Файл: Протокол 18113 от 28 сентября 2019г. Отраслевая рамка квалификаций Услуги в сфере бьютииндустрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Какими профессиями его необходимо дополнить?

Данный перечень эксперты предлагают дополнить следующими профессиями (расположены по степени востребованности):

  • Мастер перманентного макияжа,

  • Специалист по SPA-процедурам,

  • Нэйл-стилист,

  • Специалист по шугарингу,

  • Лашмэйкер,

  • Мастер депиляции,

  • Бровист,

  • Специалист по наращиванию ресниц,

  • Эстет (косметик),

  • Специалист по лазерному удалению татуировок,

  • Колорист-технолог,

  • Дерматопигментолог.


Блок 4: Проблемы сертификации и требования к подготовке кадров.

Цель: Определить отношение экспертов к проблемам сертификации и требованиям к подготовке кадров.

  1. Какие требования Вы предъявляете к кандидатам при наборе персонала?

В качестве основных требований при подборе кадров выступает наличие общих профессиональных навыков в рамках границ установленных в данном конкретном салоне.

  1. Что для Вас является ключевым требованием при отборе персонала (образование, наличие сертификатов, опыт работы, наличие клиентской базы и т.п.)?

Наличие сертификатов не является обязательным требованием к потенциальному кандидату. Обучение может проходить на месте работы, или организация сама оплачивает курсы, заслуживающие доверие с точки зрения владельцев/администраторов.

В целом, наблюдается общее недоверие к системе сертификации сложившейся в области бьюти-индустрии Казахстана. С точки зрения экспертов сейчас любой желающий, заплатив деньги и пройдя сомнительного уровня курсы может «размахивать сертификатом», что приводит к его обесцениванию.

  1. Требуете ли Вы повышения квалификации Ваших специалистов?

Повышение квалификации является необходимым условием роста и поддержания общего профессионального уровня салонов. Это связано:

  • с появлением спроса на рынке;

  • закупкой нового оборудования;

  • усложнением отдельных технологий.


Как уже было указано выше, зачастую прохождение повышения квалификации оплачивают сами салоны с установлением дальнейшего срока отработки.

  1. Как Вы оцениваете сложившуюся в Казахстане практику сертификации специалистов в Вашей профессиональной области?

Эксперты дали резко отрицательную оценку сложившейся в Казахстане практике сертификации специалистов в области бьюти-индустрии, так как она не имеет единых четких стандартов и требований к сертифицируемому специалисту и дает неограниченные возможности заниматься данным бизнесом не обладая не только профессиональными навыками, но и элементарными представлениями об общих требованиях. Что, как уже отмечалось выше, дискредитирует всех представителей бьюти-индустрии в целом.

  1. Как Вы считаете, будет ли полезным в Вашей профессиональной деятельности введение обязательных профессиональных стандартов?

Данный вопрос вызвал большой разброс мнений, связанных в первую очередь с опасениями, что введение профстандартов в качестве обязательных породит дополнительный «карающий орган», наряду с целым спектром уже существующих.

Позитивную реакцию внедрение профстандартов вызовет в том случае, если:

  • соответствие каждой отдельной организации установленным профстандартам будет поощряться вручением сертификата соответствия;

  • принимаемые профстандарты будут соответствовать реальным запросам и потребностям бьюти-рынка Казахстана;

  • требования соответствия профстандартам будут применяться ко всем без исключения организациям вне зависимости от уровня, включая и «самостоятельных, подпольных мастеров»;

  • в комиссии по проверке соответствия будут входить полномочные представители союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии Казахстана (регионально);

  • решения о несоответствии и лишении права заниматься конкретной профессиональной деятельностью будет приниматься при участии полномочных представителей союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии;

  • будет введена в действие единая система сертификации при участии полномочных представителей союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии;

  • будет предусмотрена возможность проведения предварительной консультационной работы по запросу организации бьюти-индустрии.



5.2.2 Результаты социологического опроса методом анкетирования по теме: «Факторы, определяющие изменения в требованиях квалификации специалистов в сфере услуг бьюти-индустрии Казахстана»
Согласно утвержденному плану реализации проекта, на втором этапе комплексного исследования был проведен анкетный опрос выборочной группы экспертов, представленной владельцами предприятий и организаций бьюти-индустрии Казахстана.

Имеющие статистически данные позволили применить статистически репрезентативную модель выборки = 10% от основного массива, с расчетом шага выборки (К=N/n=10) в рамках отдельных регионов. Таким образом, при N=4380, n составило 438 респондентов. При опросе был использован метод индивидуального анкетирования.

Полученные в ходе проведенного опроса результаты были сгруппированы в виде таблиц.

Согласно данным приведенным в таблице 16, среди семи групп факторов самыми влиятельными в плане изменения к профессиональным требованиям выступают «факторы государственного регулирования». Как наиболее значимые в целом их отметили 44,8% опрошенных экспертов. Данный выбор совпадает с мнениями групп экспертов фокус-групповых исследований, проведенных в рамках первого этапа. Фокусированное групповое интервью, как и текущий опрос, позволяют говорить о государственном регулировании как наиболее значимом для формирования и изменений профессиональных требований сферы бьюти-индустрии факторе. Среди них особое положение занимает «жесткость санитарных норм», а иначе требования, прописанные и предъявляемые при проверке соответствующими органами. Необходимость жесткого подчинения, подкрепленная серьезными штрафными санкциями, диктует конкретные требования к потенциальному и действующему персоналу фирм.
Таблица 16 – Распределение ответов респондентов на вопрос о влиянии внешних факторов на изменения к профессиональным требованиям






Факторы

Уровень влияния (%)

Влияет сильно

Влияет средне

Влияет слабо

Совсем не влияет

Экономические факторы – 28,8%

1

Низкая привлекательность сферы по сравнению с другими отраслями экономики

37,4

31,1

21,7

9,8

2

Изменение формата работы

39,5

32,2

16,4

11,9

3

Отсутствие стимулирования отрасли со стороны государства

9,6

12,1

43,4

34,9

Демографические факторы – 25,4%

1

Снижение количества молодых людей, приходящих на низкооплачиваемую работу

39,0

29,5

15,3

16,2

2

Отток населения в крупные центры в поисках работы

28,1

17,1

32,4

22,4

3

Приток в сектор людей старших возрастов

9,1

13,5

36,5

40,9

Технологические факторы – 36,9%

1

Прямое оффлайн-информирование клиентов о продажах

25,3

29,2

22,1

23,3

2

Прямое онлайн-информирование клиентов о продажах

32,6

29,0

19,6

18,7

3

Постоянное обновление технологий и материалов

47,5

22,4

23,5

6,6

4

Развитие информационно-коммуникационных технологий (Интернет вещей)

42,2

24,9

22,6

10,3

Изменение поведения потребителей – 34,9%

1

Улучшение информированности потребителей о товарах и услугах, приводящее к изменению подхода к продажам и оказанию услуг

30,1

32,2

20,5

17,1

2

Привлечение новых клиентов требует перехода к «развлекательному» формату организации продаж

35,6

30,1

18,0

16,2

3

Традиционный подход «цена-качество» по-прежнему наибольшим образом влияет на объем продаж

43,6

27,9

16,7

11,9

4

Клиенты, помимо традиционных цены и качества, обслуживаются там, где выше скорость обслуживания

30,1

35,6

17,6

16,7

Факторы устойчивого развития – 20,9%

1

Внедрение систем управления отходами, извлечение дополнительного дохода из отходов

18,7

26,3

31,1

24,0

2

Сотрудничество с местными сообществами в части благотворительной деятельности для улучшения имиджа

23,1

20,8

31,7

24,4

Факторы государственного регулирования – 44,8%

1

Жесткость санитарных норм

60,3

27,2

8,9

3,7

2

Жесткость противопожарных норм

39,3

34,2

18,9

7,5

3

Отсутствие / слабость системы ГОСТов

34,7

32,0

14,6

18,7

Факторы системы образования – 36,5%

1

Отсутствие необходимости в подготовке кадров в средне-специальных и высших учебных заведениях

20,3

23,7

23,1

32,9

2

Отсутствие системы сертификации и аттестации внутри профессионального сообщества

45,2

23,5

20,8

10,5

3

Отсутствие жестко установленного перечня минимального необходимых квалификационных требований к работникам без образования

44,1

20,1

24,2

11,6



Так же в качестве влиятельных факторов были названы «технологические факторы» (общий средний показатель 36,9%) среди которых наиболее значимым, согласно мнению респондентов, является постоянное обновление технологий и материалов (47,5%), влекущее за собой быстрое устаревание текущих профессиональных навыков и компетенций.

Влияние «факторов системы образования» расположилось на третьем месте с показателем 36,5%, а самым значим в плане изменения профессиональных требований, согласно мнению экспертов, является отсутствие системы сертификации и аттестации внутри профессионального сообщества – 45,2%. Здесь необходимо отметить, что речь идет не об отсутствии сертификации как такого, а именно о сертификации как системе с четко установленными едиными профессиональными требованиями и регулированием их выдачи и соблюдения со стороны профессионального сообщества бьюти-индустрии. Что также было отмечено в рамках фокус-групповых опросов.

Группа факторов «изменения поведения потребителей» занимает четвертое место и дает показатель в 34,9% как сильно влияющих на изменения к профессиональным требованиям. В рамках данной категории факторов ведущую позицию, предсказуемо, занимает традиционный подход «цена-качество», оказывающий большое влияние на объем оказываемых услуг – 43,6%.

Экономические факторы занимают только пятую позицию (28,8%) с наибольшим показателем по изменению формата работы – 39,5%.

Демографические факторы (которые набирают 25,4%) проявляются преимущественно в снижении количества молодых людей, приходящих на низкооплачиваемую работу – 39%.

И в качестве наименее влиятельных факторов эксперты выделили «факторы устойчивого развития» – 20,9%, ориентированные на социальный, непроизводственный, имиджевый формат фирмы.

В качестве ведущих трендов, влияющих на развитие индустрии красоты экспертами были названы следующие (см. Таблицу 17):

1. Появление специальных гаджетов и приложений, с помощью которых можно тестировать косметические продукты без реального их нанесения – 30,4%;

2. Появление персональных аналайзеров, позволяющих человеку без задействования специалистов определить состояние кожи, волос и т.д. – 27,4%;

3. Честность с клиентами и прозрачность рецептур косметических средств – 26,3%.

Таблица 17 – Ключевые тренды развития отрасли индустрии-красоты