Файл: Протокол 18113 от 28 сентября 2019г. Отраслевая рамка квалификаций Услуги в сфере бьютииндустрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 19 – Динамика выпуска и трудоустройства по специальности 0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» по Карагандинской области


Колледж

Квалификации (по модульным программам)

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

2018-2019 уч.год

выпуск

трудоустроено

выпуск

трудоустроено

выпуск

трудоустроено

КГУ «Карагандинский профессионально-технический колледж»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

290

228

236

186

168

134

КГУ «Балхашский колледж сервиса»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

КГУ «Темиртауский профессионально-технический колледж»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

КГУ «Карагандинский колледж технологии и сервиса»

1. Косметолог

2. Мастер-парикмахер

3. Парикмахер-модельер

4. Художник-модельер

КГУ «Жезказганский колледж технологии и сервиса»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

КГУ «Карагандинский колледж питания и сервиса»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

ЧУ «Колледж моды»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

3. Художник-модельер

12

10

10

10

8

5

ЧУ Колледж «Сервис»

1. Мастер-парикмахер

2. Парикмахер-модельер

15

14

14

13

15

8

ИТОГО

317

252

260

209

191

148



В целом, как видно из таблицы, динамика выпуска колледжами по специальности 0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» и обучение на курсах профессиональной подготовки в целом имеет отрицательную тенденцию, однако резкого снижения количества подготовленных специалистов в сфере услуг бьюти-индустрии не наблюдается. Данное снижение можно объяснить циклическими колебаниями деловой активности в отрасли, тем более устойчивый спрос на специалистов в данной сфере представлен по результатам анализа вакансии, что в целом характеризует оптимальное соотношение спроса и предложения на трудовые ресурсы в сфере услуг бьюти-индустрии.
6 Описание дескрипторов отраслевой рамки квалификаций
На основе анализа отрасли, социологического опроса и анализа существующей нормативно-правовой базы, в том числе, с учетом уже разработанных и утвержденных профессиональных стандартов, был определен следующий приоритетный перечень профессиональных стандартов и, соответствующих профессиональных карточек в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии» (Таблица 20).
Таблица 20 – Перечень профессиональных стандартов и, соответствующих профессиональных карточек в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии»


Наименование приоритетного профессионального стандарта

Соответствующие профессиональные карточки

  1. Предоставление парикмахерских и барбер услуг

Стилист-парикмахер (5 ур. ОРК),

Парикмахер мужской (Барбер) (3 ур. ОРК)


  1. Предоставление бытовых косметологических услуг

Эстетист (5 ур. ОРК),

Мастер депиляции (3 ур. ОРК)

  1. Предоставление услуг салонов тату и пирсинга

Мастер-тату (4 ур. ОРК)

Мастер перманентного макияжа (3 ур. ОРК),

Мастер художественного татуажа (3 ур. ОРК),


  1. Предоставление визажных услуг

Визажист (5 ур. ОРК)

Мастер салонного макияжа (4 ур. ОРК)

Лэшмейкер (3 ур. ОРК)


  1. Услуги SPA-салонов

Менеджер-администратор СПА-салона (6 ур. ОРК),

СПА-специалист (5 ур. ОРК)

  1. Ногтевой сервис

Нейл-стилист (4 ур. ОРК)

Специалист по наращиванию ногтей (3 ур. ОРК)



Так как данные виды экономической деятельности входят в группу прочих видов услуг и имеют более углубленную дифференциацию по специализации и формам предоставления специализированных услуг бьюти-индустрии, данный перечень профессиональных стандартов сформирован по основным уникальным направлениям трудовых функций в данной отрасли, что не позволяет данные профессии и должности объединять в более укрупненные группы. Данный перечень профессиональных стандартов, и входящих в них профессии в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии сформирован экспертной группой разработчиков ОРК и отражает основные тенденции профессионального развития данной отрасли и направлен на первоочередное удовлетворение потребностей предпринимателей в данной сфере в профессиональной сертификации своих работников и подтверждению их квалификации.

Кроме перечисленных приоритетных профессиональных стандартов, ОИП и ЮЛ «Ассоциация Индустрии Красоты» уже разработаны и утверждены 6 профессиональных стандартов:

  1. Мастер парикмахер – 3-й уровень ОРК

  2. Мастер маникюра – 3-й уровень ОРК

  3. Мастер педикюра – 3-й уровень ОРК

  4. Мастер визажист – 3-й уровень ОРК

  5. Мастер бровист – 3-й уровень ОРК

  6. Мастер перманентного макияжа – 3-й уровень ОРК

По определенным профессиям разработана карта квалификационных уровней для новых, специфичных в отрасли профессий и занятий, составляемые в дополнение к основным для уточнения их места в отраслевой рамки квалификаций (Рисунок 22). Данная отраслевая классификация обусловлена технологическими трендами развития бьюти-индустрии и требованиями обеспечения безопасности оказания услуг, что требует наличия соответствующего уровня образования и профессиональной квалификации. По отдельным профессиям, таким как барберы, участие в международных конкурсах также требует наличия соответствующего уровня квалификации, что обуславливает относительно высокий профессиональный уровень. В таблице 21 приведено описание уровней, дескрипторов и наименование должностей применяемых в рамках данного ОРК. Логика уровней образовательной рамки квалификации в сфере услуг бьюти-индустрии с определениями знаний, умений, компетенций будут представлены в соответствующих профессиональных стандартах.

Квалификационный уровень


Профессии по квалификационным уровням в бьюти отрасли



НРК

ОРК

7 уровень

7 уровень




6

уровень

6

уровень


Менеджер-администратор СПА-салона




5

уровень

5

уровень


Стилист -парикмахер


Эстетист

Визажист

СПА- специалист

Мастер педикюра

Мастер маникюра





4

уровень

4

уровень


Нейл-стилист

Массажист (не медицинский)

Мастер салонного макияжа

Мастер-парикмахер

Мастер - тату




3

уровень

3

уровень


Мастер депиляции

Специалист по наращиванию ногтей

Лашмейкер

Мастер художественного татуажа

Мастер перманентного макияжа

Парикмахер мужской (Барбер)



2

уровень

2

уровень





Рисунок 22 – КПК в ОРК «Услуги в сфере бьюти-индустрии» с отражением возможных путей профессионального развития

Мастер-парикмахер, мастер маникюра, мастер педикюра- рекомендовано исключить (компании Ernst & Young);

Бровист – рекомендовано исключить; массажист (не медицинский)-рекомендовано отразить (Ассоциация Индустрии красоты Республики Казахстан).

Таблица 21 – Описание уровней, дескрипторов и наименование должностей применяемых в данном ОРК


Уровень НРК

Уровень ОРК

Знания

Умения и навыки

Личностные и профессиональные компетенции

Пути достижения квалификации соответствующего подуровня

Соответствующие наименования должностей

8

8

Обладание широким спектром практических, инновационных и междисциплинарных знаний из различных функциональных областей для критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных идей развития отрасли

Умение генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами; инициировать, разрабатывать и адаптировать, реализовывать проекты, ведущие к получению новых решений и практик; участвовать в устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях. Самые продвинутые и специализированные навыки и умения, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в профессиональной деятельности и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или практику. Может способствовать на профессиональном уровне техническому, общественному и культурному прогрессу общества

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, принятие решений и ответственность на уровне институциональных структур. Способность к лидерству, автономности, анализу, оценке и реализации сложных инновационных идей в практической области. Компетентное общение в своей области профессиональной деятельности

Высшее профессиональное образование, предпочтительно, но не обязательно, докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, степень кандидата наук, доктора наук, значительный практический и значительный управленческий опыт работы

Национальные эксперты профессиональных организации в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии;

Профессор кафедры бьюти-индустрии высшего учебного заведения;

Ассоциированный профессор кафедры бьюти-индустрии высшего учебного заведения

7

7

Концептуальные знания в области науки и профессиональной деятельности (в том числе инновационные и междисциплинарные), служащие основой для разработки новых методов и подходов к совершенствованию услуг в бьюти-индустрии. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Умение организовывать и управлять деятельностью структурного подразделения или предприятия; самостоятельно определять цели профессиональной деятельности, выбирать и обосновывать методы и средства их достижения; определять, оценивать и предотвращать риски в конкретном виде профессиональной деятельности; решать проблемы технологического или методического характера, используя разнообразные, в том числе инновационные, подходы и методы, междисциплинарные знания

Высокая степень самостоятельности и ответственности за результат собственной деятельности и обучения, за деятельность подразделения или предприятия, обучение коллектива. Способность проявлять лидерство в незнакомых, сложных и непредсказуемых ситуациях в конкретном виде профессиональной деятельности, требующих решения проблем, предполагающих множество взаимосвязанных факторов. Способность определять стратегию, управлять процессами и деятельностью подразделения или предприятия.

Высшее профессиональное образование, предпочтительно, но не обязательно, докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, степень кандидата наук, доктора наук, значительный практический и управленческий опыт работы в сфере индустрии красоты

Директор - управляющий салона красоты

6

6

Углубленные теоретические и практические знания (в том числе, инновационные) в конкретном виде профессиональной деятельности. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Умение организовывать и управлять деятельностью структурного подразделения (службы) или небольшого предприятия; решать проблемы технологического или методического характера, относящиеся к определенной области профессиональной деятельности, предполагающие выбор и многообразие способов решения; применять на практике теоретические знания в конкретной области; управлять и контролировать процессы трудовой деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия; правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Навык разработки, внедрения, контроля, оценки и коррекции компонентов технологического процесса

Способность осуществлять профессиональную деятельность с высокой степенью самостоятельности, проявлять лидерство в обычных ситуациях в конкретном виде профессиональной деятельности. В рамках определенной функциональной области деятельности может давать указания и ставить задачи подчиненным (группам), давать и получать от других участников предоставления услуг бьюти-индустрии информацию, необходимую для выполнения работ, документировать процессы и результаты выполнения работ, предоставлять информацию руководству. Способность к управлению и контролю процессов трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия, к обсуждению проблем, аргументированию выводов и грамотному оперированию информацией

Высшее образование. Бакалавриат, практический опыт работы в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии

Менеджер-администратор СПА-салона

Менеджер-администратор салона красоты и организации бьюти-индустрии,

Администратор салона красоты

Администратор зала в салоне красоты

5

5

Широкий диапазон теоретических и практических знаний, часто носящих специализированный характер в рамках определенной функциональной области деятельности. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач

Умение решать практические задачи, предполагающие многообразие способов решения и их выбор; самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные, варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний; осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности

Способность к самостоятельной деятельности по решению практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей предприятия. Способность к управлению небольшой группой людей, постановке задач, обсуждению проблемы и путей их решений. Аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией

Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы или высшее образование (бакалавриат) и практический опыт работы в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии

Стилист-парикмахер

Косметолог

Мастер перманентного макияжа

Визажист

СПА-специалист

Мастер-маникюра

Мастер-педикюра

4

4

Знания (практические и теоретические) в конкретном виде профессиональной деятельности для решения различных типов практических задач, требующих самостоятельной оценки трудовой ситуации, ее возможных изменений и последствий этих изменений

Навык решения типовых практических задач широкого спектра в предсказуемых условиях, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее возможных изменений и последствий. Умение выбирать технологические пути осуществления деятельности; осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее возможных изменений. Руководство стандартной работой других с учетом значимых социальных и этических аспектов. Ответственность за собственное обучение и обучение других

Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена) и практический опыт работы и/или профессиональная подготовка по установленной программе в сфере предоставления услуг бьюти-индустрии

Мастер художественного татуажа

Мастер макияжа

Нейл-стилист

3

3.2

Базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно

Навык решения стандартных однотипных практических задач в обычных условиях. Умение выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов

Деятельность под руководством с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, в том числе связанная с управлением отдельными процессами

Техническое и профессиональное образование, практический опыт работы или общее среднее образование и профессиональная подготовка по установленной программе и практический опыт работы

Барбер

Мастер депиляции

Мастер-тату

Пирсер

3.1

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Техническое и профессиональное образование или общее среднее образование и практический опыт и/или профессиональная подготовка по установленной программе

Лэшмейкер

Бровист

Специалист по наращиванию ногтей

2

2

Основные базовые знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и самостоятельно

Умение выполнять простые практические задания; выбирать способ действий по заданному инструкциями алгоритму; корректировать действия в соответствии с условиями рабочей ситуации

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Основное среднее образование и практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы







1 В соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 25 от 18 января 2019 год Отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) является одним из элементов Национальной системы квалификаций (далее - НСК), системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций в отрасли.


2 В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 марта 2018 года Профессиональный стандарт (далее – ПС) является основой для оценки, аттестации, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.


3 http:www.stat.gov.kz.

4 http://www.chercherlafemme.ua/mirovye-trendy-beauty-industrii

5 https://www.buro247.ru/beauty/trends/8-jan-2018-big-beauty-trends-for-2019.html