Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений
1.3 Этапы и организация процесса разработки решений
1.4 Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
2.1 Характеристика Управления Федерального Казначейства
2.2 Технология приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
2.3 Контроль и мотивация управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
3. Совершенствование системы контроля и мотивации при реализации управленческих решений
Содержание
Введение
. Требования к качеству и эффективности управленческих решений. Технология разработки и реализации управленческих решений
.1 Понятие и классификация управленческих решений
.2 Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений
.3 Этапы и организация процесса разработки решений
.4 Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
. Система контроля и мотивации при реализации управленческих решений (на примере управления федерального казначейства по Томской области)
.1 Характеристика Управления Федерального Казначейства
.2 Технология приема и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
.3 Контроль и мотивация управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства
. Совершенствование системы контроля и мотивации при реализации управленческих решений
Заключение
Список литературы
управленческий решение мотивация казначейство
Введение
Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы.
Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждом органе государственного управления осуществляется разработка управленческих решений. И в каждом из них практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой его деятельности, его организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Цель курсовой работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы контроля и мотивации при реализации управленческих решений.
Объект исследования - Управление Федерального Казначейства.
Предмет исследования - система принятия и реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть требования к качеству и эффективности управленческих решений;
провести анализ системы контроля и мотивации реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства;
предложить решения по совершенствованию системы контроля и мотивации реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства.
Отдельные вопросы, раскрывающие процесс разработки и принятия управленческих решений, нашли отражение в работах Герчиковой И.Н., Глущенко В.В., Глущенко И.И., Карданской Н.Л., Кулагина О.А., Литвака Б.Г.
1. Требования к качеству и эффективности управленческих решений. Технология разработки и реализации управленческих решений
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
По мнению Литвака Б.Г. управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:
Таблица 1 - Классификация управленческих решений
Классификационный признак | Группы управленческих решений |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные Нетипичные |
Значимость цели | Стратегические Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные Локальные |
Длительность реализации | Долгосрочные Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия решения | Корректируемые Некорректируемые |
Метод разработки решения | Формализованные Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные Коллегиальные |
Способ фиксации решения | Документированные Недокументированные |
Характер использованной информации | Детерминированные Вероятностные |
Рассмотрим её более подробно.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких - либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников. Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
1. Наименование программы;
2. Основания для разработки программы;
. Заказчик;
. Основные разработчики;
. Основная цель программы;
. Основные задачи программы;
. Сроки и этапы реализации;
. Перечень разделов программы;
. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий;
. Объекты и источники финансирования;
. Система контроля за исполнением программы;
. Ожидаемые и конечные результаты программы.
Э.А. Смирнов считает, что на процесс принятия управленческих решений и их качество оказывают влияние множество факторов. В том числе личностные качества человека, отношение его в семье, религия, деньги, собственность, общественное мнение и др.
1.2 Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений
Под качеством управленческого решения принято понимать "совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации". К основным параметрам качества управленческих решений относят:
̶ степень энтропии проблемы, т.е. ее количественной неопределенности. При формулировании проблемы преимущественно качественными характеристиками, степень энтропии приближается к нулю. Если же все показатели проблемы выражены количественными показателями, то степень энтропии приближается к единице;
̶ уровень риска вложения инвестиций или использования каких либо ресурсов;
̶ показатель вероятности реализации решения с точки зрения качества, затрат и сроков;
̶ степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была построена, или степень точности прогноза.
По мнению О.А. Кулагина в процессе разработки и принятия управленческого решения очень важно создать условия обеспечения его высокого качества и эффективности. К таким условиям относятся:
̶ использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого решения;
̶ учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;
̶ применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений;
̶ структурирование проблемы и построение дерева целей;
̶ обеспечение многовариантности решений;
̶ обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;
̶ правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;
̶ создание и обеспечение работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;
̶ наличие или создание механизма реализации управленческого решения.
Выполнение на практике перечисленных условий обеспечения качества управленческих решений очень трудоемко и дорогостояще. Поэтому выполнение полного их объема целесообразно только для рациональных управленческих решений по дорогостоящим объектам (проектам). В последнее время все более проявляется тенденция к увеличению количества учитываемых условий на основе автоматизации процесса управления.