Файл: Психологическое сопровождение посттравматического стрессового расстройства у.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 способность к приобретению таких навыков, как повышение собственного контроля, совершение адекватных действий.
11. Семейная психотерапия приходится необычной моделью отношений для сложившейся сформированной семейной системы, посредством психотерапевтических и психокоррекционных методов. Целью которой является улучшение взаимоотношений в семье и устранение отрицательных симптомов Чаще всего в семейной психотерапии лиц с посттравматическим стрессовым расстройством используются психотехнические приемы: слушание, игра ролей, использование тишины, создание «живых скульптур», анализ видеозаписей и другие. Любая форма семейной психотерапии начинается с постановки «семейного диагноза» - определения типологии расстройств с учетом личностных характеристик членов семьи и особенностей патологии одного из них.
12. Техника вскрывающих интервенций (EBI). Метод опирается на осознание, что при наличии ПТСР имеется страх как при флешбеках
(воспоминания, о травмирующих событиях), так и перед ситуациями, которые актуализируют в сознании травму. Терапевтический эффект имеет ситуация обращения пациента к травмирующим воспоминаниям. Благодаря этому пациент заново вспоминает и проживает пугающее событие [5].
Теоретический анализ литературы позволяет утверждать, что эффективность терапии посттравматического стрессового расстройства тесно связана с такими основными факторами, как интенсивность боевых действий, тревожное состояние ума, нарушение концентрации внимания, соматические симптомы и чувство вины. В терапии этих пациентов нет ничего
«незначительного и вторичного».
По мнению А.Н. Глушко, Б.В. Овчинникова, Л.А. Янышева, психологическая реабилитация военнослужащих, участников локальных войн, включает четыре этапа.
1. Диагностический этап. Данный этап характеризуется изучением личностных черт, имеющихся у военнослужащих психологических проблем,
22 уровень оказываемого влияния этих проблем на жизненную активность и психическое здоровье.
2. Психологический этап. Характеризуется нацеленным на, психику реабилитируемых военнослужащих, использование определенных воздействующих методов.
3.
Реабилитационный этап характеризуется специфической реабилитацией.
4. При этапе психологического сопровождения за основу берется наблюдение, консультирование и психологическая помощь [10].
Анализируя работы Г.Ю Авдиенко можно сделать вывод, что наиболее действенным методом при оказании психологической помощи военнослужащим, участникам локальных войн с
ПТСР является психологическое сопровождение. Оно основано на постоянном мониторинге динамики психологической среды. К ним относятся прогнозирование и оценка возможного психологического утомления и потери сил, проведение психологической помощи в избавлении травмирующих ситуаций, управление их психическим состоянием, социальными и психическими механизмами, устоявшимися в армии.
Психологическое сопровождение содержит два важных элемента, различающиеся между собой по содержанию проводимых мероприятий, тематике и объектам: а) психологическая поддержка и б) психологическая реабилитация. В качестве меры предосторожности (во избежание развития негативных психологических явлений) оно доступно для всех военнослужащих, а также в качестве средства психологической коррекции для людей, у которых есть симптомы непатологических и патологических психологических реакций.
В наше время, сопровождение является уникальным способом проведения растянутой во времени психологической помощи. В сравнении с реабилитацией оно предлагает не переделку и исправление, а изыскание внутренних резервов у самого человека, построение фундамента на основе
23 собственных ресурсов. Построение на этом фундаменте психологических условий для возрождения связей с внешним миром.
Выделяют три этапа:
• диагностика (отслеживание), необходима для постановки целей;
• отбор и применение актуальных методических средств;
• анализ первичных и вторичных результатов, который определяет ход работы коррекции при сопровождении.
Военные психологи выделяют основные способы психологической поддержки: коммуникативные, организационные, медикаментозные и аутогенные.
•
К коммуникативным методам относятся: устные - доведение мобилизационной информации до военнослужащих; зрительный контакт; одобрительная пантомима и другие; тактильные - прикосновение, рукопожатие, похлопывание по плечу; эмоциональные - помощь подчиненному в трудную для него минуту, сопереживание; активность - личный пример в активных и решительных действиях.
•
Организационными методами являются: вывод военнослужащих, во время боевых действий, в безопасное место; устранение источников травм; устранение возможных контактов между военнослужащими и лицами, которые подверглись моральному разложению; подчиненные находятся под контролем вышестоящих по званию; формулирование точных задач по ведению боевых действий; четкая организация чередования деятельности и отдыха, своевременного приема пищи и другое.
• Аутогенные методы психологической поддержки (самопомощь): это самые известные, одни из самых доступных и очень эффективных средств регулирования умственной деятельности. Это как простейшие методы саморегуляции, так и сложные психорегулирующие комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, медитация).
24
Психологическое сопровождение - это поддержка после проведения реабилитационных мероприятий. Психологическое сопровождение создает условия для перехода человека от помощи извне к самопомощи [2].
Собственные наблюдения и изучение специальной литературы дают нам право утверждать, что для психосоциальной адаптации травмированных чрезвычайно важны их взаимоотношения в семье. Говоря о работе с семьями комбатантов в локальных войнах, выделяют два аспекта: а) психологическое сопровождение тех, кто вернулся с боевых действий; б) оказание прямой психологической помощи членам семей самих боевиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение военнослужащих, участников локальных войн, это процесс наблюдения за состоянием военнослужащих, анализом и оценкой психологических условий выполнения боевых задач, оказания психологической поддержки тем, кто испытал психотравматические воздействия боевых действий.
Психологическое сопровождение считается наиболее действенным методом при оказании психологической помощи военнослужащим, участникам локальных войн с ПТСР. Оно базируется на регулярном мониторинге динамики психологической среды. Это и прогнозирование, и оценка возможного психологического утомления и потери сил, и проведение психологической помощи в избавлении травмирующих ситуаций, управление их психическим состоянием, социальными и психическими механизмами, устоявшимися в армии.
Существует ряд подходов к психотерапии посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участников локальных войн.
Эффективность каждого определяется определенными эндогенными факторами и социальной средой. Проанализировав теоретические подходы к изучению посттравматического стрессового расстройства, можно утверждать, что конкретный вариант психотерапевтической работы с посттравматическим
25 стрессовым расстройством конкретного человека следует рассматривать исходя из его личностных особенностей.
1.4. Теоретический анализ психологических факторов и механизмов
формирования посттравматического стрессового расстройства у
военнослужащих, участников локальных войн, переживших
экстремальные ситуации в профессиональной деятельности
Анализируя работу Н.В. Тарабриной, можно утверждать, что существенно растет число военнослужащих, принимающих участие в боевых конфликтах. В боевых действиях военнослужащий подвергается большому риску для получения психологической травмы, так как он подвергается не только физическому воздействию, но и психологическому. Впоследствии эти травмы и воздействия приводят к развитию ПТСР. Статистика четко указывает на остроту проблемы психологической потери при возникновении стрессовых событий.
Так, 62% опрошенных военнослужащих, участников локальных войн на территории Чеченской Республики испытывали определенное психологическое напряжение, 92% испытывали сильный стресс перед боевыми действиями, 80% солдат, сержантов и 60% офицеров испытывали стресс, затрудняющий эффективность работы. Тысячи бывших военнослужащих, участников локальных войн, нуждаются в психологической поддержке [28].
Г.К. Ушаков в своей работе писал о том, что проблемы посттравматического стресса занимают одно из ведущих положений в современной психологии.
В основе современных подходов к диагностике и коррекции психологических последствий вооруженных конфликтов лежит концепция отсроченных реакций на травматический стресс (посттравматические стрессовые реакции), которая в настоящее время динамично развивается.
Принято считать, что психологические последствия, получаемые в боевых
26 действиях, которые содержат в себе огромное множество стресс-факторов, могут проявиться не сразу после травмирующего события, а через некоторое время [30].
В настоящее время не существует единой общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию и механизмы возникновения и развития
ПТСР. Но в результате многолетних исследований было разработано несколько теоретических моделей:
1.
Психодинамическая.
2.
Когнитивная.
3.
Психосоциальная.
4.
Психобиологическая [27].
Также он утверждал, что тип первой травмы, плохая социальная поддержка и повторная травма имеют большое значение в формировании
ПТСР.
Следует понимать, что наличие экстремальной ситуации является обязательным, но не достаточным условием возникновения ПТСР. Высшая нервная деятельность занимает центральное место в формировании ПТСР у любого индивида, таким образом можно сделать вывод, что стрессовые воздействия могут и вовсе не оказать влияния на организм [27].
Изучив литературу по военной психологии, в частности, таких авторов, как А. Г. Караяни, Е.В. Следков мы можем утверждать, что в ходе прямого боевого столкновения с противником на военнослужащего проявляет воздействие целый комплекс сильнейших факторов, которые предъявляют повышенные требования к психике и организму.
Основными требованиями являются:
• ожидание экстремальной ситуации;
• подача искаженной информации средствами массовой информации;
• отсутствие профессионалов в отряде, имеющих личный опыт участия в боевых действиях;
• длительность боя;
27
• неорганизованность свободного времени и отдыха;
• отсутствие личного опыта и примеров поведения;
• отсутствие четкой организации;
• гибель, ранение товарищей [31].
Также, анализируя труды этих авторов можно сделать вывод, что самый опасный период проживания в зоне вооруженного конфликта - последняя треть времени выполнения военнослужащим своих обязанностей. По окончании командировки в зоне боевых действий у них в большинстве своем изменяется самооценка, появляется чувство вседозволенности, что может привести к безрассудным поступкам [31].
А.Г. Караяни писал о том, что негативные психические состояния, возникающие у военнослужащих, участников локальных войн, под воздействием психотравматических факторов, сильно влияют на их боеспособность и поведение. Наличие или ожидание опасности вызывает у человека состояние внутреннего напряжения. Это состояние влияет на всю его деятельность. Он может угнетать или, наоборот, активировать течение психических процессов.
Чтобы выжить в боевой обстановке, психика военнослужащего должна максимально адаптироваться к требованиям боя и режиму боевой жизни. При высокой боевой активности военнослужащий стараются активировать всю свою энергию с целью верного и точного выполнения поставленной задачи.
Противоположное активности влияние на организм оказывает состояние предбоевой пассивности, оно характеризуется медленным темпом нервного возбуждения, малым количеством действий, совершаемых для разрешение боевого конфликта. Эти состояния указывают на мотивированность и целенаправленность военнослужащего в отношении боевых действий [15].
Любое боевое действие принято считать одной из доминирующих причин травматизации человека. В отличие от других факторов стресса участие в вооруженных конфликтах - это длительная травма. Особенностью стресса, при
28 боевых стрессах выступает то, что посредством его, человеческая жизнь обесценивается, снимаются рамки норм и морали [3].
Известный военный психолог, профессор А. Г. Караяни в своих исследованиях выделяет три фазы психологической реакции на психотравму.
Это позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.
•
Первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента:
- угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности;
- отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики).
•
Вторая фаза – воздействие. Она характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение – эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.
•
Третья фаза протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Эта фаза является критической в том смысле, что после нее начинается либо процесс выздоровления, либо происходит фиксация на травме и тогда постстрессовое состояние переходит в хроническую форму. Как было установлено, особо разрушительные для психики человека последствия начинаются уже после месяца непосредственного участия в боях [14].
В
клинической психологии принято выделять 3 стадии расстройства:
•
Острая стадия. Длится до шести недель после травматического события. Человеком движет страх. Меняется восприятие времени, реальности, пространства. Человек слишком активен или впадает в ступор. Физические проявления включают: неровное дыхание и учащенное сердцебиение, потливость, тошнота, резкие короткие движения (подергивания), тремор рук,
29 нарушения стула, обмороки, головные боли и головокружение, снижение концентрации внимания, нарушения сна.
На эмоциональном уровне возникает чувство беспомощности, чрезмерной бдительности и вспышек гнева, страха, вины, ожидания опасности, постоянного беспокойства и переживания ситуации.
•
Хроническая стадия. Длится от шести недель до полугода.
Отмечаются нарушения в поведении, возникающие из-за беспокойства за будущую жизнь, чувства неуверенности.
На этом этапе важно поговорить о проблеме, выразить свои мысли и чувства. Если этого не происходит, то увеличивается тревога, развивается жажда мести, агрессия. Главная особенность этапа - депрессия в сочетании с постоянной сильной усталостью. Воспоминания всплывают сами по себе.
Человек зацикливается на травме, ухудшаются отношения с близкими, страдает качество жизни. Жертва оторвана от реальности, не может ее адекватно воспринимать. Человек выбирает удобную для себя форму бегства от реальности. Способ помочь на этом этапе - психотерапия. Если помощь не оказывается, наступает отсроченный этап.
•
Отсроченная стадия. От шести месяцев до нескольких лет после травматического события.
Депрессия и существующие зависимости усугубляются. Человек полностью теряет контроль над собственной жизнью. Пытается «оживить» себя другими сильными ударами [17].
Теоретический анализ научной литературы позволяет утверждать, что острое течение посттравматического стрессового расстройства характеризуется фиксацией на пережитом стрессе, вегетативными и когнитивными нарушениями. Здесь наиболее ярко проявляются симптомы расстройства. Эта стадия имеет два пути развития: посттравматическое стрессовое расстройство на этой стадии либо постепенно уменьшается, либо становится хроническим. В хронической стадии симптомы не исчезают, но выраженность некоторых может уменьшаться. Хроническое ПТСР характеризуется неожиданными и частыми
30 приступами воспоминаний и образов, связанных с травмирующей ситуацией: изменения в эмоциональной сфере в сторону аутизма (абстинентность) и агрессии или склонности к самоуничижению (чувство вины, стыд) [9].
Опираясь на работы В. Г. Ромек можно сделать вывод, что в возникновении
ПТСР основное место занимает сама личность военнослужащего. Экстремальные ситуации профессиональной деятельности, с которыми сталкиваются военнослужащие, приводят к психологическим травма только тогда, когда личность военнослужащего не может принять действительность, не справляется не только в физическом, но и эмоциональном. Все это может привести к травматизации личностной организации участника боевых действий. Человек не готов адаптироваться к этим непростым условиям из-за неурегулированной системы отношений - неуверенность в себе или чрезмерная сосредоточенность на себе, тревога, пессимизм, нерешительность.
Также он условно разделял, в своей работе, людей, переживших травматическое событие, на несколько категорий:
• компенсированные личности, которые нуждаются в легкой психологической поддержке — дружеской или семейной;
• личности с дезадаптацией легкой степени, тип личности, испытывающий нужду в дружеской психологической поддержке со стороны близких и окружения в коллективе, и в профессиональной психотерапии.
Адаптация нарушена, но при определенных условиях восстанавливается без осложнений;
• личности с дезадаптацией средней степени, нуждаются во всевозможной помощи, включая фармакологическую коррекцию состояния. На пограничном уровне бывают психические расстройства: постоянное чувство страха, сильная тревога или агрессивность, неадекватные ситуации;
• личности с дезадаптацией тяжелой степени, их нарушения охватывают все области и требует длительного лечения и восстановления. Это могут быть тяжелые психические расстройства, требующие вмешательства