Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выступить академик Петр Бергардович Струве, Союз трудовой интеллигенции и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что оценка деятельности большевиков по отношению к церкви со стороны иностранных государств была отрицательной. В принципе, реакция Запада выступала сдерживающим фактором, который не позволял развернуть реакционные силы против церкви в полной мере. Все эти методы антирелигиозной борьбы будут развернуты позже, когда большевистское государство уже окрепнет и получит международное признание.
3.2 ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ «ДЕЛА ПАТРИАРХА ТИХОНА» НА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ.
Как утверждают историки, ничего не проходит бесследно, все народы, которые проживали на той или иной территории оставляют в исторической памяти свой след. Не так давно существовавшее государство не могло не оставить свой след в истории права Российской Федерации. Естественно в современной России не издаются декреты антирелигиозного характера, хотя Конституция Российской Федерации подчеркивает светский характер государства. Однако используя метод исторической экстраполяции можно провести некоторые параллели, между историческими особенностями и законодательным процессом в отношении вероисповедания.
Так, принципы заложенные большевиками по поводу свободы совести и вероисповедания, фактически дублируются в современной Конституции, в то же время, это не может вызывать удивления, так как эти демократические принципы исповедуют фактически все светские государства мира. Однако, при существовании нескольких видов взаимоотношения церкви и государства, которые практикуются в мире, в России присущ определенный. И вообще каждое государство имеет свои особенности взаимодействия с церковью.
В мире существуют всего несколько видов взаимоотношения государства и религии:
1. Цезеропапизм – в этой модели глава государства наряду со светскими функциями, выполняет функции главы церкви;
2. Папоцераризм – получение светской власти в государстве главой церкви;
3. Симфония властей - православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».
В Российской Федерации государственная политика и религия на протяжении долгой истории всегда были очень тесно взаимосвязаны. В России были два крайних проявления взаимоотношений церкви как социального институт с государством, а именно происходили перемены от подчиненного положения церкви в государстве к прямо диаметральным переменам и наоборот. В современной России, до сих пор не оформилась полноценная модель взаимодействия государства и религии. Современное поликонфессиональное российское общество требует четкое построение всех элементов модели взаимодействия между государством и церковью39.
В данный момент назревает социальный конфликт, причинами которого становиться государственная политика, направленная на укрепление позиций одной церкви по отношению к другим, росту социальной напряженности способствует лоббирование интересов отдельной, предпочтительной для государства, конфессии. Проводя исторические параллели с большевистской религиозной, можно заметить, что происходит переосмысление влияние церкви на монолитность государства. На религиозной почве, может возникнуть расхождение интересов государства и общества, поэтому вполне может возникнуть ситуативное толкование Конституции Российской Федерации в пользу «предпочтительной» конфессии в ущерб другим религиозным течениям и организациям. Это может повлечь запрет отдельных конфессий, лишение их деятельности законной правовой основы. В этом случае свобода совести и выполнение демократических основ Конституции будет невозможна.
К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст.14 Конституции РФ «Российская Федерация – светское государство» и «религиозные объединения отделены от государства». Если провести сравнение, то именно этот основополагающий принцип был введен Советской властью.
Религиозные объединения в РФ создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации)
40.
Еще одним спорным моментом являются противоречия между прогрессом и религиозным мировоззрением. Если ранее, в силу безграмотности и других причин, церковь искусственно вводила в заблуждение людей, то сегодня многие такие «фокусы» объясняются законами физики и т.п. Эти противоречия в обществе и в мировоззрение социума ввели именно большевики, в рамках борьбы с религией. Первым, что испытали большевики было разоблачение и материалистическое понимание мира, которое они всеми силами пытались внедрить в массы.
Протоирей Всеволод Чаплин, отстаивает точку зрения, что в современной России происходит противоборство сразу трех моделей взаимодействия церкви и государства, это: традиционно европейская (со значительным влиянием церкви на деятельность государства), американская (автономия и нейтралитет во взаимоотношении религиозных конфессий и государства) и советская (полное отсутствие симбиоза государства и церкви). Сегодня существует тенденция клерикализации отношений не только традиционной для России православной церкви, но и прогрессивно развивающихся неорелигиозных течений и отдельных общин. Ряд специалистов (Васильева О.Ю., Куницын И.А. и др.) отстаивают тезис о том, что в Российской Федерации активно внедряется религиозная политика направленная на выполнение свободы совести и вероисповедания граждан, т.е. выполнение со стороны государства конституционных прав граждан. Также идет формирование и совершенствование федерального законодательства религиозного толка и сопоставление его с современной религиозной ситуацией в стране, а также с динамическими конфессиональными изменениями. Региональное законодательство совершенствуется в рамках местных особенностей и большое внимание уделяется контролю за деятельностью религиозных организаций. В тоже время существует теория, согласно которой, созданное законодательство, в том числе Федеральный закон «о свободе совести и вероисповедания» дает прочную основу для разобщения духовно-культурных ресурсов народа. Например, И.О. Куницын уверен, что существует насущная необходимость приведение законодательства Российской Федерации в русло защиты нации от деструктивных влияний неорелигиозных организаций и течений и полноценной поддержки, укрепления господства традиционной для России конфессии. Это, по его мнению, создаст основу для сохранения и развития духовно-культурных ценностей нации41
.
По мнению авторов Концепции государственной политики в сфере взаимоотношений с религиозными объединениями Российской Федерации, наступил момент, когда необходимо внести основополагающую инновацию, а именно введения понятия традиционной религиозной организации или в традиционной религии в целом, это инновация будет соответствовать западноевропейским традициям взаимоотношений религии и государственного аппарата. Россия и ее федеративное устройство, само по себе порождает ряд проблем во взаимоотношении религии и государства как социальных институтов, а именно, в Россия как государство объединяет много народов, которые имеют разные верования и традиционное вероисповедание. А государство обязано защищать и представлять интересы всех граждан, но различные народы и народности очень сильно разняться по численности, а значит существуют и различия по численности последователей того или иного верования, по праву большинства государству приходиться по разному трактовать схожие ситуации возникающие в плоскости вероисповедания с конфессиями из миллионов последователей и нескольких адептов. Исходя из этого, приближение и сотрудничество традиционной религии вовсе не являются противоречием Конституции Российской Федерации
42.
Принципиальные изменения в общественно-политических взаимоотношениях в Российской Федерации который происходят сейчас, а изменения затрагивают основы этих взаимоотношений, меняется сам характер последних, требует внедрения концептуального подхода. Это позволит упорядочить как понятийный аппарат двух сторон коммуникации (государство и конфессии) так и управленческий аппарат по всей вертикали власти. В конце 80-х годов прошлого века уже начались коренные изменения, они продолжаются до сегодняшнего дня, именно качественный изменения намечают основные тенденции развития процесса взаимоотношения церковно-конфессиональных организаций и государства как социальных институтов. После перехода от государственной доктрины атеизма к доктрине демократических решений по отношению к религии, последняя стала довольно важной составляющей государственной и общественной жизни. Свободное мировоззрение, свобода вероисповедания, распространения и проповеди своих религий, которые открылись россиянам сравнительно недавно стремительно начало развивать не только качественные изменения в традиционных религиозных учениях, но и привело к быстрому количественному скачку числа новых конфессий, деноминаций, и религиозных направлений и как следствие быстрому росту числа последователей этих течений. Отсутствие духовно-культурного и морально-нравственного воспитания раньше, духовный вакуум атеизма, как государственной политики государства привел к тому, что новообращенные адепты религиозных культов и течений, не имеют стойкого представления о канонах не то, что мировых или традиционных религий. Но даже не понимает основ своего религиозного учения. Нормы, которые должны усваиваться на протяжении жизни, которые должны воспитывать в человеке толерантность, объективность, каноны вероучения, таким образом, воспитывая духовно-культурную личность, усваиваются очень быстро и потому поверхностно. Чаще всего человек усваивает только самые яркие и эмоционально привлекательные стороны религии, а потому начинается тотальный максимализм требований к себе и окружающим, нетерпимость к несогласным и инакомыслящим, эти факторы порождают социальную напряженность в обществе
Таким образом, можно сделать вывод, что оценка деятельности большевиков по отношению к церкви со стороны иностранных государств была отрицательной. В принципе, реакция Запада выступала сдерживающим фактором, который не позволял развернуть реакционные силы против церкви в полной мере. Все эти методы антирелигиозной борьбы будут развернуты позже, когда большевистское государство уже окрепнет и получит международное признание.
3.2 ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ «ДЕЛА ПАТРИАРХА ТИХОНА» НА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ.
Как утверждают историки, ничего не проходит бесследно, все народы, которые проживали на той или иной территории оставляют в исторической памяти свой след. Не так давно существовавшее государство не могло не оставить свой след в истории права Российской Федерации. Естественно в современной России не издаются декреты антирелигиозного характера, хотя Конституция Российской Федерации подчеркивает светский характер государства. Однако используя метод исторической экстраполяции можно провести некоторые параллели, между историческими особенностями и законодательным процессом в отношении вероисповедания.
Так, принципы заложенные большевиками по поводу свободы совести и вероисповедания, фактически дублируются в современной Конституции, в то же время, это не может вызывать удивления, так как эти демократические принципы исповедуют фактически все светские государства мира. Однако, при существовании нескольких видов взаимоотношения церкви и государства, которые практикуются в мире, в России присущ определенный. И вообще каждое государство имеет свои особенности взаимодействия с церковью.
В мире существуют всего несколько видов взаимоотношения государства и религии:
1. Цезеропапизм – в этой модели глава государства наряду со светскими функциями, выполняет функции главы церкви;
2. Папоцераризм – получение светской власти в государстве главой церкви;
3. Симфония властей - православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».
В Российской Федерации государственная политика и религия на протяжении долгой истории всегда были очень тесно взаимосвязаны. В России были два крайних проявления взаимоотношений церкви как социального институт с государством, а именно происходили перемены от подчиненного положения церкви в государстве к прямо диаметральным переменам и наоборот. В современной России, до сих пор не оформилась полноценная модель взаимодействия государства и религии. Современное поликонфессиональное российское общество требует четкое построение всех элементов модели взаимодействия между государством и церковью39.
В данный момент назревает социальный конфликт, причинами которого становиться государственная политика, направленная на укрепление позиций одной церкви по отношению к другим, росту социальной напряженности способствует лоббирование интересов отдельной, предпочтительной для государства, конфессии. Проводя исторические параллели с большевистской религиозной, можно заметить, что происходит переосмысление влияние церкви на монолитность государства. На религиозной почве, может возникнуть расхождение интересов государства и общества, поэтому вполне может возникнуть ситуативное толкование Конституции Российской Федерации в пользу «предпочтительной» конфессии в ущерб другим религиозным течениям и организациям. Это может повлечь запрет отдельных конфессий, лишение их деятельности законной правовой основы. В этом случае свобода совести и выполнение демократических основ Конституции будет невозможна.
К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст.14 Конституции РФ «Российская Федерация – светское государство» и «религиозные объединения отделены от государства». Если провести сравнение, то именно этот основополагающий принцип был введен Советской властью.
Религиозные объединения в РФ создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации)
40.
Еще одним спорным моментом являются противоречия между прогрессом и религиозным мировоззрением. Если ранее, в силу безграмотности и других причин, церковь искусственно вводила в заблуждение людей, то сегодня многие такие «фокусы» объясняются законами физики и т.п. Эти противоречия в обществе и в мировоззрение социума ввели именно большевики, в рамках борьбы с религией. Первым, что испытали большевики было разоблачение и материалистическое понимание мира, которое они всеми силами пытались внедрить в массы.
Протоирей Всеволод Чаплин, отстаивает точку зрения, что в современной России происходит противоборство сразу трех моделей взаимодействия церкви и государства, это: традиционно европейская (со значительным влиянием церкви на деятельность государства), американская (автономия и нейтралитет во взаимоотношении религиозных конфессий и государства) и советская (полное отсутствие симбиоза государства и церкви). Сегодня существует тенденция клерикализации отношений не только традиционной для России православной церкви, но и прогрессивно развивающихся неорелигиозных течений и отдельных общин. Ряд специалистов (Васильева О.Ю., Куницын И.А. и др.) отстаивают тезис о том, что в Российской Федерации активно внедряется религиозная политика направленная на выполнение свободы совести и вероисповедания граждан, т.е. выполнение со стороны государства конституционных прав граждан. Также идет формирование и совершенствование федерального законодательства религиозного толка и сопоставление его с современной религиозной ситуацией в стране, а также с динамическими конфессиональными изменениями. Региональное законодательство совершенствуется в рамках местных особенностей и большое внимание уделяется контролю за деятельностью религиозных организаций. В тоже время существует теория, согласно которой, созданное законодательство, в том числе Федеральный закон «о свободе совести и вероисповедания» дает прочную основу для разобщения духовно-культурных ресурсов народа. Например, И.О. Куницын уверен, что существует насущная необходимость приведение законодательства Российской Федерации в русло защиты нации от деструктивных влияний неорелигиозных организаций и течений и полноценной поддержки, укрепления господства традиционной для России конфессии. Это, по его мнению, создаст основу для сохранения и развития духовно-культурных ценностей нации41
.
По мнению авторов Концепции государственной политики в сфере взаимоотношений с религиозными объединениями Российской Федерации, наступил момент, когда необходимо внести основополагающую инновацию, а именно введения понятия традиционной религиозной организации или в традиционной религии в целом, это инновация будет соответствовать западноевропейским традициям взаимоотношений религии и государственного аппарата. Россия и ее федеративное устройство, само по себе порождает ряд проблем во взаимоотношении религии и государства как социальных институтов, а именно, в Россия как государство объединяет много народов, которые имеют разные верования и традиционное вероисповедание. А государство обязано защищать и представлять интересы всех граждан, но различные народы и народности очень сильно разняться по численности, а значит существуют и различия по численности последователей того или иного верования, по праву большинства государству приходиться по разному трактовать схожие ситуации возникающие в плоскости вероисповедания с конфессиями из миллионов последователей и нескольких адептов. Исходя из этого, приближение и сотрудничество традиционной религии вовсе не являются противоречием Конституции Российской Федерации
1 2 3 4 5 6 7
42.
Принципиальные изменения в общественно-политических взаимоотношениях в Российской Федерации который происходят сейчас, а изменения затрагивают основы этих взаимоотношений, меняется сам характер последних, требует внедрения концептуального подхода. Это позволит упорядочить как понятийный аппарат двух сторон коммуникации (государство и конфессии) так и управленческий аппарат по всей вертикали власти. В конце 80-х годов прошлого века уже начались коренные изменения, они продолжаются до сегодняшнего дня, именно качественный изменения намечают основные тенденции развития процесса взаимоотношения церковно-конфессиональных организаций и государства как социальных институтов. После перехода от государственной доктрины атеизма к доктрине демократических решений по отношению к религии, последняя стала довольно важной составляющей государственной и общественной жизни. Свободное мировоззрение, свобода вероисповедания, распространения и проповеди своих религий, которые открылись россиянам сравнительно недавно стремительно начало развивать не только качественные изменения в традиционных религиозных учениях, но и привело к быстрому количественному скачку числа новых конфессий, деноминаций, и религиозных направлений и как следствие быстрому росту числа последователей этих течений. Отсутствие духовно-культурного и морально-нравственного воспитания раньше, духовный вакуум атеизма, как государственной политики государства привел к тому, что новообращенные адепты религиозных культов и течений, не имеют стойкого представления о канонах не то, что мировых или традиционных религий. Но даже не понимает основ своего религиозного учения. Нормы, которые должны усваиваться на протяжении жизни, которые должны воспитывать в человеке толерантность, объективность, каноны вероучения, таким образом, воспитывая духовно-культурную личность, усваиваются очень быстро и потому поверхностно. Чаще всего человек усваивает только самые яркие и эмоционально привлекательные стороны религии, а потому начинается тотальный максимализм требований к себе и окружающим, нетерпимость к несогласным и инакомыслящим, эти факторы порождают социальную напряженность в обществе