Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 686
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок (см. тему 1.1.2)
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом,
складированием и транспортированием, а также с поставщиками
Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Тема 1.1.2. Понятие затрат при проведении закупок
Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат при проведении закупок:
- затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
- затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
- затраты на грузопереработку;
- затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
- затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
- затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций:
1) определение требуемой номенклатуры товара;
2) определение и оценка требований производства (установка требований к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу расходных материалов, также должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок);
3) определение типа организации закупок материальных ресурсов (выбор между установившимися закупками, модифицированными закупками (меняются поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов) и новыми закупками, вызванными потребностями нового внутрипроизводственного потребителя);
4) определение типа рынка (монополия, олигополия, чистая конкуренция);
5) определение количества возможных поставщиков;
6) определение позиции поставщиков на рынке;
7) определение профессионализма и надежности поставщиков;
8) определение всех возможных поставщиков, включая и тех, чьими услугами компания ранее не пользовалась;
9) предварительная оценка всех возможных поставщиков (сравнение показателей сервиса и качества, предлагаемых поставщиками расходных материалов с показателями, требуемыми внутрипроизводственными потребителями);
10) отбор наиболее подходящих поставщиков;
11) проведение переговоров с поставщиками;
12) оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика;
13) оценка уровня цены;
14) надежность поставок;
15) информационное обеспечение процесса управления закупками, организация документооборота.
Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.
Для сокращения числа составляющих компонентов затрат на закупки необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно указать:
· совершенствование планирования потребности и нормирования расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;
· устранение потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
· максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;
· исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
· доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
· минимизация уровней запасов материальных ресурсов во все звенья складской системы и др.
Тема 1.1.3. Определение составляющих общих затрат при закупках
Возникновение затрат обусловлено процессами поступления, хранения и отгрузки.
Поэтому целесообразно рассмотреть затраты, разделив их согласно этапам жизненного цикла запасов. Расходы, связанные с поступлением и приемкой (поставкой) материальных ресурсов, понесенные с момента отгрузки или оплаты до момента прихода материала на склад. Прежде всего, это
R = V × C(t),
где: R - расходы на приобретение ресурса;
C(t) – цена ресурса;
V – объем закупки.
Эти затраты необходимо учитывать в тех случаях, когда цена может быть разной в зависимости от времени закупок или объема закупки.
Вторая составляющая затрат при закупках или поступлении ресурса –
транспортные расходы, т.е. расходы на доставку материала на склад предприятия, которые могут быть выражены зависимостью стоимости доставки от объема поставки, времени поставки, способа поставки. В любом случае величина затрат зависит от объема и времени поставки в первую очередь.
Третья составляющая – расходы, связанные с приемкой и анализом
(тестированием) ресурса. Эта составляющая также может зависеть от объема ресурса и иметь постоянную составляющую.
Четвертая составляющая – финансовые потери от замораживания оборотных
средств, рассчитываются от объема оплаченных средств за период с момента оплаты до момента прихода ресурса на склад.
Расходы, связанные с хранением ресурсов. Хранение ресурсов начинается с момента прихода материала на склад. Затраты включают в себя расходы на поддержание условий хранения, расходы на внутреннюю транспортировку, учет, амортизацию дополнительного оборудования, амортизацию помещения, складское специальное оборудование и материалы, процент от замораживания оборотных средств, налоги, естественную убыль при хранении, моральное и физическое устаревание и др.
Потери от естественной убыли хранимого имущества (летучие жидкости, сжиженные газы, радиоактивные изотопы). Убыль происходит по экспоненциальному закону. Стоит заметить, что убыль может происходить и по другому закону, в зависимости от конкретных условий хранения, емкостей хранения и т.п. Для расчета затрат можно задать зависимость от объема любой формулой, соответствующей реальной ситуации.
Убытки от снижения потребительских качеств. В процессе хранения запасы теряют свои потребительские качества в физическом и моральном смысле. Это может быть выражено зависимостью или заданием некоторых периодов, сроков снижения ценности продукта. Например, срок годности может снизить стоимость (принести убыток) в несколько раз или привести к полной негодности запаса.
Затраты, связанные с неудовлетворенным спросом. Наиболее важным элементом задачи является регулирование дефицита. Для установления цены штрафа используют два метода:
1) определение прямых убытков;
2) «через обратную задачу».
В первом случае считаются реальные убытки от недостачи ресурса. Если дефицит можно покрыть экстренной поставкой, то стоимость штрафа равна стоимости экстренной поставки. Стоимость штрафа не всегда зависит только от типа материала. Штраф может иметь различное значение для каждого получателя, и даже для каждой конкретной заявки, т.е. может быть задан несколькими уровнями – от стандартного до штрафа за неудовлетворение конкретной заявки.
Расходы, связанные с отпуском в производство. При отпуске в производство учитываются затраты, связанные с транспортировкой и подготовкой к использованию в производстве.
Процесс расчета затрат, даже для одного конкретного ресурса, на определенном складе является достаточно сложным процессом. Определим этапы расчета затрат. Два основных этапа показывают, что для расчета затрат необходима предварительная обработка и подготовка данных. На этапе подготовки данных производятся следующие операции:
1) определяются остатки приходов;
2) рассчитываются страховые запасы;
3) рассчитывается прогноз наличного запаса;
4) рассчитываются операции естественной убыли;
5) рассчитываются операции морального и физического устаревания.
Расчет затрат также производится по определенной схеме, однако последовательность этапов затрат уже не играет особой роли:
– затраты операций остатков запасов;
– затраты операций поступления;
– затраты операций выбытия;
– затраты операций естественной убыли;
– затраты операций устаревания;
– затраты операций хранения;
– штрафы.
Управление системой закупок на предприятии преследует следующие цели:
1) расширение номенклатуры продукции;
2) снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков;
3) избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции;
4) контроль над специальными заказами;
5) контроль над упущенными продажами;
6) увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:
1) складская, при которой поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;
2) транзитная, при которой продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей;
3) поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.
Для осуществления функции закупок на предприятиисовершается ряд операций.
1. Анализ рынка.
2. Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.
3. Получение и оценка предложения поставщика.
4. Выбор поставщика.
5. Согласование стоимости обслуживания и заключение договора.
6. Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.
7. Проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем.
8. Размещение заказа.
9. Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики.
10. Установление единой политики в отношениях с поставщиками.
11. Выработка методов учета продукции.
12. Сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции.
13. Ускорение оплаты продукции.
14. Экономия ресурсов предприятия, например путем консолидации заказов и установления стандартов запаса.
15. Поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств.
16. Отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции.
17. Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции.
18. Анализ ценности и возможностей поставщика.
19. Разработка новых методов обработки необходимых данных для эффективного функционирования системы закупок.
Все этиоперации объединяются в несколько этапов закупочной логистической
деятельности на предприятии:
1) определение масштаба проекта (объема производства и продаж, величины затрат, параметров бюджета и др.);
2) формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков.
Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;
3) размещение объявлений о подаче предложений;
4) оценка предложения;
5) окончательные переговоры;
6) составление документации;
7) поставка и контроль качества;
8) обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.
Планирование закупок
Чтобы обеспечить правильное функционирование логистики закупок, необходимо знать потребности производства и осуществлять планирование закупок.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
1) требуемые материалы;
2) количество требуемых материалов;
3) время, когда материалы должны поступить на склад и в производство;
4) возможности поставщиков относительно сроков, ассортимента, качества и других параметров;
5) приблизительные площади складов;
6) расходы на закупку;
7) возможность собственного производства средств производства и предметов труда.
Для определения общих затрат при закупках необходимо изначально провести анализ содержания и классификации всех логистических затрат.Для этого существует
Методика расчета общих затрат в цепи поставок.
Логистические затраты занимают важное место в системе финансово- экономических показателей предприятий.
При определении величины логистических затрат нужно исходить из желательного уровня обслуживания клиентов. Именно запросы потребителей должны составлять основу логистической стратегии фирмы.
В основе проектирования логистической системы предприятия лежит логистический процесс выполнения заказов.
Полный логистический цикл рассматривается как совокупность последовательно выполняемых логистических операций от момента заказа потребителем товара до момента его получения.
Долгое время преобладающей чертой управленческой деятельности, усугубляемой особенностями бухгалтерского учета и финансового контроля, было стремление к максимально возможному снижению затрат в каждой функциональной области логистики (закупках, производстве, сбыте), при практически полном отсутствии интереса к общим затратам. Концепция общих затрат позволяет исследовать соотношение функциональных расходов, что, в свою очередь, позволяет поэлементно определить всю структуру расходов на логистику и делает очевидной необходимость анализа функциональных затрат и их значимости для предприятия.
Однако задача разработки и внедрения эффективной системы определения расходов на логистику так и оставалась нерешенной, а многие методы бухгалтерского учета продолжают служить препятствием для полноценного применения концепции
общих затрат.
Управление стоимостью требует анализа
полной логистической цепи предприятия
Состав и структура логистических затрат определяются объемом и характером логистических операций. Общая сумма логистических затрат слагается из тех расходов, которые производятся различными звеньями логистической цепи. Каждой логистической операции соответствуют определенные затраты, которые несут конкретные участники логистического процесса. При решении проблем рационализации логистической деятельности важное значение имеет выявление полезности процессов, операций и функций, составляющих ее содержание и связанных с этим затрат. Рациональным является такое формирование логистических затрат, которое способствует улучшению конечных результатов, - росту объема выполняемых заказов.
Логистические затраты – это совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе – от поставщиков сырья, через производственное предприятие до конечного потребителя.
Логистические затраты связанны с выполнением следующих логистических операций:
- размещение заказов на поставку исходных материальных ресурсов;