Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1593
Скачиваний: 121
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного ханства являлись беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV в. Султаны Жанибек и Керей сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они откочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство.
Главное отличие Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе местных исторических, экономических, этнических предпосылок.
Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем за пределы ханства. В такой обстановке на юге Казахстана хан Абулхаир стал расправляться с теми, кто не хотел повиноваться его власти. Эти действия еще больше усиливали отчуждение султанов и народных масс от своего правителя. Султаны Жанибек и Керей во главе с недовольными Абулхаиром племенами откочевали в Жетысу, которое входило в состав Могулистана. Есен-Буга (1434–1462 гг.) – правивший в это время в Жетысу хан Могулистана – благосклонно принял султанов Керея и Жанибека и выделил земли им для поселения на берегах реки Шу. У хана Есен-Буги были свои планы: он хотел использовать султанов в борьбе против хана Абулхаира. Кроме того, он хотел создать прочный союз с султанами против своего брата Йунуса (Жунуса), которого поддерживали Абулхаир и Тимуриды. Есен-Буга также хотел использовать силы казахов для отпора ойратам, которые в начале XV в. не раз нападали на Жетысу и другие районы Могулистана. Поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жанибек создали здесь в 1465–1466 гг. Казахское ханство со ставкой в Козыбасы.
Процесс образования и укрепления Казахского ханства описал в своем труде «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати. Согласно его сообщению, временем образования Казахского ханства считают 870 год хиджры (1465–1466 гг.).
Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.Основной илеей произведении поэтов эпохи «Зар заман» явля-ется целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ»
Яркими представителями этого направления в 40-60-х годах IX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др.Дулат Бабатайулы - видный представитель направления «Зар заман». Он являлся свидетелем усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822-1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867-1868 годов, ряда национально-освободительных движении. Так в стихотворении «О, Сарыарка, Сарыарка!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку»
Дулат Бабатайулы раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения.
Шортанбай Канайулы осуждает биев, которые не всегда добросовестно
исполняли свои обязанности и часто брали взятки, что видно из его стихотворения-обрашения «Билер пара жеменлер».
Поэты эпохи «Зар заман» заняли достойное место в нашей национальной истории.Они ярко описали трагедию народа, на главах одного-двух поколении терявшего былию привольную и вольготную жизнь на фоне военно-колониальных акции царского правительства.
Согласно данным Всемирного банка, в 1991 году, когда Казахстан получил независимость, его экономика была полностью взаимозависима с Советским Союзом. В результате развала СССР, экономика Казахстана оказалась в кризисе, и был необходим переход к рыночной экономике.
В 1994 году правительство Казахстана приняло «Стратегию перехода к рыночной экономике», которая включала ряд реформ, направленных на ликвидацию государственных предприятий и налоговых льгот для частного бизнеса. Была также принята новая конституция, которая гарантировала право частной собственности.В результате этих мер и других реформ, экономика Казахстана начала переходить к рыночной экономике и отказываться от плановой. В 1995 году введена национальная валюта. В 1996 году был принят новый налоговый кодекс, который создал условия для привлечения иностранного капитала.
Кроме того, Казахстан стал активно развивать международные отношения, присоединился к Всемирной торговой организации (ВТО) и начал привлекать иностранных инвесторов.
Таким образом, можно сделать вывод, что переход Казахстана от плановой к рыночной экономике.
Был заложен законодательный фундамент
рыночных реформ и было доказано, что сильная государственная власть может построить рыночную экономику и демократическое общество.
Экономическая политика государства нацелена на
использование рыночных сил в общенациональных интересах. В стране были созданы условия для развития частного сектора в экономике, действует более 700 тыс. предприятий малого и среднего биз-
неса.
В государственной политике Казахстана преобладают стратегические программы: "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" (1992); Стратегия "Казахстан-2030"; Стратегический план-2020: казахстанский путь к лидерству, долговременная Стратегия "Казахстан-2050". Выработка долгосрочных социально-экономических стратегий повышает устойчивость национального развития.
экономическая и социальная политика Республики
Казахстан направлена на использование рыночных сил в общенацио-нальных интересах. Преодоление кризисов и переход к устойчивому развитию начинается с определения долгосрочных целей развития и путей их достижения. Стратегические подходы позволяют подчинить политику сегодняшнего дня долгосрочным национальным интересам.
Казахская народная музыка основана на семиступенных диатоническом мажорном и минорном ладах, в которых большое место занимают элементы пентатоники. Как и музыка других народов, долгое время не испытывавшая влияния западной музыкальной культуры, она отличается развитой ритмикой и подвижной тональностью. Особенностью казахской музыки является синкретизация. В XX веке народная традиция становится основой для классических произведений. В довоенный период академическая музыка использует фольклорный материал для прямого заимствования, в последующие годы народные мелодии творчески переосмысливаются. В 19 веке казахи упорно изучали музыкальные инструменты, сочиняли очень прекрасные произведения, знания передавали по наследству, изучались новые технологии производства инструментов, придумывались новые инструменты для более красочного звучания казахских степей.
53. Жуз — племенные союзы казахских родов. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валиханов считал, что когда Золотая Орда начала распадаться, то для того, чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие племенные союзы.
По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время набегов джунгар.
В. В. Барто́льд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. Не полностью раскрыта и само понятие — жуз. Некоторые учёные связывают его с арабским словом джуз — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634—1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахским «жузом». То есть, даже арабская летопись подтверждает, что Йуз Орда — Орда Жуз — это и есть Орта Жуз, а значит Центрально-Главнокомандующий Жуз. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Каждый жуз, включают определённые ответвления роды, которые, в свою очередь, состоят из более мелких родов[89][неавторитетный источник?]. Кроме того имеются роды также входящие в казахскую структуру в процессе исторического этногенеза, находящиеся вне жузовой классификации.
У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Создание казахских жузов связано с историей социально-политических движений, имевших место в казахской земле. В середине XV века под руководством Керей и Жанибека в междуречье Шу и Талас в состав Старшего жуза Казахского ханства вошли роды дулат, канлы, сарыуйсун, албан, суан, а позже в состав Среднего жуза вошли роды конырат и кыпчак. В Младший жуз перешли казахские роды, некогда входившие в состав Астраханского, Ногайского, Крымского ханств. А в Средний жуз объединились коренные тюркские роды: найман, керей, аргын, кыпчак, которые ещё во время нашествия Чингисхана успели стать самостоятельными государствами. Такое объединение казахских родов следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения географического расположения, а не их этнической близости
54. Свою деятельность движение начало в первые годы ХХ века. Основателями были журналист и публицист Алихан Бокейхан, лингвист, поэт и переводчик Ахмет Байтурсынов и писатель Миржакип Дулатов. По словам Султана Хан Аккулы, их взгляды на тот момент опережали время более чем на 100 лет. Вместе с тем движением "Алаш" еще при царской империи пропагандировали такие термины, как "права человека", "права личности" и "демократическое общество". На Втором всеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская республика и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение Конституции Алашской республики Всероссийским Учредительным собранием.
Если мы посмотрим проект первой конституции 1911 года, а также проект программы партии "Алаш" 1917 года, то убедимся, что в этих программах-проектах очень простыми словами, но конкретными пунктами были обозначены соблюдение прав человека, демократических принципов, права граждан республики "Алаш" на проведение собраний, организации партий, проведения шествий, демонстраций и так далее. Кроме того, в составе республики "Алаш" не было ни одного религиозного деятеля, что указывало на формирование первого светского государства на территории нынешнего Казахстана. То есть, со слов историка, религия не должна была вмешиваться в дела государства, а государство вмешиваться в дела религии. Однозначно можно сказать, что "Алаш" – феномен своего времени, который к тому же заложил первые кирпичики в основание современного Казахстана. Но, к сожалению, обстоятельства тех дней, такие как гражданская война и приход к власти большевиков, помешали дальнейшему продвижению идеи "Алаш". Сейчас нам стоит только догадываться, как бы все обернулось, если бы алашординцы продолжили свою деятельность и существовали по сей день.
Стоит отметить, что в 1917 году при формировании правительства все его члены были избраны путем.
55)Ранняя кочевая цивилизация, в частности гунны, оказала значительное влияние на мировую историю благодаря переселению кочевых племен и расширению их территорий. Это привело к формированию множества новых этнических групп, распространению кочевнического образа жизни и развитию очень мобильной и экономически эффективной культуры. Кочевые народы не только брали участие в войнах и завоеваниях, но и стали важными участниками международной торговли и культурного обмена между различными регионами Евразии, что привело к формированию новых центров торговли, наук и искусства. Кроме того, разрушение Римской империи гуннами обозначило конец эпохи античной цивилизации и переход к новому времени, что является важным событием в мировой истории. В целом, ранняя кочевая цивилизация оказала существенное влияние на мировые исторические процессы благодаря своей мобильности, экономической эффективности и инновационному потенциалу.