Файл: Конспект лекций по дисциплине информационные бухгалтерские системы фгос впо третьего поколения профессиональный цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 обобщением обобщения
Состав показателей
Статичен и жестко закреплен
Динамичен, определен требованиями пользователя
Назначение учетных регистров
Многоцелевое
Одноцелевое и многоцелевое
Полнота информации Избыточная или недостаточная
Необходимая и достаточная
Режим получения
Регламентный
Регламентный, диалоговый
Цикл обработки
Периодический
Непрерывный
Виды учетных регистров
Хронологические
Систематические
Хронологические
Систематические
Справочные
23
ЛЕКЦИЯ 4
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО БУХГАЛТЕРА (АРМБ)
Вопросы:
1. Понятие АРМ, его основные черты и принципы создания
2. Виды АРМ бухгалтера
3. Типовая структура АРМ бухгалтера
Рекомендуемая литература
1. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – Омега-Л, Москва 2010.- Глава 4.
2. Ковалева В.Д., Хисамудинов В.В. Автоматизированное рабочее место экономиста: Учебное пособие – Финансы и статистика; АГРУС, Москва;
Ставрополь, 2009.- Глава 1- глава 5, глава 7.
3. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие – М.: ОМЕГА-Л, 2008.-Стр. 35 – 47.
Первый вопрос: Понятие АРМ, его основные черты и принципы
создания
АРМ – комплекс технических средств, системного, математического, программного и т.д. обеспечения, установленный на рабочем месте пользователя с целью автоматизации его труда.
Создание АРМ обеспечивает:
- доступ к современной ВТ небольших предприятий, что было невозможно при централизованной обработке данных;
- выполнение учетных работ в реальном масштабе времени;
- компактность размещения, высокую надежность, сравнительно простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;
24
- возможность поэтапного внедрения;
- развитый диалог с пользователем;
- максимальное использование ресурсов системы;
- возможность организации различных видов АРМ;
- экономичность учетно-аналитических работ;
- автоматизацию первичного учета;
- получение результатных данных в необходимом пользователю объеме и форме представления.
Таким образом, в настоящее время информационные технологии автоматизированной обработки экономической информации базируются на следующих принципах:
1. Рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления и организации информационной системы;
2. Распределение обработки данных на основе развитых компьютерных сетей;
3. Создания АРМ специалистов с учетом конкретных особенностей объекта управления и функций исполнителей.
Второй вопрос: Виды АРМ бухгалтера
Можно выделить несколько видов автоматизированных рабочих мест бухгалтера в зависимости от объема обрабатываемой информации, информационных связей между задачами и переодичности решаемых задач:
- локальный (автономный)
- многоуровневый
- функционально-разнесенный
25
Учет
кассовых
операций
Учет
операций на
расчетных
счетах
Учет
расчетов с
подотчетным
и лицами
Функционально-разнесенный АРМ
26
Третий вопрос: Типовая структура АРМ бухгалтера
Определим типовую структуру АРМ, т.е. выделим виды и группы работ, которые осуществляются на любом АРМ:
- доступ пользователя к системе;
- ввод информации;
- обработка информации;
- получение результатной информации;
- хранение информации;
- специфические работы (инвентаризация);
- обмен информацией между АРМами (экспорт/импорт);
- сервисные функции и настройка;
- документация по работе с АРМом;
27
ЛЕКЦИЯ 5
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
БУХГАЛТЕРСКИХ СИСТЕМ
Вопросы:
1. Классификация программ автоматизации финансового учета, их
стандартные возможности
2. Виды и уровни программ, автоматизации отдельных участков
бухгалтерского учета
3. Обзор рынка бухгалтерских программ
Рекомендуемая литература
1. Васина Е.Н., Партыка Т.Л., Попов И.И. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета: Учебное пособие – М.:
ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.- Глава 2, глава 4.
2. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике. Учебное пособие – БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва 2010.- Глава 10.
3. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – Омега-Л, Москва 2010.- Глава 8.
4. Подольский В. И. Федорова Г. В. Информационные и справочные правовые системы. Учебное пособие - ИД Бинфа, Москва 2009.- Глава 2.
(
http://www.znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=182898)
5. Полозов Ю.Е. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие – Издательство МГОУ, Москва 2010.- Глава 7.
6. Постовалов С. Н Постовалова А. Ю. Требуется знание 1С.
"1С:Бухгалтерия 8.2". Практическое руководство - БХВ-Петербург, Санкт-
Петербург
2011.-
Глава
1
– глава
3.
(http://www.znanium.com/catalog.php?bookinfo=3550520)
28 7. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие – М.: ОМЕГА-Л, 2008.- Стр. 95 – 139.
8. Филимонова Е.В. и др. 1С:Предприятие в вопросах и ответах: Учебно- практическое пособие – М,: Дашков и К., 2010 9. Филимонова Е.В. Практическая работа в 1С:Предприятие 7.7: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008 10. Филимонова Е.В. 1С:Предприятие 8.0: Учебно- практическое пособие
– М,: Дашков и К., 2006. 2007
Первый
вопрос:
Классификация
программ
автоматизации
финансового учета, их стандартные возможности
Современный опыт автоматизации бухгалтерского учета позволяет классифицировать программные продукты в зависимости от выполняемых ими функций и размеров предприятия на четыре группы:
- мини-бухгалтерия
- интегрированная бухгалтерия
- комплексная бухгалтерия
- корпоративные системы
29
Классификация бухгалтерских программ
Мини-
Бухгалтерия
Интегрирован
ная
бухгалтерия
Комплексная
бухгалтерия
Корпоративные
системы
Малые
предприятия
Средние
предприятия
Крупные
предприятия
Программы класса «Мини-бухгалтерия»
Предназначены для автоматизации финансового учета на МП. Отличительная особенность- организация всего учетного процесса на одном ПК. Программы мини-бухгалтерия под общим названием «Проводки-Главная книга-Баланс» достаточно универсальны и просты и выполняют функции ведения синтетического и несложного аналитического учета. Программы построены на ведении Журнала операций, т.е. работает «от проводки».
Программы класса «Интегрированная бухгалтерия» предназначены для автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях.
Для средних предприятий учет может быть организован на 4 – 5 ПК локальных или объединенных в сеть. Главная особенность – модульное построение.
Основой пакета является модуль «Проводки - Главная книга - Баланс»
(сводный учет и отчетность, главный бухгалтер), в который встроены модули отдельных участков учета. Как правило, это модули автоматизации аналитического учета по МПЗ, заработной плате, денежным средствам, основным средствам, т.е. в первую очередь автоматизируются наиболее
30 трудоемкие участки учета. Ведение аналитического учета на каждом АРМ осуществляется в независимом режиме. Состав модулей жестко не фиксирован.
Программы класса «Комплексная бухгалтерия» рассчитаны на средние и крупные предприятия. Отличительные особенности:
- организация учета осуществляется комплексом взаимосвязанных АРМов;
(Совместная работа различных АРМ обеспечивается чаще всего через АРМ главного бухгалтера);
- полная автоматизация учетного процесса;
- развернутая и многоуровневая аналитика;
- расширенный состав традиционного комплекса задач (модули (комплексы задач) других функциональных подсистем или отдельные задачи) (помимо собственно бухгалтерских АРМ в систему могут быть включены АРМ руководителя, менеджера коммерческого отдела, АРМ по учету кадров и др.);
Программы класса «Корпоративные системы» - длякрупных и сверхкрупных предприятий. Предназначены для автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью крупных корпораций, финансово- промышленных групп, холдингов различных отраслей народного хозяйства.
Реализация программ предусматривает организацию многоуровневой вычислительной сети и сетевой обмен информацией между уровнями.
Программы отличаются большой сложностью, высокой стоимостью. При внедрении необходима индивидуальная настройка и авторское сопровождение
(50-60 ПК). При выборе программ необходимо учитывать технологические и организационные особенности предприятия, объем информации, схему документооборота, учетную политику и квалификацию работников бухгалтерии. Бухгалтерский учет в таких программах – только отдельный модуль.
1 2 3 4 5 6
Второй вопрос: Виды и уровни программ, автоматизации отдельных
участков бухгалтерского учета
31
Классификация бухгалтерских программ по отдельным участкам учета
№ Участок учета
Виды (уровни) программ
1
Сводный учет и отчетность
- Мини-бухгалтерия
- Интегрированная бухгалтерия
- Комплексная бухгалтерия
- Корпоративные системы
2
Учет труда и заработной платы
- Базовый вариант
- + учет сдельной заработной платы
-
+ дополнительные задачи других функциональных подсистем
ИЛИ решение задач в электронных таблицах
3
Учет материально- производственных запасов
- Базовый вариант
- + учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
-
+ дополнительные задачи других функциональных подсистем
4
Учет основных средств
- Базовый вариант
- Учет вложений во внеоборотные активы, учет нематериальных активов и т.д.
5
Учет затрат на производство -
Универсальные программы для различных производств
-
Специализированные отраслевые программы
6
Учет финансово-расчетных операций
- создание комбинированного АРМ
- создание функционально-разнесенного
АРМ
7
Учет готовой продукции и - Базовый вариант
32 продаж
- + учет продаж
-
+ дополнительные задачи других функциональных подсистем
Третий вопрос: Обзор рынка бухгалтерских программ
При выборе программного продукта необходимо обратить внимание на то, предусмотрены ли следующие возможности и насколько они удобны:
- редактирование документов (введение дополнительных колонок в таблицы, изменение структуры таблиц);
- формирование нетиповых первичных документов и внутренних отчетов;
- индивидуализация плана счетов;
- формирование на предприятии бухгалтерских решений на основе правил построения типовых операций;
- определение списка разрешенных корреспонденций;
- создание и регистрация новых объектов бухгалтерского учета;
- закрытие информации по истечению определенного периода;
- определение порядка автоматического формирования выходных форм на основании оперативной информации;
- создание системы паролей и организация нескольких уровней доступа к данным.
При выборе программного продукта необходимо обратить внимание на то предусмотрены ли следующие возможности и насколько они удобны:
- редактирование документов (введение дополнительных колонок в таблицы, изменение структуры таблиц);
- формирование нетиповых первичных документов и внутренних отчетов;
- индивидуализация плана счетов;