозно-нравственное образование и воспитание народа, готовить образованные кадры духовенства. Система духовного просвещения в России была уничтожена
15.
По мимо законодательного давления и антирелигиозной пропаганды, которая была развернута в небывалых масштабах, в том числе и на законодательном уровне, большевики начали применять и репрессии против духовенства. А также физической расправы. Под эгидой спасения страны от голода, в 1922 году была начата компания по изъятию церковных ценностей, по большому счету это являлось решающим наступлением, к которому были длительные подготовительные мероприятия по дискредитации церкви, о них уже упоминалось выше. Но избежать столкновений, не смотря на агитационно-пропагандистскую работу, не удалось. Наибольший резонанс в обществе произвели события в Шуе. Когда при попытке властей изъять церковные ценности, произошло восстание верующих. В ответ был открыт огонь, в результате которого 4 человека погибло, и около 10 получили ранение. События 15 марта 1922 года в Шуе были использованы большевиками как повод для решительного уничтожения церкви, на этот счет Ленин написал письмо в Политбюро, которое обсудило его 20 марта 1922 года. Было принято решение рассматривать это восстание как саботаж линии правительства на борьбу с голодом и подрывную деятельность черносотенцев16.
Развернутые гонения на церковь определили ее дальнейшее положение, единственное, что сдерживало большевиков от массового уничтожение духовенства – это боязнь реакции Запада и дальнейшую изоляцию. К слову, в то время РСФСР еще не имело международного признания, а потому широкомасштабную войну против религии не начинали, так как это могло положить край всем международным стремлениям Советской России.
Церковь лишилась своего положения в обществе, однако это было только начало – в результате государственной антирелигиозной деятельности в 1922 году было зафиксировано около 1500 столкновений. Начались судебные процессы, помимо ключевого судебного процесса против главы РПЦ Патриарха Тихона, было возбуждено более 200 уголовных дел. Практически всегда священникам и монахам вменялась контрреволюционная деятельность. Под судебным следствием было 732 человека, практически все были представителями духовенства, верующих процент был совершенно не большой. Только 7 мая 1922 года Московским революционным трибуналом было осуждено 49 человек за контрреволюционную деятельность. 11 человек было приговорено к высшей мере наказания, 9 из которых были священниками 17.
Положение русской Православной Церкви после прихода большевиков можно квалифицировать как плачевное. На законодательном уровне были закреплены антицерковные догмы, которые лишили церковь не только былого влияния в государстве и обществе, но и уничтожили материальный базис существования церкви. Лишив ее
возможности воздействия на широкие массы населения, большевиками использовалась против церкви идеология и пропаганда. После чего, «враждебный» государству элемент, начал уничтожаться физически. Последовали расстрелы и заключения, как священнослужителей так и верующих, которые поддерживали церковь.
1.4 РЕЛИГИОЗНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ТИХОНА.
В годы притеснений, гонений и уничтожения церкви, Патриарх Тихон вел активную духовную и государственную деятельность. Она была направлена на попытки наладить компромиссные взаимоотношения с новой государственной властью и тем самым обеспечить функционирование церкви как социального института.