Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 4204
Скачиваний: 119
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цифрами.
- Листы бумаги в клетку.
- Наборы карандашей.
- Плоскостные модели числовых домиков.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и нашла письмо. Его написал Буратино. Хотите узнать о чем оно?
Чтение письма:
« Дорогие ребята» Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мой золотой ключик, который я нес папе Карло. Отпустят меня тогда, когда я выполню их задания. А я даже не учился в школе. Пожалуйста , помогите! Первое задание в конверте № 1»
В: Поможем Буратино?
Ребенок приносит конверт под номером 1.
В: Задание – разминка « Думай быстро, не зевай, на вопросы отвечай!» (Педагог произвольно называет детей, которые выполняют задания)
В: Молодцы, ребята, справились . А вот для нас подсказка. Следующее задание найдете в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, похожая на героя из сказки:
« Он спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел. У него румяный бок. Кто же это?( Колобок)
В: На какую геометрическую фигуру похож Колобок? Ребенок приносит конверт с изображением круга.
Педагог читает: « Вы идете правильной дорогой. Если выполните следующее задание, опять получите подсказку. Внимание на экран»
. Назови самый высокий предмет.
. Назови самый низкий предмет.
. Где находится солнце?
.Какой предмет расположен справа?
.Какой предмет находится между…?
В: И с этим заданием справились, поэтому получили подсказку « Следующее задание в конверте, на котором часы показывают 4 часа».
Ребенок приносит соответствующий конверт.
В: Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, проведем гимнастику для глаз:
« В небе солнце катится словно желтый мячик
( переводят взгляд то в одну, то в другую сторону).
То за тучку спрячется, то по елкам скачет ( взгляд вверх – вниз, влево вправо).
Погуляло, покружилось и за тучку закатилось ( моргают глазами, зажмуриваются).
В: Читает задание :
« Хоть ты смейся, хоть ты плач – не могу решать задач!
Помогите мне, ребята , все расставить по местам . Научусь решать задачи – благодарен буду вам!»
В: Сначала вспомним из каких частей состоит задача? ( условие, вопрос) Попробуйте отличить задачу от рассказа:
В: « На клумбе расцвело 5 роз, за ночь распустилось еще 2. Стало красиво. Д: Это не задача, нет вопроса.
В: « Бабушка испекла 3 пирожка, а потом еще несколько. Сколько всего пирожков испекла бабушка?»
Д: Не задача, не полное условие.
В: «Буратино отдал коту Базилио 3 монеты, а Алисе 1 монету. Сколько монет отдал Буратино?»
Д: Это задача, есть условие и вопрос. В: Давайте ее решим:
Пододвиньте подносы и выложите решение задачи, используя числовые карточки. ( Один ребенок решает у
доски).
Д: решают задачу, рассказывают как решили, называют ответ.
В: Посмотрите на экран и придумайте задачу по иллюстрации самостоятельно. ( Дети придумывают устно и аналогично рассказывают о решении)
Физкультминутка: ( педагог показывает карточки с цифрами) Столько раз в ладоши хлопнем ( 5)
Столько раз ногами топнем ( 6) Мы подпрыгнем столько раз ( 3) Мы наклонимся
сейчас ( 4)
Мы присядем ровно столько ( 2) Ай, да счет! Игра и только!
В: Молодцы, хорошо помогаете Буратино. Где же следующий конверт?:
«Задание в конверте, с цифрой, обозначающей количество месяцев в году» Д: Называют месяцы, приносят конверт.
В: « Поселите в домике на каждом этаже столько жильцов, чтобы их количество соответствовало номеру дома»
Дети работают в парах, затем выборочно объясняют результат: 6 это 3 и 3…)
В: На следующем конверте часы показывают 10часов. Ребенок приносит конверт.
В: Задание « Посмотрите на экран. Из каких геометрических фигур состоит мальчик? Сосчитайте и покажите соответствующую цифру:
Сколько кругов?
Сколько треугольников? И т.д.
В: Вот и остался последний конверт. Что на нем изображено? Д: Отрезок.
В: достает письмо « Ребята, оказывается у Буратино столько друзей! И вы помогли ему выполнить все задания. Мы отпустим Буратино, но у нас к вам просьба – нарисуйте и нам красивые ключики. Вот подсказка…»
Дети на листочках в клетку выполняют графический диктант. В: Давайте отправим коту Базилио и Лисе Алисе наши ключи.
Пока работы выносятся за пределы группы, проводится анализ занятия: какие из заданий вам понравилось выполнять, какие показались трудными?
На экране появляется видео письмо « Спасибо, милые друзья, вы не подвели меня! Побегу учиться в школу!»
В: Да, ребята, сегодня вы действительно не подвели Буратино. Как много
заданий выполнили. Чтобы вы хотели пожелать Буратино?( Ответы детей). А я хочу вам пожелать:
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам : старанье,
Память, логика, вниманье!
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять солнышки со стола и прикрепить на
лужайке: грустное солнышко: было тяжело, не справился; веселое: справился со всеми заданиями.
В: Молодцы, ребята!
Анализ НОД «Поможем Буратино»
- Листы бумаги в клетку.
- Наборы карандашей.
- Плоскостные модели числовых домиков.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и нашла письмо. Его написал Буратино. Хотите узнать о чем оно?
Чтение письма:
« Дорогие ребята» Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мой золотой ключик, который я нес папе Карло. Отпустят меня тогда, когда я выполню их задания. А я даже не учился в школе. Пожалуйста , помогите! Первое задание в конверте № 1»
В: Поможем Буратино?
Ребенок приносит конверт под номером 1.
В: Задание – разминка « Думай быстро, не зевай, на вопросы отвечай!» (Педагог произвольно называет детей, которые выполняют задания)
-
«Я начну, а ты продолжи»...8, 12,…( прямой счет от названного числа). -
Обратный счет от 10. -
«Какое число больше 5 или 8?...» -
«Назови соседей числа…» -
«Назови предыдущее числа…, последующее числа…»
-
«Если стол выше стула, то стул…» -
«Назови части суток». -
«Называй дальше «( дни недели) -
« Назови математические знаки».
В: Молодцы, ребята, справились . А вот для нас подсказка. Следующее задание найдете в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, похожая на героя из сказки:
« Он спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел. У него румяный бок. Кто же это?( Колобок)
В: На какую геометрическую фигуру похож Колобок? Ребенок приносит конверт с изображением круга.
Педагог читает: « Вы идете правильной дорогой. Если выполните следующее задание, опять получите подсказку. Внимание на экран»
-
«Что лишнее и почему?» ( На экране ряд квадратов, 4 заштрихованы слева направо, один сверху вниз). -
« Назови пропущенное число» ( числовой ряд с пропущенными числами). -
« Отвечай правильно» ( на экране предметы в ряд).
. Назови самый высокий предмет.
. Назови самый низкий предмет.
. Где находится солнце?
.Какой предмет расположен справа?
.Какой предмет находится между…?
В: И с этим заданием справились, поэтому получили подсказку « Следующее задание в конверте, на котором часы показывают 4 часа».
Ребенок приносит соответствующий конверт.
В: Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, проведем гимнастику для глаз:
« В небе солнце катится словно желтый мячик
( переводят взгляд то в одну, то в другую сторону).
То за тучку спрячется, то по елкам скачет ( взгляд вверх – вниз, влево вправо).
Погуляло, покружилось и за тучку закатилось ( моргают глазами, зажмуриваются).
В: Читает задание :
« Хоть ты смейся, хоть ты плач – не могу решать задач!
Помогите мне, ребята , все расставить по местам . Научусь решать задачи – благодарен буду вам!»
В: Сначала вспомним из каких частей состоит задача? ( условие, вопрос) Попробуйте отличить задачу от рассказа:
В: « На клумбе расцвело 5 роз, за ночь распустилось еще 2. Стало красиво. Д: Это не задача, нет вопроса.
В: « Бабушка испекла 3 пирожка, а потом еще несколько. Сколько всего пирожков испекла бабушка?»
Д: Не задача, не полное условие.
В: «Буратино отдал коту Базилио 3 монеты, а Алисе 1 монету. Сколько монет отдал Буратино?»
Д: Это задача, есть условие и вопрос. В: Давайте ее решим:
-
Повторите условие. -
Повторите вопрос. -
Можно решить задачу?
Пододвиньте подносы и выложите решение задачи, используя числовые карточки. ( Один ребенок решает у
доски).
Д: решают задачу, рассказывают как решили, называют ответ.
В: Посмотрите на экран и придумайте задачу по иллюстрации самостоятельно. ( Дети придумывают устно и аналогично рассказывают о решении)
Физкультминутка: ( педагог показывает карточки с цифрами) Столько раз в ладоши хлопнем ( 5)
Столько раз ногами топнем ( 6) Мы подпрыгнем столько раз ( 3) Мы наклонимся
сейчас ( 4)
Мы присядем ровно столько ( 2) Ай, да счет! Игра и только!
В: Молодцы, хорошо помогаете Буратино. Где же следующий конверт?:
«Задание в конверте, с цифрой, обозначающей количество месяцев в году» Д: Называют месяцы, приносят конверт.
В: « Поселите в домике на каждом этаже столько жильцов, чтобы их количество соответствовало номеру дома»
Дети работают в парах, затем выборочно объясняют результат: 6 это 3 и 3…)
В: На следующем конверте часы показывают 10часов. Ребенок приносит конверт.
В: Задание « Посмотрите на экран. Из каких геометрических фигур состоит мальчик? Сосчитайте и покажите соответствующую цифру:
Сколько кругов?
Сколько треугольников? И т.д.
В: Вот и остался последний конверт. Что на нем изображено? Д: Отрезок.
В: достает письмо « Ребята, оказывается у Буратино столько друзей! И вы помогли ему выполнить все задания. Мы отпустим Буратино, но у нас к вам просьба – нарисуйте и нам красивые ключики. Вот подсказка…»
Дети на листочках в клетку выполняют графический диктант. В: Давайте отправим коту Базилио и Лисе Алисе наши ключи.
Пока работы выносятся за пределы группы, проводится анализ занятия: какие из заданий вам понравилось выполнять, какие показались трудными?
На экране появляется видео письмо « Спасибо, милые друзья, вы не подвели меня! Побегу учиться в школу!»
В: Да, ребята, сегодня вы действительно не подвели Буратино. Как много
заданий выполнили. Чтобы вы хотели пожелать Буратино?( Ответы детей). А я хочу вам пожелать:
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам : старанье,
Память, логика, вниманье!
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять солнышки со стола и прикрепить на
лужайке: грустное солнышко: было тяжело, не справился; веселое: справился со всеми заданиями.
В: Молодцы, ребята!
Анализ НОД «Поможем Буратино»
Вопросы | Возрастная группа подготовительная к школе группа | ||
комментарии | |||
Соответствие занятия перспективному плану | Занятие соответствует перспективному плану подготовительной к школе группы | ||
Соответствие поставленных на занятии задач | возрастным психологическим особенностям детей группы | Задачи занятия, поставленные педагогом, соответствуют возрастным психологическим особенностям детей подготовительной к школе группы | |
требованиям учебной программы дошкольного образования | Задачи занятия соответствуют требованиям основной образовательной программы ДОУ | ||
Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие) | В занятии прослеживается триединство задач: Обучающая задача: 1.Учить отражать в речи пространственное расположение предметов, упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, определять время с точностью до 1 часа. 2.Формировать умение соотносить количество геометрических фигур с цифрой Развивающая задача 1.Развивать умение выделять в задаче условие и вопрос, составлять задачи с опорой на наглядность, упражнять в решении задач путем сложения вычитания однозначных чисел по слуховому восприятию. 2.Закреплять умение раскладывать число на два меньших в пределах 10. 3.Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти. Воспитательная задача: 1.Воспитывать у детей такие качества, как сочувствие, сопереживание к тем, кто оказался в беде 2.Воспитывать бережное отношение к дидактическим пособиям и материалам | ||
Подготовка к занятию | Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.) | Перед занятием была проведена влажная уборка и одностороннее проветривание в течение 10 минут без присутствия детей. В групповой комнате, где проходило занятие совмещенное освещение ( т.е. совмещение естественного света и искусственного освещения). Столы были расставлены так, чтобы естественный свет падал с левой стороны. | |
Эстетичное оформление наглядных материалов | Все наглядные материалы: - числовые карточки для работы у доски и проведения физминутки: - задания в конвертах эстетично оформлены | ||
Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | Весь демонстрационный и раздаточный материал был подобран в соответствии с заданиями занятия и педагогически целесообразен, способствовал реализации поставленных задач. Демонстрационный материал: Видео задания « Что лишнее?», и пропущенное число», « Отвечай правильно», - Видео картинка « Человечек из геометрических фигур». - Видео письмо. - Числовые карточки для работы у доски и проведения физминутки. - Задания в конвертах. Раздаточный материал: - Карточки с математическими знаками и цифрами. - Плоскостные модели числовых домиков. | ||
Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования | Использование видео заданий способствовало лучшему усвоению знаний детей. Мультимедиапроектор был размещен в соответствии с требованиями СанПин. Демонстрационный материал достаточно крупного размера, был рационально размещен. | ||
Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм | На занятии использовалось сочетание разных форм: - коллективная ( дети сообща выполняли задания, предложенные Буратино); - индивидуальная работа ( решение задач за столами); - выполнение заданий в парах ( задание «Поселите в домике на каждом этаже столько жильцов, чтобы их количество соответствовало номеру дома»). Использовались задания, которые стимулировали активность каждого ребенка « Я начну, а ты продолжи», «Назови соседей», «Отвечай правильно» | ||
Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание. показ, художественное слово и т. д.) | Методы, используемые на занятии, способствовали эффективному решению, поставленных задач: - поисковый метод ( дети искали решение возникшей проблемы); - проблемные ситуации (на протяжении всего занятия дети помогали Буратино, решали задания, которые необходимо выполнить) - метод упражнений ( для лучшего усвоения знаний ребята выполняли разнообразные упражнения сообща и индивидуально); - игровой ( все занятие было построено на игровой ситуации, которая направлена на помощь персонажу Буратино). На протяжении занятия использовались такие приемы как: объяснение, уточнение, напоминание, поощрение, алгоритм задания, указания, метод проблемных вопросов. | ||
Реализация здоровьесберегающего подхода | Индивидуально-дифференцированный подход к детям | На занятии использовался индивидуально-дифференцированный подход. Это и работа в парах, которая являлась весьма продуктивной формой обучения в рамках дифференцированного подхода. Дети сидели попарно для выполнения общего задания «на равных условиях», когда два примерно одинаковых по уровню развития ребенка с интересом старались выполнить посильную работу. Были и такие пары, где один ребенок испытывал затруднения в выполнении заданий, а более активный ему помогал, таким образом, сотрудничество развивало чувство взаимовыручки. На занятии применялся такой метод работы как алгоритм выполнения задания, который позволил детям неусидчивым не сбиться и не забыть о поставленной перед ним задаче. Использовались указания для самостоятельных, активных и творчески развитых детей. Проводилась индивидуальная работа с детьми, которые не уверены в своих силах. Для них использовалась похвала, одобрение, поддержка. Такие дети вызывались для выполнения заданий «Сосчитай сколько треугольников», «Назови месяца по порядку» ит.д. Детям давались задания с учетом их развития. | |
Оптимальная длительность занятия | Занятие проходило 30 минут, что соответствует требованиям СанПин | ||
Интеграция разных видов детской деятельности | На протяжении занятия наблюдалась интеграция разных видов детской деятельности. Подобраны такие формы работы и виды деятельности с детьми, которые затрагивали развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей. Занятие проводилось в игровой форме и включало в себя и двигательную активность ( физкультминутка, гимнастика для глаз, дети выходили на середину комнаты ), формирование математических представлений ( разнообразные задания и упражнения , речевое развитие (например: учить отражать в речи пространственное расположение предметов), чтение художественной литературы, отгадывание загадок, решение логических задач. Все занятие было направлено и на социально-коммуникативное развитие – это помочь Буратино, который оказался в беде. За счет переключения на разные виды деятельности у детей не наблюдалось утомляемости и напряжения, проявлялись творческие способности каждого ребенка. | ||
Использование физкультминутки, смена поз | На занятии использовалась физкультминутка, которая была направлена не только на двигательную активность, но и на закрепление математических представлений. Так же проводилась гимнастика для глаз, которая способствовала профилактике нарушения зрения. | ||
Контроль за правильностью осанки | На протяжении всего занятия шел контроль за осанкой детей. | ||
Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте) | Интерес | Интерес у детей поддерживался на протяжении всего занятия | |
Активность | Дети были активны, с желанием отвечали на вопросы, выполняли задания, т.к. была создана мотивация: помочь сказочному персонажу Буратино. | ||
Проявление инициативы | Дети проявляли инициативу при выполнении заданий, искали решение проблемы | ||
Полнота ответов | Дети отвечали полным ответом | ||
Умение адекватно оценивать собственную работу | В конце занятия дети оценили свою работу: они помогли Буратино, со всеми заданиями справились и получили видео письмо. Ребята отвечали на вопросы педагога: - Какие задания вам понравилось выполнять? - Какие задания для вас были трудными? Ребята рассказывали о трудностях, искренне радовались выполненным заданиям. | ||
Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности | Детям предоставляется свобода выбора при выполнении заданий: они подбирают более эффективные способы, рациональные. Дети предлагают свои высказывания о том, как поступить в той или иной ситуации и находят самую оптимальную. | ||
Рефлексия | Итог занятия подводит воспитатель. Она зачитала письмо от Буратино: « Спасибо, милые друзья, вы не подвели меня! Побегу учиться в школу!» и пожелала ребятам дружить с математикой. Педагог предложила взять солнышки со стола и прикрепить на лужайке: грустное солнышко: было тяжело, не справился; веселое: справился со всеми заданиями. Все ребята выставили на лужайку веселое солнышко. |