Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 4200

Скачиваний: 119

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Образовательная область «Физическое развитие»

Оценка индивидуального развития ребенка


Виды деятельности


Показатели развития




Начало года

Конец года



Физическая культура


Методы: наблюдения в НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности.







1.Умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры







2.Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий.







3.Умеет лазать по гимнастической стенке, меняя темп.







4.Умеет прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении







5.Умеет сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.







6.Умеет ходить на лыжах скользящим шагом.







7.Владеет элементами спортивных игр, игр с элементами соревнования, игр-эстафетам.







8.Самостоятельно органи­зовывает знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество







Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:


Методы: наблюдение за детьми в режимных моментах, беседы по изучению представлений о здоровом образе жизни, анкетирование родителей.







1.Имеет представления об особенностях функционирования и це­лостности человеческого организма.







2.Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здо­рового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.







3.Имеет представления о зависимости здоровья человека от пра­вильного питания; умеет определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.







4.Сформированы представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.







5.Имеет представления о правилах ухода за больными.







6.Проявляет желание заниматься физкультурой и спортом.







7.Владеет доступными сведениями из истории олимпийского движения.







8.Знает основы техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.







Выводы:

Начало года:


Конец года:


Рекомендации:

Начало года:


Конец года:



Степень освоения ребенком основной образовательной программы ДОУ оценивается по следующим показателям развития:
ТР - точка роста;

СФ - стадия формирования;

С - сформировано.

Задание по теме 1.3. Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания

Задание 4.

Проанализируйте выбранную образовательную программы по плану: теоретическая основа, научное обоснование.

Опишите структуру выбранной программы: цель, задачи, содержание, методическое обеспечение.

Анализ образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы, научное обоснование

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса

, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Цели и задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.


Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание программы

Вся программа разделена на три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В целевом разделе содержится пояснительная записка и планируемые результаты освоения Программы.

Пояснительная записка содержит цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, отличительные особенности Программы.


Раздел «Планируемые результаты освоения Программы» включает в себя целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Описывается система оценки результатов освоения Программы. Даны сведения как организовать педагогическую диагностику в детском саду.

Содержательный раздел программы включает в себя описание возрастных особенностей развития детей от первого года жизни до 7 лет, включая ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Далее идет описание содержания психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до года ( младенческая группа), содержащая в себе задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении режимных процессов, воспитание в играх-занятиях.

В следующем разделе « Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста) так же идет описание работы с детьми данного возраста.

Далее идет раздел «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы. Здесь дается содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Прописаны психолого-педагогические условия реализации программы, взаимодействие детского сада с семьей.