Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 4200
Скачиваний: 119
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная область «Физическое развитие» | Оценка индивидуального развития ребенка | ||
Виды деятельности | Показатели развития | | |
Начало года | Конец года | ||
Физическая культура | Методы: наблюдения в НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности. | | |
1.Умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры | | | |
2.Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий. | | | |
3.Умеет лазать по гимнастической стенке, меняя темп. | | | |
4.Умеет прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении | | | |
5.Умеет сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. | | | |
6.Умеет ходить на лыжах скользящим шагом. | | | |
7.Владеет элементами спортивных игр, игр с элементами соревнования, игр-эстафетам. | | | |
8.Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество | | | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: | Методы: наблюдение за детьми в режимных моментах, беседы по изучению представлений о здоровом образе жизни, анкетирование родителей. | | |
1.Имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. | | | |
2.Имеет представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. | | | |
3.Имеет представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умеет определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. | | | |
4.Сформированы представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. | | | |
5.Имеет представления о правилах ухода за больными. | | | |
6.Проявляет желание заниматься физкультурой и спортом. | | | |
7.Владеет доступными сведениями из истории олимпийского движения. | | | |
8.Знает основы техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. | | | |
Выводы: | Начало года: Конец года: | ||
Рекомендации: | Начало года: Конец года: |
Степень освоения ребенком основной образовательной программы ДОУ оценивается по следующим показателям развития:
ТР - точка роста;
СФ - стадия формирования;
С - сформировано.
Задание по теме 1.3. Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания
Задание 4.
Проанализируйте выбранную образовательную программы по плану: теоретическая основа, научное обоснование.
Опишите структуру выбранной программы: цель, задачи, содержание, методическое обеспечение.
Анализ образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы, научное обоснование
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса
, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Цели и задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи
-
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; -
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; -
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; -
творческая организация воспитательно-образовательного процесса; -
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; -
уважительное отношение к результатам детского творчества; -
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; -
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Содержание программы
Вся программа разделена на три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе содержится пояснительная записка и планируемые результаты освоения Программы.
Пояснительная записка содержит цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к ее формированию, отличительные особенности Программы.
Раздел «Планируемые результаты освоения Программы» включает в себя целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Описывается система оценки результатов освоения Программы. Даны сведения как организовать педагогическую диагностику в детском саду.
Содержательный раздел программы включает в себя описание возрастных особенностей развития детей от первого года жизни до 7 лет, включая ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Далее идет описание содержания психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до года ( младенческая группа), содержащая в себе задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении режимных процессов, воспитание в играх-занятиях.
В следующем разделе « Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста) так же идет описание работы с детьми данного возраста.
Далее идет раздел «Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы. Здесь дается содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Прописаны психолого-педагогические условия реализации программы, взаимодействие детского сада с семьей.