Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 684

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
производства. Если применяется затратный метод формирования цены («себестоимость плюс норма прибыли»), распределение косвенных издержек при определении себестоимости играет ключевую роль при расчете цены и финансового результата. Если применяется рыночный метод при формировании цены, для определения реального финансового результата также важно иметь обоснованную себестоимость продукции. В связи с тем, что деление затрат на прямые и косвенные затраты оказывает влияние на важные экономические показатели деятельности организации, целесообразно выяснить в первую очередь их содержание.
В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и
косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов. Применительно к распределительной логистики это все те же расходы, которые связаны с процессом сбыта продукции, её доставки потребителю или дистрибьютору.
Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.
В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности.
Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.
В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти издержки встречаются как в функциональной области распределительной логистики, так и в других областях.
Для того чтобы из множества вариантов системы распределения выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, служит минимум приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому измерению. Величину приведенных затрат определяют по формуле:
З
П
= С
Э
+ С
Т
+ К/Т, где: З
П
– приведенные затраты;
С
Э
– годовые эксплуатационные расходы;


С
Т
– годовые транспортные расходы;
К – полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по факту времени – по норме дисконта;
Т – срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса служит наличие на рынке большого количества посредников.
Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешного продвижения товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю, необходимо каждому предприятию самостоятельно, т.е. следует учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения. Услуги посредника востребованы, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ.
В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:
П < С
где: П – размер оплаты услуг посредника;
С – объём затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещения заказа).
Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:
Ц = С - П
Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:
1) цепочки ценностей;
2) стратегическое позиционирование;
3) затратообразующие факторы.
На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредоточивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевой момент в существующем механизме — получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем.
Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:


1) связь с поставщиками;
2) связь с потребителями;
3) единство технологических связей внутри одного подразделения;
4) связи между подразделениями внутри предприятия;
5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.
Вторым базовым элементом логистической системы служит стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лищь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
При рассмотрении третьего элемента — затратообразующего фактора — его необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.
К стратегическим структурным факторам относятся:
• масштаб распределения — объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;
• диапазон — вертикальная и горизонтальная интеграция;
• опыт;
• технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;
• сложность — широта ассортимента продукции.
Функциональные факторы включают:
• постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;
• комплексное управление качеством (ТQМ);
• оптимальную загрузку мощностей;
• эффективную планировку предприятия;
• эффективность проекта или расчета;
• использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат.
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать существенное влияние на величину и динамику затрат. Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству.
Качество как важнейший элемент стратегического управления затратами следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.
Тема 3.3.3 - 3.3.4. Сокращение общих издержек в распределении. Оценка
эффективности проводимых мероприятий.
В табл. 8 представлена структура логистических издержек сбытовой деятельности, дающая представление об участии в ней складской и транспортной логистики и о возможностях ее оптимизации. Структура издержек может меняться и зависит от:
- направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия;


- продукции, выпускаемой промышленными предприятиями (товары производствен- ного или потребительского назначения);
- наличия собственных складов и транспортных средств.
Таблица 8
Логистические издержки сбытовой деятельности

Группы логистических
издержек
Содержание логистических издержек
1 Складские расходы
• складирование готовой продукции;
• хранение готовой продукции;
• содержание запасов готовой продукции;
• эксплуатация складских площадей;
• амортизация складского оборудования;
• погрузочно-разгрузочные работы;
• комплектование заказов для потребителей;
• упаковка готовой продукции;
• формирование транспортных партий;
2 Транспортные расходы
• содержание внутризаводского транспорта;
• эксплуатация внешних транспортных средств;
• ремонт и профилактика транспортных средств;
• амортизация транспортного парка;
• эксплуатация транспортной тары;
• потери продукции при транспортировке
3 Административные расходы
• содержание административного аппарата;
• содержание работников склада;
• содержание работников транспортной служб;
• комиссионные, выплачиваемые посредникам
4 Прочие расходы
• поиск потенциальных потребителей;
• обработка заказов потребителей;
• стимулирование сбыта готовой продукции;
• возврат продукции от потребителей
Стремясь к повышению эффективности функционирования всей распределительной логистики компании могут вести сокращение различных издержек как по любой группе, представленной в таблице, так и всех издержек по всем группам одновременно. Всё зависит от стратегии и тактики снижения издержек, которые примет и станет реализовывать сама компании.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик -- потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Эффективная распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:
· координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;


· интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;
· адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и, в первую очередь, к запросам покупателей;
· системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
· комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
· оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;
· рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.
Наиболее эффективную организацию сбыта производимой продукции обеспечивает распределительная логистика, так как она охватывает все систему, обеспечивающую распределение: маркетинг, транспортировку, складирование и т.д.
Критериями ее эффективности выступают:
· максимизация прибыли при более полном удовлетворении спроса потребителей;
· эффективное использование производственного аппарата за счет оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей;
· рациональное поведение на рынке с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры.
Эффективность функционирования распределительной логистики можно оценить с позиции расчета комплекса показателей. Основными показателями, которые характеризуют масштабы сбытовой деятельности считаются валовый и чистый товарооборот, который измеряется в стоимостных и натуральных единицах.
Валовый товарооборот (Тв)- представляет собой сумму всех продаж от производителя к потребителю.
Чистый товарооборот (Тч) представляет собой товарооборот, который освобожден от повторного счета и равен стоимости конечной продажи товара.
1. Показатели организации товародвижения распределительной системы
Товародвижение заключается в сочетании экономических и физических процессов перехода товара из сферы производства в сферу обращения.
Звенность - это число переходов товара от одного владельца к другому.
Коэффициент звенности характеризует усредненное количество уровней в распределительной системе организации и определяется по формуле:
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13