Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Решения о выборе предприятий торговли тесно связаны с организацией продажи, включая и организацию внешней службы - совокупность всех занимающихся получением и ведением заказов участников независимо от их положения по отношению к предприятию и их зависимости от предприятия. В их задачу входит также сбор информации о рынке.
Тактические задачи распределения заключаются в следующем:
* работа со старыми клиентами и привлечение новых;
* получение заказов;
* организация выполнения заказов и поставки;
* максимально быстрое получение оплаты за продукцию. Каждую из них можно рассматривать более детально, в первую очередь с точки зрения возможностей рационализации в процессе решения. Если было, например, решено использовать при работе с клиентами коммивояжеров, то необходимо установить, какие клиенты, как часто и с какой конкретной целью должны быть посещены. Следует определить, сколько коммивояжеров следует привлечь, как организовать их работу и наблюдение за ней, как их мотивировать и по каким критериям вознаграждать.
Что касается привлечения заказов, то многие из них поступают иногда вообще без каких-либо непосредственных усилий со стороны производителя. Некоторые заказы, напротив, требуют длительных, в экстремальных случаях (заводы, атомные станции) многолетних обсуждений и переговоров. Крупные производственные потребители имеют обыкновение покрывать потребность в материалах с помощью годовых заказов как по организационным причинам, так и по причине более выгодной закупки. При этом отдельные заказы часто не обсуждаются. Закупочные конторы и торговые группы покрывают с помощью одного заказа потребность тысяч своих клиентов. Государственные органы заказывают продукцию с помощью конкурса, что ведет к сильной формализации системы получения заказов на предприятии-производителе.
Задачи внешней службы в последнее время существенно расширились. Речь идет о проверке торговых запасов на наличие там товаров предприятия, о размещении товаров на торговых полках и соответствующей презентации, об организации мероприятий по поддержке сбыта и сборе информации о рынке, да и просто о выступлении в качестве партнера по контактам со стороны предприятия.
Кроме того, имеется ряд проблем физического распределения. Они заключаются в поиске компромисса между уровнем сервиса поставки для клиентов и затратами на поддержание этого сервиса.
Логистические системы основаны на целом ряде нововведений технологического, организационного, экономического и управленческого характера в системах производства, торговли, перевозки и связи, нацеленных на повышение эффективности экономики.
Определенные комбинации этих нововведений известны как системы JIT, MRP
(планирование наиболее необходимых материальных затрат), EDI (электронный обмен данными), FMS (гибкая производственная система) и т.д. При проектировании систем распределения, основанных на принципах логистики, исследуются и анализируются:
* цены на инвентарь, транспорт, хранилище и расчет эффективности;
* технические средства (тенденции в формировании технических средств, технические средства и деловой цикл, эконометрические модели технических средств, технические средства в моделях ввода-вывода, модели для анализа факторов, формирующих технические средства);
* тенденции в развитии систем перевозки, модели для прогнозирования перспективы для различных видов транспорта, использование вагонов, контейнеров, контрейлеров и т.д.;
* каналы распределения (тенденции в развитии методов распределения. - непосредственное распределение - от производителя к потребителю, распределение через промежуточные компании - оптовые, торговые, посреднические и т.д.);
* модели для оптимизации каналов распределения;
* влияние торговли на структуру логистики;
* складирование, обработка и упаковка материалов;
* персонал
Обращается внимание на следующие области исследования:
* определение и классификация новых технологий;
* влияние тарифов различных технологий, измеряемых как процентное отношение от продажи;
* направления в техническом развитии выполняемых улучшений для новых технологий;
* прогнозы развития новых технологий с особым акцентом на возможных препятствиях.
При рассмотрении различных вариантов проектируемых систем исследуется логистическая цепь распределения продукции через несколько фирм, логистическая система производителя и применение новых технологий оптовыми фирмами.
Анализируются следующие вопросы:
* изменения по сравнению с традиционными технологиями применительно к производству, хранению, обработке, информационным; системам, управлению и т.д.;
* разделение и перераспределение функций внутри фирмы; (между структурными подразделениями) и в логистической цепи (между производителями, потребителями, оптовыми и транспортными фирмами и т.д.);
* требования к производству, транспортировке, хранению, обработке, информатике коммуникация и обработка данных), образованию и квалификации персонала и т.д.;
* препятствующие и ускоряющие факторы - как технологические, так и экономические;
* экономические последствия логистических изменений (на техническом уровне, на уровне оптовых магазинов, фиксированного капитала, дислокации, обработки, перевозки и стоимости информации, персонала и т.д.) для производителя, потребителя, транспортной фирмы.
Тема 3.2.2. Выбор места размещения элемента цепи поставок
Задачами распределительной логистики являются:
1. выбор схемы распределения материальной продукции на пути от производителя к потребителю и способа ее реализации;
2. определение числа, емкости и мест расположения распределительных центров в обслуживаемом регионе;
3. организация управления ходом распределительного процесса. С этим тесно связаны задачи выбора и оптимальной организации транспортных перевозок между участниками указанного процесса.
После принятия принципиального решения об уровне и структуре канала распределения необходимо произвести практические расчеты по выбору числа и местоположения складов. Следовательно, будет иметь место минимизация общих издержек на распределение.
Суммарные издержки распределения включают затраты на хранение запасов, эксплуатационные расходы, затраты на доставку на склад, потребителям, издержки на управление системой.
Е Е
Е
5
E
4
Е
min
E
3
E
2
E
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 S
Е – затраты
S – число складов
Е
1
– затраты на управление
Е
2
– затраты на доставку продукции от производителя на склады распределителя
Е
3
– эксплуатационные расходы
Е
4
– затраты на хранение
Е
5
– затраты на доставку готовой продукции со складов потребителям
Е
– суммарные затраты
Е
= Е
1
+ Е
2
+ Е
3
+ Е
4
+ Е
5
Оптимальное число складов соответствует оптимальным затратам Е
min
После определения надлежащего количества распределительных центров необходимо определить регионы и конкретные места расположения этих распределительных центров.
Для этого существует несколько Методов решения задачи размещения складов-
распределителей:
1. метод полного перебора и оценки всех возможных вариантов размещения
(осуществляется с помощью компьютерных программ);
2. принятие эвристических решений (основан на опыте эксперта);
3. метод определения центра тяжести.
Определение координат места расположения распределительного центра методом центра тяжести:
n
n
n
М
М
М
x
M
x
M
x
M
X
2 1
2 2
1 1
0
n
n
n
М
М
М
у
M
у
M
у
M
У
2 1
2 2
1 1
0
Также необходимо учитывать факторы, влияющие на выбор региона расположения распределительного центра:
- близость к рынкам сбыта;
- наличие конкурентов;
- близость к рынкам снабжения;
- уровень жизни населения;
- наличие трудовых ресурсов;
- средний уровень заработной платы;
- налоговая политика региона;
- законодательная база региона;
При выборе региона необходимо учитывать культуру обслуживания, сложившуюся в конкретном регионе.
Факторы, влияющие на выбор конкретного местоположения склада:
- наличие ж/д транспорта и подъездных ж/д путей;
- учет существующих транспортных коммуникаций;
- расстояние от объектов снабжения и сбыта;
- определение принадлежности рынка застройки;
- наличие водных коммуникаций;
- имеющиеся земельные участки;
- транспортные коммуникации;
- наличие мест парковки;
- разрешение экологической службы;
- пожарная охрана;
- наличие службы безопасности и сигнализации;
- наличие административных, хозяйственных и санитарно-бытовых служб.
Тема 3.2.3. Совершенствование распределения в цепи поставок
Пять основных методов анализа и проектирования распределения
Методически значимым является вопрос инструментария анализа и проектирования каналов (сети) распределения в логистической цепи сбыта.
Анализ существующего методического аппарата позволил выявить 5 основных методов с большим или меньшим успехом используемых при анализе и проектировании каналов распределения:
Институционально-описательный
Графический
Метод, основанный на группировке товаров
Функциональный
Структурный
Возможности и ограничения их использования при формировании распределительных каналов требуют детального анализа каждого.
Институционально-описательный метод сводится к идентификации, описанию и классификации посреднических институтов
Наименование
метода
Основное
содержание
метода
Ограничения
использования
Преимущества
и
перспективы
использования
Институционально- описательный
Идентификация, описание и классификация всех возможных посреднических институтов в канале
Отсутствие требований к классификационным признакам
Отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования посреднических институтов
Наличие доступного формализованного механизма описания посреднических институтов
Например, один из идеологов этого метода Д. Бауэрсокс предлагает практическую реализацию его через классификацию посредников по виду оказываемых услуг, выраженную через типичную схему анализа посредников в структуре распределения (рис.
16).
Рис. 16. Типичная схема анализа посредников в структуре распределения
Так, на первом уровне проводится различие между торговыми и функциональными посредниками. Торговые посредники приобретают товары в полную собственность и соответственно принимают на себя весь сопутствующий риск. Функциональные посредники избавлены от риска, связанного с собственностью, но предоставляют некоторые необходимые услуги, как своим клиентам, так и конечным потребителям.
На втором уровне оптовых торговцев разделяют по типу и диапазону оказываемых услуг. Посредники с полным набором функций обычно делают крупные закупки, занимаются разукрупнением больших партий товаров, комплектованием, сортировкой, продажей и доставкой. Для исполнения этих функций такой посредник держит склады и нанимает необходимый персонал, в обязанности которого входит собственно торговля, физическое распределение, предоставление торговых кредитов, сбор дебиторской задолженности, предоставление консультационных и информационных услуг как поставщикам, так и потребителям. Посредники с ограниченными функциями и комбинированными функциями имеют более узкий круг предоставляемых услуг.
На третьем уровне представлены классификационные признаки, которые обычно применяются для дальнейшей классификации оптовых торговцев, выделенных на первых двух уровнях.
Следует отметить, что в иллюстрации данного метода имеется много противоречий.
Так, изначально, в качестве классификационного признака определяются маркетинговые услуги. Далее говорится о главном классификационном отличии, выраженном через полноту услуг, позже, через степень риска, и, наконец, проведении за свой счет операций.
Таким образом, границы классификаций сильно размыты. Тем не менее, следует
Посредники
Торговцы
Функциональные посредники
Посредники с комбинированными функциями
Посредники с ограниченными функциями
Способ действий
Номенклатура товаров
Собственность, контроль или представительство
Категория потребителей
Посредники с полными функциями
Тип услуг
констатировать, что это один из основополагающих способов формализации структуры распределительных каналов.
Графический метод предполагает графическую интерпретацию всех возможных каналов распределения по определенному виду товарно-материального потока и, таким образом, позволяет проследить за движением собственности от сырья до готовой продукции.
Наименование
метода
Основное содержание
метода
Ограничения
использования
Преимущества
и
перспективы
использования
Графический
Графическое представление возможных каналов распределения по типу сырья или товара
Отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования каналов распределения
Невозможность отражения зигзагов канала распределения
Отсутствие механизма выбора наиболее эффективного канала
Возможность расположения участников каналов распределения в соответствии с движением товарно- материального потока
(логистической последовательности)
Наглядность отображения многообразных связей распределительного канала
Графические схемы товарно-материальных потоков иллюстрируют богатый выбор обслуживающих их институтов на всех уровнях процесса распределения. Примеры применения графического метода для разных типов продукции представлены на рис.17,18.
Производитель
Агент или
брокер
Оптовик
Оптовик
Графический метод предполагает графическую интерпретацию всех возможных каналов распределения по определенному виду товарно-материального потока и, таким образом, позволяет проследить за движением собственности от сырья до готовой продукции.
Наименование
метода
Основное содержание
метода
Ограничения
использования
Преимущества
и
перспективы
использования
Графический
Графическое представление возможных каналов распределения по типу сырья или товара
Отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования каналов распределения
Невозможность отражения зигзагов канала распределения
Отсутствие механизма выбора наиболее эффективного канала
Возможность расположения участников каналов распределения в соответствии с движением товарно- материального потока
(логистической последовательности)
Наглядность отображения многообразных связей распределительного канала
Графические схемы товарно-материальных потоков иллюстрируют богатый выбор обслуживающих их институтов на всех уровнях процесса распределения. Примеры применения графического метода для разных типов продукции представлены на рис.17,18.
Производитель
Агент или
брокер
Оптовик
Оптовик
Рис. 17. Типичные (альтернативные) каналы распределения потребительских товаров
Рис. 18. Типичные (альтернативные) каналы распределения товаров
производственного назначения
Представляется очевидным, что каналы, описанные на рис. 17,18 следует воспринимать лишь как общие схемы. На практике существует множество возможных вариаций, определяемых типом продукта, типом потребителя, представлением основной фирмы о составе участников и т.п.
Реализация графического метода через построение четкой схемы каналов распределения приобретает размытые и запутанные черты под воздействием таких популярных в настоящее время явлений как смешанная торговля (интегрированная оптовая торговля), или конгломерированный
маркетинг (продажа одного и того же продукта через розничные магазины разных типов, например, садовые грабли на бензозаправочных станциях, в магазинах инструментов, магазинах садовых принадлежностей, универсальных магазинах и т.д.). Такое явление называют зигзагами каналов
распределения.
Главное достоинство графического метода в том, что он достаточно наглядно отображает многообразные связи, характерные для современных распределительных каналов и располагает распределительные институты в логистической последовательности. Однако удобная простота схемы зачастую маскирует всю сложность выбора отдельной организацией рационального канала.
Пытаясь сократить количество факторов, которые необходимо учитывать при планировании, некоторые исследователи определяют детальную структуру канала распределения не применительно к отдельному продукту, а к той или иной группировке продуктов. Этот эмпирический по природе метод объединяет описание посреднических институтов со схематичным отображением основных каналов перемещения собственности (графическим методом). Такой метод, основанный на группировке
Потребитель
Розничный
торговец
Розничный
торговец
Розничный
торговец
Производитель
Производственный потребитель
Агент или
брокер
Производственный
дистрибутор
Производственный
дистрибутор
продуктов, полезен в специфичных ситуациях, однако он слишком сложен, чтобы пользоваться им для общего планирования.
Наименование
метода
Основное
содержание
метода
Ограничения
использования
Преимущества
и
перспективы
использования
Метод группировки продуктов
Определяет детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту, а к той или иной группировке продуктов.
Объединяет описание посреднических институтов со схематичным отображением основных каналов перемещения собственности
(конгломерат институционально- описательного и графического методов)
Метод слишком специфичен, чтобы пользоваться им для общего проектирования сбытовых каналов
Требует очень хорошего знания предметной области
Схемы трудны в реализации и анализе
Отсутствует механизм проектирования распределительных каналов
Полезен в нестандартных ситуациях, при наличии сложившихся групп продуктов и каналов их распределения
Функциональный метод анализа структуры каналов распределения развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он строится по аналогии с структурно-функциональным анализом и методологией
IDEF и основан на определении функций (главная функция - сбыт продукции) сбыта, с их последующей декомпозицией и привязкой к соответствующим механизмам и исполнителям.
Наименование
метода
Основное
содержание
метода
Ограничения
использования
Преимущества
и
перспективы
использования
Функциональ-ный
Последовательное построение схемы бизнес- процесса в виде декомпозиции функций до неделимых операций, на входе и выходе которых отражаются: материальные и информационные объекты, используемые ресурсы, организационные единицы.
Субъективность детализации операций и как следствие большая трудоемкость адекватного построении бизнес-процессов
Описание процессов не устанавливает жестких рамок синтаксиса, что может привести к созданию неполных или противоречивых моделей
Использование при анализе и
Графическая простота и наглядность
Возможно использование при решении локальных логистических задач или анализе и проектировании простых сбытовых каналов