Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 4208

Скачиваний: 119

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Дидактическая игра «Найди свой домик»

Детям раздаются прямоугольники разной длины, это - двери для трех домиков (из картона), которые логопед выставляет перед детьми. Каждый ребенок поочередно находит свой домик по высоте «двери». Педагог комментирует:

- В этом домике дверь самая высокая, в этом домике дверь пониже, а в этом - самая

3. Дидактическая игра «Один - много»

Педагог предлагает детям назвать части дома, которые показывает им на одном или нескольких домиках из предыдущей игры: дом - дома, крыша - крыши, дверь - двери, окно - окна, стена - стены, балкон - балконы.

4. Дидактическая игра «Коробочки»

Педагог выставляет на стульчиках коробочки. На дне каждой из них приклеен кружок красного, желтого, зеленого или синего цвета. На столе у логопеда стоит поднос с мелкими игрушками основных цветов. Дети по очереди берут игрушки с подноса и кладут их в те коробочки, на дне которых приклеены кружки такого же цвета, что и игрушки.


Задание 9.  Составьте журнал наблюдения и оценки развития одаренных детей в выбранной возрастной группе

Журнал наблюдения и оценки развития одаренных для выявления одаренности детей старшей группы

  1. Для выявления литературных дарований ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А.А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком


Критерииоценки

Ф.И.детей



















1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта



















2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем



















3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное






















4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

























5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства

























6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии

























7. Любит сочинять рассказы или сказки

























8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения

























9. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта

























Средний балл























Если какая-то характеристика присуща ребенку:

внаивысшейстепени5баллов;

выше средней – 4 балла;

средней3балла;

низкой – 2 балла.

Баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта суммируются. Общее количество набранных баллов необходимо разделить на количество вопросов и полученное число записать в бланк.

2.Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А.А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.

Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут в анализе поведения, умственного и физического развития ребенка.


Критерииоценки

Ф.И.детей



















1. Высокая познавательная активность, мобильность



















2. Быстрота и точность выполнения умственных операций



















3. Устойчивость внимания



















4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить



















5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях



















6. Богатство активного словаря



















7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения



















8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий



















9. Развитость творческого мышления и воображения



















10. Владение основными компонентами умения учиться



















11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития



















12. Возможность предвосхищения результата деятельности




















Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки не являются существенными признаками гениальности.

3.Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерииодаренности

Методикадиагностирования

1. Оригинальность мышления

способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.)

Игра «Теремок»

Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? – Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? – А я – (называет себя, например, – яблоко). Пустишь меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто- то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.




Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. – … (глаза); каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка – … (лошадка); забивалка, ударялка, стучалка – … (молоток). Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а

родители должны угадать, о чем идет речь

2. Гибкость мышления

Сказочная задача «Как перенести воду в

способность быстро и легко

решете?»

находить новые стратегии

Воспитатель формулирует противоречие;

решения, устанавливать

вода должна быть в решете, чтобы ее

ассоциативные связи и

перенести, и воды не должно быть, так как в

переходить мышлении и

решете ее не перенести – вытечет.







поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы

Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед), и ее не будет, т. к. лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Игра «Предложи выход из ситуации» Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию.

Предложи Маше, что с ними делать

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способ- ность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцени- ваться по количеству вари-антов решения разнообразных проблем ипродуктов деятель-ности (проекты, рисунки, сочинения и

др.)

Игра «Как использовать предмет?» Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Ход игры: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка

Игра «Внутри снаружи»

Решение задач, развивающих логическое и пространственное мышление.

Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы

5. Классификация и категори- зация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Игра «Найди предметы по форме» Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах.
Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе).

Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке, и сказать, какой

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности

долго заниматься одним делом)

Упражнение «Отдели цифры, буквы» (умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи).

Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами

7. Память – способность ребен- ка запоминать факты, собы- тия, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одна- ко следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто спосо- бен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения

с ребенком

Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары «Предмет – символ»)

Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа.

Дается время (20-30 сек.) на запоминание. Затем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку, т. е. найти изображение предмета и соответствующий символ


Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка




Баллы

Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

5

Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко

4

Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

3

Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому

2

Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

1

Сведений для оценки данного качества нет

0

Сводная таблица по результатам исследований


Критерии оценки

Фамилии, имена детей
















1. Оригинальность мышления
















2. Гибкость мышления
















3. Продуктивность
















4. Способность к анализу и синтезу
















5. Классификация и категоризация психические процессы
















6. Высокая концентрация внимания
















7. Память
















Средний балл