Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 4208
Скачиваний: 119
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Дидактическая игра «Найди свой домик»
Детям раздаются прямоугольники разной длины, это - двери для трех домиков (из картона), которые логопед выставляет перед детьми. Каждый ребенок поочередно находит свой домик по высоте «двери». Педагог комментирует:
- В этом домике дверь самая высокая, в этом домике дверь пониже, а в этом - самая
3. Дидактическая игра «Один - много»
Педагог предлагает детям назвать части дома, которые показывает им на одном или нескольких домиках из предыдущей игры: дом - дома, крыша - крыши, дверь - двери, окно - окна, стена - стены, балкон - балконы.
4. Дидактическая игра «Коробочки»
Педагог выставляет на стульчиках коробочки. На дне каждой из них приклеен кружок красного, желтого, зеленого или синего цвета. На столе у логопеда стоит поднос с мелкими игрушками основных цветов. Дети по очереди берут игрушки с подноса и кладут их в те коробочки, на дне которых приклеены кружки такого же цвета, что и игрушки.
Задание 9. Составьте журнал наблюдения и оценки развития одаренных детей в выбранной возрастной группе
Журнал наблюдения и оценки развития одаренных для выявления одаренности детей старшей группы
-
Для выявления литературных дарований ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А.А.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком
Критерииоценки | Ф.И.детей | ||||||||
| | | | | | ||||
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта | | | | | | | |||
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем | | | | | | | |||
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное | | | | | | | |||
| 4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль | | | | | | | | |
| 5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства | | | | | | | | |
| 6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии | | | | | | | | |
| 7. Любит сочинять рассказы или сказки | | | | | | | | |
| 8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения | | | | | | | | |
| 9. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта | | | | | | | | |
| Средний балл | | | | | | | |
Если какая-то характеристика присуща ребенку:
внаивысшейстепени–5баллов;
выше средней – 4 балла;
средней–3балла;
низкой – 2 балла.
Баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта суммируются. Общее количество набранных баллов необходимо разделить на количество вопросов и полученное число записать в бланк.
2.Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А.А.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.
Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут в анализе поведения, умственного и физического развития ребенка.
Критерииоценки | Ф.И.детей | ||||||
| | | | | | ||
1. Высокая познавательная активность, мобильность | | | | | | | |
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций | | | | | | | |
3. Устойчивость внимания | | | | | | | |
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить | | | | | | | |
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях | | | | | | | |
6. Богатство активного словаря | | | | | | | |
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения | | | | | | | |
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий | | | | | | | |
9. Развитость творческого мышления и воображения | | | | | | | |
10. Владение основными компонентами умения учиться | | | | | | | |
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития | | | | | | | |
12. Возможность предвосхищения результата деятельности | | | | | | |
Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности.
3.Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).
Критерииодаренности | Методикадиагностирования |
1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.) | Игра «Теремок» Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? – Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? – А я – (называет себя, например, – яблоко). Пустишь меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто- то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь. |
| Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. – … (глаза); каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка – … (лошадка); забивалка, ударялка, стучалка – … (молоток). Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чем идет речь |
2. Гибкость мышления – | Сказочная задача «Как перенести воду в |
способность быстро и легко | решете?» |
находить новые стратегии | Воспитатель формулирует противоречие; |
решения, устанавливать | вода должна быть в решете, чтобы ее |
ассоциативные связи и | перенести, и воды не должно быть, так как в |
переходить (в мышлении и | решете ее не перенести – вытечет. |
| |
поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы | Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед), и ее не будет, т. к. лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Игра «Предложи выход из ситуации» Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними делать |
3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способ- ность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцени- ваться по количеству вари-антов решения разнообразных проблем ипродуктов деятель-ности (проекты, рисунки, сочинения и др.) | Игра «Как использовать предмет?» Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Ход игры: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? |
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка | Игра «Внутри – снаружи» Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы |
5. Классификация и категори- зация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. | Игра «Найди предметы по форме» Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах. Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе). Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке, и сказать, какой |
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом) | Упражнение «Отдели цифры, буквы» (умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи). Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами |
7. Память – способность ребен- ка запоминать факты, собы- тия, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одна- ко следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто спосо- бен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком | Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары «Предмет – символ») Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа. Дается время (20-30 сек.) на запоминание. Затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку, т. е. найти изображение предмета и соответствующий символ |
Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка
| Баллы |
Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения | 5 |
Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко | 4 |
Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга | 3 |
Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому | 2 |
Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности | 1 |
Сведений для оценки данного качества нет | 0 |
Сводная таблица по результатам исследований
Критерии оценки | Фамилии, имена детей | ||||
| | | | | |
1. Оригинальность мышления | | | | | |
2. Гибкость мышления | | | | | |
3. Продуктивность | | | | | |
4. Способность к анализу и синтезу | | | | | |
5. Классификация и категоризация – психические процессы | | | | | |
6. Высокая концентрация внимания | | | | | |
7. Память | | | | | |
Средний балл | | | | | |