Файл: Конспект лекций по дисциплине информационные бухгалтерские системы фгос впо третьего поколения профессиональный цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт экономики и финансов
Кафедра управленческого учета и контроллинга
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ
ФГОС ВПО третьего поколения профессиональный цикл
Направление 38.03.01
Экономика
Профиль
«Региональная экономика»
Квалификация (степень) бакалавр
Разработчик - старший преподаватель кафедры управленческого учета и контроллинга ИЭиФ Корабельникова Л.Л.
Казань 2015
2
ЛЕКЦИЯ 1
ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ БУХГАЛТЕРСКИХ СИСТЕМ
Вопросы:
1.
Развитие автоматизации бухгалтерского учета в Российской
Федерации
2.
Автоматизированные
системы
управления
(АСУ)
и
автоматизированные информационные системы (АИС), их классификация
3. Структура автоматизированных информационных систем, общая
характеристика функциональных и обеспечивающих подсистем
Рекомендуемая литература
1. Балдин К. В. Информационные системы в экономике. Учебное пособие
-
НИЦ
Инфра-М,
Москва
2013.-
Глава
1.
(
http://www.znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=397677)
2. Васина Е.Н., Партыка Т.Л., Попов И.И. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета: Учебное пособие – М.:
ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.- Глава 1.
3. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие – М.: ОМЕГА-Л, 2008.- Глава 1.
Первый вопрос: Развитие автоматизации бухгалтерского учета в
Российской Федерации
Большие объемы информации, многочисленные группировки, жесткие сроки обработки, высокие требования к точности и достоверности – основные причины, предопределившие использование вычислительной техники (ВТ) в работе бухгалтера.
С появлением отечественных ЭВМ бухгалтерские задачи ранее других стали обрабатываться техническими средствами. ВТ, информационные
3 технологии имеют определенный жизненный цикл, по окончании которого принимается решение о выборе новых типов и моделей технических средств и переходе на новую технологию обработки информации.
Можно выделить два основных этапа внедрения автоматизированных технологий в бухгалтерском учете в России – механизированный и автоматизированный.
Первый этап
(50-60 годы) характеризуется использованием электромеханических перфорационных машин и организацией машиносчетных станций на крупных предприятиях, где значительное место отводилось комплексной механизированной обработке учетных задач по таблично-перфокарточной системе счетоводства на базе типовых проектных решений. Переход ко второму этапу – автоматизированному (с начала 70-х годов), был вызван появлением ЭВМ (принципиально меняется техническая база), приспособленных для решения экономических задач.
Автоматизированный этап насчитывает несколько периодов в своем развитии, зависящих в первую очередь от изменения форм взаимодействия ЭВМ и пользователя, а также от режимов работы ЭВМ. Начальный период связан с централизованной обработкой бухгалтерских задач на вычислительных центрах
(ВЦ), где применялся однопрограммный режим обработки информации.
Бухгалтер не имел возможности влиять на ход решения задач. Оператор, получив первичный документ, обрабатывал ее на ЭВМ и возвращал пользователю сводные бухгалтерские данные. Развитие архитектуры ЭВМ и их операционных систем создали предпосылки для взаимодействия пользователя с программой в процессе ее выполнения, т.е. появилась возможность диалога пользователя с ЭВМ, во время которого пользователь управлял ходом решения бухгалтерских задач. Получив результаты расчетов, он оперативно принимал решение о дальнейшей работе с программой. Затем появилась возможность одновременного (параллельного) решения нескольких задач, что привело к возникновению многопользовательского диалогового режима. Реализация
4 однопрограммного и многопользовательского режимов осуществлялась в условиях централизованной обработки информации на ВЦ, на которых:
- учетный процесс разделялся между ВЦ и бухгалтерией, что не позволяло бухгалтеру нести ответственность за весь учетный процесс;
- первичный документ подолгу отсутствовали в бухгалтерии, что снижало оперативный доступ к ним;
- первичные документы составлялись вручную;
- сохранялся высокий уровень ручной работы бухгалтера;
- автоматизировались, как правило, арифметические операции и несложные логические.
Технология диалогового режима явилась предпосылкой для создания и использования ПЭВМ, которые отличались от ЭВМ:
- более высокое быстродействие;
- большая емкость оперативной и внешней памяти;
- широкий набор периферийных устройств (внешние устройства ввода/вывода информации);
- автоматизация первичного учета;
- выходные документы носят одноцелевой характер.
Все эти технические особенности ПЭВМ позволили перейти от централизованной обработки учетной информации на
ВЦ к децентрализованной, предусматривающей установку ПЭВМ на рабочем месте бухгалтера и создание автоматизированного рабочего места бухгалтера
(АРМБ).
Второй вопрос: Автоматизированные системы управления (АСУ)
и
автоматизированные
информационные
системы
(АИС),
их
классификация
АСУ – человеко-машинная система преобразования информации, подготовки и принятия нового управленческого решения. АСУ предполагает
5 комплексное использование технических средств и экономико-математических методов для решения информационных задач управления. АИС БУ – составная часть АСУ, которая является человеко-машинной системой преобразования учетных данных.
В основе классификации АСУ и АИС лежат два признака:
1 – уровень управления
- низший (предприятие)
- отраслевой / территориальный
- государственный
2 – объект управления
- АСУ ТП
- АСУ ОТ (учет, анализ, прогнозирование)
- АСУ ТП и ОТ
- информационно-поисковые системы
Третий вопрос: Структура автоматизированных информационных
систем, общая характеристика функциональных и обеспечивающих
подсистем
В типовой структуре АИС можно выделить два вида подсистем:
- функциональные
- обеспечивающие
В основу выделения отдельных функциональных подсистем положены следующие принципы:
- общность ресурсов
- общность информационной базы
- традиционные связи например: подсистема управления МТС (договора и поставки), БУ, управление сбытом, кадры, финансы.
6
Для реализации функциональных подсистем необходимы определенные условия, средства, методы, т.е. обеспечивающие подсистемы. Они являются стандартными, т.е. их набор для любой функциональной подсистемы един.
1 - ИО – информация, средства и методы ее организации
Внемашинное ИО Внутримашинное ИО
- классификаторы и коды - ИФ
- входная информация - программы организации ИФ
- выходная информация
2 - ПО- совокупность всех программ, используемых при автоматизации.
3 - Экономико-математическое обеспечение – модели, алгоритмы, формулы
4 – Техническое обеспечение – комплекс технических средств, методические материалы, персонал.
5 – Технологическое обеспечение – процесс преобразования данных от их сбора и регистрации до получения результатной информации пользователем. В рамках данной подсистемы выбираются варианты организации технологического процесса, режимы обработки данных в зависимости от вида
ВТ, объема обрабатываемой информации, связей между задачами.
6 – Правовое обеспечение – регламентируется процесс создания и функционирования АИС (порядок работы, должностные инструкции и изменения вызванные автоматизацией)
7 - Эргономическое обеспечение – разработка оптимальных условия деятельности человека в автоматизированных системах
8 – Организационное обеспечение – разработка и внедрение АИС
7
ЛЕКЦИЯ 2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопросы:
1. Методологические основы построения форм бухгалтерского учета
2. Общие принципы построения форм бухгалтерского учета
3.
Автоматизированная
(машиноориентированная)
форма
бухгалтерского учета (АФБУ)
4. Сравнительная характеристика ручных и автоматизированных
форм бухгалтерского учета
1. Вдовенко Л. А. Информационная система предприятия. Учебное пособие - Вузовский учебник, Москва 2010 г.- стр. 7 – 30, глава 1.
(
http://www.znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=181562)
2. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие – М.: ОМЕГА-Л, 2008.- Стр. 182 – 194, глава
6.
Первый вопрос: Методологические основы построения форм
бухгалтерского учета
При автоматизации методология учета должна соответствовать всем нормативным актам, сохраняются все элементы метода и в то же время происходит их развитие и изменение, обусловленное возможностями ВТ. При автоматизации:
- документация – бумажные носители информации заменяются электронными. Документация как способ доказательства факта хозяйственной деятельности сохраняется, но может не быть физического движения документа, т.е. изменяется технология документирования и документооборот.
8
- инвентаризация – появляется возможность внезапных и непрерывных инвентаризаций, т.к. учетные данные могут быть получены в любой момент.
- оценка и калькуляция – повышается точность оценки (выбор метода) и своевременность и точность калькуляций (распределение косвенных расходов).
- счета – в аналитическом учете – несколько аналитических разложений и несколько уровней аналитики.
- двойная запись – реализация двойной записи – ввод проводки, выбор из справочника, по признаку ПД, по ключевому слову.
- баланс и отчетность – неизменны, но могут быть получены в любой момент.
Второй вопрос: Общие принципы построения форм бухгалтерского
учета
Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров для ведения текущего учета в определенной последовательности и взаимосвязи.
Любая форма бухгалтерского учета характеризуется:
- содержанием и внешним видом учетных регистров;
- последовательностью заполнения учетных регистров;
- взаимосвязью хронологической и систематической записей;
- взаимосвязью синтетического и аналитического учета;
- техникой заполнения.
Требования, предъявляемые к форме бухгалтерского учета:
- форма бухгалтерского учета должна обеспечить полноту и реальность отражения хозяйственных операций;
- форма бухгалтерского учета должна обеспечить получение и контроль показателей отчетности;
- форма бухгалтерского учета должна обеспечить возможность получения показателей различной степени детализации;
- минимизация затрат на ведение учета;
9
- максимальное использование вычислительной техники.
Форма бухгалтерского учета определяет технологию текущего учета, при этом, независимо от выбранной формы бухгалтерского учета итоговые результаты должны быть идентичными.
В настоящее время, предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета. При выборе формы бухгалтерского учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации (отрасль деятельности, объем обрабатываемой информации, уровень автоматизации), хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
По уровню использованию средств автоматизации можно выделить:
1. формы бухгалтерского учета при ручной обработке данных;
2. формы бухгалтерского учета в условиях полной автоматизации обработки учетных данных (автоматизированные формы учета);
3. комбинированные формы бухгалтерского учета.
Стадии учетного процесса
Первичный учет I стадия
Текущий учет II стадия
Аналитический учет Синтетический учет
Сводный учет и отчетность III стадия
Третий вопрос: Автоматизированная (машиноориентированная)
ФБУ
Использование ВТ оказывает существенное влияние на технологию обработки учетных данных. Если при ручных ФБУ реализуется принцип постепенного накапливания, группировки и обобщения данных, то при АФБУ:
ПД – машинный носитель информации – выходной документ.
10
Особенности АФБУ:
- автоматизированное выполнение всех операций учетного процесса;
- одновременное ведение хронологической и систематической записей, аналитического и синтетического учета с расширением их возможностей;
- оптимальное сочетание регламентного и диалогового режимов получения результатных данных;
- максимальная адаптация содержания и формы учетных регистров требованиям пользователя;
- использование элементов безбумажной технологии учета;
Схема автоматизированной формы бухгалтерского учета
Четвертый вопрос: Сравнительная характеристика ручных и АФБУ
Показатели
Форма бухгалтерского учета при ручной обработке данных
АФБУ
Мемориально- ордерная
Журнально- ордерная
Отличительный признак формы
Мемориальные ордера
–
Построение журналов-ордеров
Первичный документ
– машинный носитель проводка
РНД разовый Маш.носитель
Обработка данных
Систематические регистры:
- Синтетические
- Аналитические
Справочные регистры
ПД - элек
Хронолог.регистр
(ж-л, опись,реестр)
ПД- бум
Остатки
Справочники
11 специальные документы по
Кредитовому признаку информации - выходной документ
Технология обработки информации
(обобщение и систематизация информации)
Последовательн ое накапливание, систематизация и обобщение информации
Последовательное накапливание, систематизация и обобщение информации
Любые данные вводятся однократно, все последующие варианты обработки автоматизированы:
-минимальный ввод
- максимальный вывод
(получаем больший набор данных, чем вводили в ПК, т.к. хранится НСИ)
-однократный ввод
– многократный вывод
(результаты можно получать многократно)
- разовый ввод
– постоянный ввод (НСИ)
Взаимосвязь аналитического и синтетического учета параллельно, последовательно одновременно
(совмещено), параллельно
Один синтетический счет – множество аналитических разложений и уровней аналитики в зависимости от объема обрабатываемой информации и требований пользователя
Взаимосвязь хронологической и систематической записей последовательно одновременно (за один рабочий прием и хронологическая и систематическая записи)
Один журнал регистрации
ХО – множество регистров
СУ
12
Решение информационных задач управления бухгалтерские задачи бухгалтерские задачи и отчетность
Один бухгалтерский счет – множество целей управления