Файл: Протокол 18113 от 28 сентября 2019г. Отраслевая рамка квалификаций Услуги в сфере бьютииндустрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 19 – Динамика выпуска и трудоустройства по специальности 0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» по Карагандинской области
Колледж | Квалификации (по модульным программам) | 2016-2017 уч.год | 2017-2018 уч.год | 2018-2019 уч.год | |||
выпуск | трудоустроено | выпуск | трудоустроено | выпуск | трудоустроено | ||
КГУ «Карагандинский профессионально-технический колледж» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | 290 | 228 | 236 | 186 | 168 | 134 |
КГУ «Балхашский колледж сервиса» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | ||||||
КГУ «Темиртауский профессионально-технический колледж» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | ||||||
КГУ «Карагандинский колледж технологии и сервиса» | 1. Косметолог 2. Мастер-парикмахер 3. Парикмахер-модельер 4. Художник-модельер | ||||||
КГУ «Жезказганский колледж технологии и сервиса» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | ||||||
КГУ «Карагандинский колледж питания и сервиса» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | ||||||
ЧУ «Колледж моды» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер 3. Художник-модельер | 12 | 10 | 10 | 10 | 8 | 5 |
ЧУ Колледж «Сервис» | 1. Мастер-парикмахер 2. Парикмахер-модельер | 15 | 14 | 14 | 13 | 15 | 8 |
ИТОГО | 317 | 252 | 260 | 209 | 191 | 148 |
В целом, как видно из таблицы, динамика выпуска колледжами по специальности 0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» и обучение на курсах профессиональной подготовки в целом имеет отрицательную тенденцию, однако резкого снижения количества подготовленных специалистов в сфере услуг бьюти-индустрии не наблюдается. Данное снижение можно объяснить циклическими колебаниями деловой активности в отрасли, тем более устойчивый спрос на специалистов в данной сфере представлен по результатам анализа вакансии, что в целом характеризует оптимальное соотношение спроса и предложения на трудовые ресурсы в сфере услуг бьюти-индустрии.
6 Описание дескрипторов отраслевой рамки квалификаций
На основе анализа отрасли, социологического опроса и анализа существующей нормативно-правовой базы, в том числе, с учетом уже разработанных и утвержденных профессиональных стандартов, был определен следующий приоритетный перечень профессиональных стандартов и, соответствующих профессиональных карточек в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии» (Таблица 20).
Таблица 20 – Перечень профессиональных стандартов и, соответствующих профессиональных карточек в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии»
Наименование приоритетного профессионального стандарта | Соответствующие профессиональные карточки |
| Стилист-парикмахер (5 ур. ОРК), Парикмахер мужской (Барбер) (3 ур. ОРК) |
| Эстетист (5 ур. ОРК), Мастер депиляции (3 ур. ОРК) |
| Мастер-тату (4 ур. ОРК) Мастер перманентного макияжа (3 ур. ОРК), Мастер художественного татуажа (3 ур. ОРК), |
| Визажист (5 ур. ОРК) Мастер салонного макияжа (4 ур. ОРК) Лэшмейкер (3 ур. ОРК) |
| Менеджер-администратор СПА-салона (6 ур. ОРК), СПА-специалист (5 ур. ОРК) |
| Нейл-стилист (4 ур. ОРК) Специалист по наращиванию ногтей (3 ур. ОРК) |
Так как данные виды экономической деятельности входят в группу прочих видов услуг и имеют более углубленную дифференциацию по специализации и формам предоставления специализированных услуг бьюти-индустрии, данный перечень профессиональных стандартов сформирован по основным уникальным направлениям трудовых функций в данной отрасли, что не позволяет данные профессии и должности объединять в более укрупненные группы. Данный перечень профессиональных стандартов, и входящих в них профессии в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии сформирован экспертной группой разработчиков ОРК и отражает основные тенденции профессионального развития данной отрасли и направлен на первоочередное удовлетворение потребностей предпринимателей в данной сфере в профессиональной сертификации своих работников и подтверждению их квалификации.
Кроме перечисленных приоритетных профессиональных стандартов, ОИП и ЮЛ «Ассоциация Индустрии Красоты» уже разработаны и утверждены 6 профессиональных стандартов:
-
Мастер парикмахер – 3-й уровень ОРК -
Мастер маникюра – 3-й уровень ОРК -
Мастер педикюра – 3-й уровень ОРК -
Мастер визажист – 3-й уровень ОРК -
Мастер бровист – 3-й уровень ОРК -
Мастер перманентного макияжа – 3-й уровень ОРК
По определенным профессиям разработана карта квалификационных уровней для новых, специфичных в отрасли профессий и занятий, составляемые в дополнение к основным для уточнения их места в отраслевой рамки квалификаций (Рисунок 22). Данная отраслевая классификация обусловлена технологическими трендами развития бьюти-индустрии и требованиями обеспечения безопасности оказания услуг, что требует наличия соответствующего уровня образования и профессиональной квалификации. По отдельным профессиям, таким как барберы, участие в международных конкурсах также требует наличия соответствующего уровня квалификации, что обуславливает относительно высокий профессиональный уровень. В таблице 21 приведено описание уровней, дескрипторов и наименование должностей применяемых в рамках данного ОРК. Логика уровней образовательной рамки квалификации в сфере услуг бьюти-индустрии с определениями знаний, умений, компетенций будут представлены в соответствующих профессиональных стандартах.
Квалификационный уровень | Профессии по квалификационным уровням в бьюти отрасли | |
НРК | ОРК | |
7 уровень | 7 уровень | |
6 уровень | 6 уровень | Менеджер-администратор СПА-салона |
5 уровень | 5 уровень | Стилист -парикмахер Эстетист Визажист СПА- специалист Мастер педикюра Мастер маникюра |
4 уровень | 4 уровень | Нейл-стилист Массажист (не медицинский) Мастер салонного макияжа Мастер-парикмахер Мастер - тату |
3 уровень | 3 уровень | Мастер депиляции Специалист по наращиванию ногтей Лашмейкер Мастер художественного татуажа Мастер перманентного макияжа Парикмахер мужской (Барбер) |
2 уровень | 2 уровень | |
Рисунок 22 – КПК в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии» с отражением возможных путей профессионального развития
Мастер-парикмахер, мастер маникюра, мастер педикюра- рекомендовано исключить (компании Ernst & Young);
Бровист – рекомендовано исключить; массажист (не медицинский)-рекомендовано отразить (Ассоциация Индустрии красоты Республики Казахстан).
Таблица 21 – Описание уровней, дескрипторов и наименование должностей применяемых в данном ОРК
Уровень НРК | Уровень ОРК | Знания | Умения и навыки | Личностные и профессиональные компетенции | Пути достижения квалификации соответствующего подуровня | Соответствующие наименования должностей |
8 | 8 | Обладание широким спектром практических, инновационных и междисциплинарных знаний из различных функциональных областей для критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных идей развития отрасли | Умение генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами; инициировать, разрабатывать и адаптировать, реализовывать проекты, ведущие к получению новых решений и практик; участвовать в устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях. Самые продвинутые и специализированные навыки и умения, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в профессиональной деятельности и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или практику. Может способствовать на профессиональном уровне техническому, общественному и культурному прогрессу общества | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, принятие решений и ответственность на уровне институциональных структур. Способность к лидерству, автономности, анализу, оценке и реализации сложных инновационных идей в практической области. Компетентное общение в своей области профессиональной деятельности | Высшее профессиональное образование, предпочтительно, но не обязательно, докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, степень кандидата наук, доктора наук, значительный практический и значительный управленческий опыт работы | Национальные эксперты профессиональных организации в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии; Профессор кафедры бьюти-индустрии высшего учебного заведения; Ассоциированный профессор кафедры бьюти-индустрии высшего учебного заведения |
7 | 7 | Концептуальные знания в области науки и профессиональной деятельности (в том числе инновационные и междисциплинарные), служащие основой для разработки новых методов и подходов к совершенствованию услуг в бьюти-индустрии. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области | Умение организовывать и управлять деятельностью структурного подразделения или предприятия; самостоятельно определять цели профессиональной деятельности, выбирать и обосновывать методы и средства их достижения; определять, оценивать и предотвращать риски в конкретном виде профессиональной деятельности; решать проблемы технологического или методического характера, используя разнообразные, в том числе инновационные, подходы и методы, междисциплинарные знания | Высокая степень самостоятельности и ответственности за результат собственной деятельности и обучения, за деятельность подразделения или предприятия, обучение коллектива. Способность проявлять лидерство в незнакомых, сложных и непредсказуемых ситуациях в конкретном виде профессиональной деятельности, требующих решения проблем, предполагающих множество взаимосвязанных факторов. Способность определять стратегию, управлять процессами и деятельностью подразделения или предприятия. | Высшее профессиональное образование, предпочтительно, но не обязательно, докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, степень кандидата наук, доктора наук, значительный практический и управленческий опыт работы в сфере индустрии красоты | Директор - управляющий салона красоты |
6 | 6 | Углубленные теоретические и практические знания (в том числе, инновационные) в конкретном виде профессиональной деятельности. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации | Умение организовывать и управлять деятельностью структурного подразделения (службы) или небольшого предприятия; решать проблемы технологического или методического характера, относящиеся к определенной области профессиональной деятельности, предполагающие выбор и многообразие способов решения; применять на практике теоретические знания в конкретной области; управлять и контролировать процессы трудовой деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия; правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Навык разработки, внедрения, контроля, оценки и коррекции компонентов технологического процесса | Способность осуществлять профессиональную деятельность с высокой степенью самостоятельности, проявлять лидерство в обычных ситуациях в конкретном виде профессиональной деятельности. В рамках определенной функциональной области деятельности может давать указания и ставить задачи подчиненным (группам), давать и получать от других участников предоставления услуг бьюти-индустрии информацию, необходимую для выполнения работ, документировать процессы и результаты выполнения работ, предоставлять информацию руководству. Способность к управлению и контролю процессов трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия, к обсуждению проблем, аргументированию выводов и грамотному оперированию информацией | Высшее образование. Бакалавриат, практический опыт работы в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии | Менеджер-администратор СПА-салона Менеджер-администратор салона красоты и организации бьюти-индустрии, Администратор салона красоты Администратор зала в салоне красоты |
5 | 5 | Широкий диапазон теоретических и практических знаний, часто носящих специализированный характер в рамках определенной функциональной области деятельности. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач | Умение решать практические задачи, предполагающие многообразие способов решения и их выбор; самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные, варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний; осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности | Способность к самостоятельной деятельности по решению практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия. Способность к управлению небольшой группой людей, постановке задач, обсуждению проблемы и путей их решений. Аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы или высшее образование (бакалавриат) и практический опыт работы в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии | Стилист-парикмахер Косметолог Мастер перманентного макияжа Визажист СПА-специалист Мастер-маникюра Мастер-педикюра |
4 | 4 | Знания (практические и теоретические) в конкретном виде профессиональной деятельности для решения различных типов практических задач, требующих самостоятельной оценки трудовой ситуации, ее возможных изменений и последствий этих изменений | Навык решения типовых практических задач широкого спектра в предсказуемых условиях, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее возможных изменений и последствий. Умение выбирать технологические пути осуществления деятельности; осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее возможных изменений. Руководство стандартной работой других с учетом значимых социальных и этических аспектов. Ответственность за собственное обучение и обучение других | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы и/или профессиональная подготовка по установленной программе в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии | Мастер художественного татуажа Мастер макияжа Нейл-стилист |
3 | 3.2 | Базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно | Навык решения стандартных однотипных практических задач в обычных условиях. Умение выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов | Деятельность под руководством с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, в том числе связанная с управлением отдельными процессами | Техническое и профессиональное образование, практический опыт работы или общее среднее образование и профессиональная подготовка по установленной программе и практический опыт работы | Барбер Мастер депиляции Мастер-тату Пирсер |
3.1 | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач | Техническое и профессиональное образование или общее среднее образование и практический опыт и/или профессиональная подготовка по установленной программе | Лэшмейкер Бровист Специалист по наращиванию ногтей | |||
2 | 2 | Основные базовые знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно | Умение выполнять простые практические задания; выбирать способ действий по заданному инструкциями алгоритму; корректировать действия в соответствии с условиями рабочей ситуации | Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий | Основное среднее образование и практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы | |
1 В соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 25 от 18 января 2019 год Отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) является одним из элементов Национальной системы квалификаций (далее - НСК), системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций в отрасли.
2 В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 марта 2018 года Профессиональный стандарт (далее – ПС) является основой для оценки, аттестации, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
3 http:www.stat.gov.kz.
4 http://www.chercherlafemme.ua/mirovye-trendy-beauty-industrii
5 https://www.buro247.ru/beauty/trends/8-jan-2018-big-beauty-trends-for-2019.html