Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 4199

Скачиваний: 119

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Цель занятия: закреплять знания теоретических основ воспитания и обучения детей, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание по теме 1.1. Теоретические основы воспитания и обучения детей

Задание 1. Составьте таблицу: «Психические познавательные процессы детей дошкольного возраста»

Таблица «Психические познавательные процессы детей дошкольного возраста»



Название процесса

Определение процесса

Свойства

Функции

Механизм протекания

Физиологические основы

1

Воображение

Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.

Основные свойства:

-интенсивность;

-осмысленность;

-целостность;

- системность;

- способность предвидения;

- конструирование;

- критичность;

- точность;

- устойчивость


- Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения;

- Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации.

- Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. 

- Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

- Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности.


Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах. Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы. Процессы воображения делятся на два уровня:
Анализ впечатлений. Синтез полученных образов. На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления. Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому. Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности. Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.



Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма. Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи. В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения. Комбинации нервных связей образуются: на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации); на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения). Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга. Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы.


2

Память

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности.

Емкость – пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

Скорость запоминания – это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

Длительность хранения – это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений.

Точность воспроизведения – это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

Скорость воспроизведения – это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти.

Помехоустойчивость – это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.

- Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

- воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации

- запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием

- сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Лев Семенович Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. У младших дошкольников память, в основном, не произвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально чтото запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает активно формироваться произвольная память. Ребенок дошкольник постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании — что особенно продуктивно происходит при условии позитивного организационного и информационного влияния взрослого. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов.

 Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее.


3 3

Внимание

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

- Устойчивость внимания Возможность человека концентрировать внимание на чём-либо конкретном, например, для раскрытия новых явлений предмета

- Сосредоточенность внимания. Способность человека увлекаться конкретно чем-то, не отвлекаясь на другие раздражители

- Объём внимания. Подразумевается число объектов, которые может взять во внимание один человек

- Распределение внимания. Возможность человека держать во внимании сразу несколько предметов

- Переключение внимания. Возможность человека переносить внимание с одного предмета на другой


- Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов

- Целенаправленный организованный отбор поступающей информации -- основная селективная функция внимания

- Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель

- Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте

- Регуляция и контроль протекания деятельности


В дошкольном возрасте существует, интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый. В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:

1) значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

2) складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

3) внимание становится опосредованным;

4) внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

5) появляются элементы послепроизвольного (постпроизвольного) внимания.

Деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют несколько стадий или уровней, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга.

Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Для того, чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Т.е. внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса.

 

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. 


4

Восприятие

Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Другим свойством восприятия является целостностьВ отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями

 Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. 

Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность. 

Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании.


- общее ориентирование

- оценку месторасположения отдельных предметов и явлений

- познавательная функция уже включает открытие сущности предметов и явлений, их взаимосвязанности

- контроль деятельности

- регулирование деятельности


Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте для восприятия как познавательного процесса в основном характерно следующее:

1) восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность;

2) зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину — происходит активное освоение сенсорных эталонов;

3) совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга.


5

Мышление

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений)

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта – это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость – умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет. Быстрота – способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение. Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

- Понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними;

- целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности

- целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей

- рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов


Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления в течение дошкольного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.



Задания по теме 1. 2.  Методические основы организации обучения дошкольников

Цель: сформировать знание определять результаты обучения, проводить и подбирать методы диагностики, интерпретировать результаты диагностики и умение применять их для решения практических задач.

 

Задание 2. Подберите пять диагностических методик для диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (возраст на выбор).

Диагностические методики для диагностики умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Методика «Разрезные картинки»

Цель методики: изучить уровень развития воображения детей, проверить их способность видеть целое раньше частей и по ним воспроизводить образ предмета.

Материал: несколько картинок (6 штук), разрезанные на несколько частей

Содержание: Перед ребенком выкладывают разрезанные кусочки картинок. Педагог просит малыша помочь ему и угадать, от какой картинки тот или иной фрагмент. Воспитатель говорит: "Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них нарисован? А теперь сложи карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень (3 балла) – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Средний уровень (2 балла) – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

Низкий уровень (1 балл) – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

Методика «Три краски»

Цель: выявление творческого воображения, образного мышления, художественного восприятия.

Материал: лист бумаги, краски, широкая кисточка или губка.

Содержание: воспитатель предлагает ребенку выбрать три краски, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Задает вопросы: «На что похож рисунок? Придумай названия к рисунку».

Критерии оценивания результатов:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок выполняет задание педагога и придумывает несколько названий рисунков


Средний уровень (2 балла) – ребенок выполняет задание педагога, но не может придумать названия рисунку

Низкий уровень (1 балл) – ребенок фактически не принимает задачу педагога, рисует какой-то одной краской, не может придумать названий рисунка

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной

Цель исследования: определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура проведения

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла).

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).


5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл).

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание).

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.


Методика «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция ребенку:  «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»

Анализ результатов:

Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.

Фигура А:

- две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

- правильно расположенные флажки — 1 балл;

- правильный угол пересечения линий — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Фигура Б:

- большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

- четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

- две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

- четыре точки в квадратах — 1 балл;

- точность в пропорциях — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

Фигура В:

- большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;