Файл: Протокол 18113 от 28 сентября 2019г. Отраслевая рамка квалификаций Услуги в сфере бьютииндустрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Какими профессиями его необходимо дополнить?
Данный перечень эксперты предлагают дополнить следующими профессиями (расположены по степени востребованности):
-
Мастер перманентного макияжа, -
Специалист по SPA-процедурам, -
Нэйл-стилист, -
Специалист по шугарингу, -
Лашмэйкер, -
Мастер депиляции, -
Бровист, -
Специалист по наращиванию ресниц, -
Эстет (косметик), -
Специалист по лазерному удалению татуировок, -
Колорист-технолог, -
Дерматопигментолог.
Блок 4: Проблемы сертификации и требования к подготовке кадров.
Цель: Определить отношение экспертов к проблемам сертификации и требованиям к подготовке кадров.
-
Какие требования Вы предъявляете к кандидатам при наборе персонала?
В качестве основных требований при подборе кадров выступает наличие общих профессиональных навыков в рамках границ установленных в данном конкретном салоне.
-
Что для Вас является ключевым требованием при отборе персонала (образование, наличие сертификатов, опыт работы, наличие клиентской базы и т.п.)?
Наличие сертификатов не является обязательным требованием к потенциальному кандидату. Обучение может проходить на месте работы, или организация сама оплачивает курсы, заслуживающие доверие с точки зрения владельцев/администраторов.
В целом, наблюдается общее недоверие к системе сертификации сложившейся в области бьюти-индустрии Казахстана. С точки зрения экспертов сейчас любой желающий, заплатив деньги и пройдя сомнительного уровня курсы может «размахивать сертификатом», что приводит к его обесцениванию.
-
Требуете ли Вы повышения квалификации Ваших специалистов?
Повышение квалификации является необходимым условием роста и поддержания общего профессионального уровня салонов. Это связано:
-
с появлением спроса на рынке; -
закупкой нового оборудования; -
усложнением отдельных технологий.
Как уже было указано выше, зачастую прохождение повышения квалификации оплачивают сами салоны с установлением дальнейшего срока отработки.
-
Как Вы оцениваете сложившуюся в Казахстане практику сертификации специалистов в Вашей профессиональной области?
Эксперты дали резко отрицательную оценку сложившейся в Казахстане практике сертификации специалистов в области бьюти-индустрии, так как она не имеет единых четких стандартов и требований к сертифицируемому специалисту и дает неограниченные возможности заниматься данным бизнесом не обладая не только профессиональными навыками, но и элементарными представлениями об общих требованиях. Что, как уже отмечалось выше, дискредитирует всех представителей бьюти-индустрии в целом.
-
Как Вы считаете, будет ли полезным в Вашей профессиональной деятельности введение обязательных профессиональных стандартов?
Данный вопрос вызвал большой разброс мнений, связанных в первую очередь с опасениями, что введение профстандартов в качестве обязательных породит дополнительный «карающий орган», наряду с целым спектром уже существующих.
Позитивную реакцию внедрение профстандартов вызовет в том случае, если:
-
соответствие каждой отдельной организации установленным профстандартам будет поощряться вручением сертификата соответствия; -
принимаемые профстандарты будут соответствовать реальным запросам и потребностям бьюти-рынка Казахстана; -
требования соответствия профстандартам будут применяться ко всем без исключения организациям вне зависимости от уровня, включая и «самостоятельных, подпольных мастеров»; -
в комиссии по проверке соответствия будут входить полномочные представители союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии Казахстана (регионально); -
решения о несоответствии и лишении права заниматься конкретной профессиональной деятельностью будет приниматься при участии полномочных представителей союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии; -
будет введена в действие единая система сертификации при участии полномочных представителей союзов, гильдий, ассоциаций бьюти-индустрии; -
будет предусмотрена возможность проведения предварительной консультационной работы по запросу организации бьюти-индустрии.
5.2.2 Результаты социологического опроса методом анкетирования по теме: «Факторы, определяющие изменения в требованиях квалификации специалистов в сфере услуг бьюти-индустрии Казахстана»
Согласно утвержденному плану реализации проекта, на втором этапе комплексного исследования был проведен анкетный опрос выборочной группы экспертов, представленной владельцами предприятий и организаций бьюти-индустрии Казахстана.
Имеющие статистически данные позволили применить статистически репрезентативную модель выборки = 10% от основного массива, с расчетом шага выборки (К=N/n=10) в рамках отдельных регионов. Таким образом, при N=4380, n составило 438 респондентов. При опросе был использован метод индивидуального анкетирования.
Полученные в ходе проведенного опроса результаты были сгруппированы в виде таблиц.
Согласно данным приведенным в таблице 16, среди семи групп факторов самыми влиятельными в плане изменения к профессиональным требованиям выступают «факторы государственного регулирования». Как наиболее значимые в целом их отметили 44,8% опрошенных экспертов. Данный выбор совпадает с мнениями групп экспертов фокус-групповых исследований, проведенных в рамках первого этапа. Фокусированное групповое интервью, как и текущий опрос, позволяют говорить о государственном регулировании как наиболее значимом для формирования и изменений профессиональных требований сферы бьюти-индустрии факторе. Среди них особое положение занимает «жесткость санитарных норм», а иначе требования, прописанные и предъявляемые при проверке соответствующими органами. Необходимость жесткого подчинения, подкрепленная серьезными штрафными санкциями, диктует конкретные требования к потенциальному и действующему персоналу фирм.
Таблица 16 – Распределение ответов респондентов на вопрос о влиянии внешних факторов на изменения к профессиональным требованиям
№ | Факторы | Уровень влияния (%) | |||
Влияет сильно | Влияет средне | Влияет слабо | Совсем не влияет | ||
Экономические факторы – 28,8% | |||||
1 | Низкая привлекательность сферы по сравнению с другими отраслями экономики | 37,4 | 31,1 | 21,7 | 9,8 |
2 | Изменение формата работы | 39,5 | 32,2 | 16,4 | 11,9 |
3 | Отсутствие стимулирования отрасли со стороны государства | 9,6 | 12,1 | 43,4 | 34,9 |
Демографические факторы – 25,4% | |||||
1 | Снижение количества молодых людей, приходящих на низкооплачиваемую работу | 39,0 | 29,5 | 15,3 | 16,2 |
2 | Отток населения в крупные центры в поисках работы | 28,1 | 17,1 | 32,4 | 22,4 |
3 | Приток в сектор людей старших возрастов | 9,1 | 13,5 | 36,5 | 40,9 |
Технологические факторы – 36,9% | |||||
1 | Прямое оффлайн-информирование клиентов о продажах | 25,3 | 29,2 | 22,1 | 23,3 |
2 | Прямое онлайн-информирование клиентов о продажах | 32,6 | 29,0 | 19,6 | 18,7 |
3 | Постоянное обновление технологий и материалов | 47,5 | 22,4 | 23,5 | 6,6 |
4 | Развитие информационно-коммуникационных технологий (Интернет вещей) | 42,2 | 24,9 | 22,6 | 10,3 |
Изменение поведения потребителей – 34,9% | |||||
1 | Улучшение информированности потребителей о товарах и услугах, приводящее к изменению подхода к продажам и оказанию услуг | 30,1 | 32,2 | 20,5 | 17,1 |
2 | Привлечение новых клиентов требует перехода к «развлекательному» формату организации продаж | 35,6 | 30,1 | 18,0 | 16,2 |
3 | Традиционный подход «цена-качество» по-прежнему наибольшим образом влияет на объем продаж | 43,6 | 27,9 | 16,7 | 11,9 |
4 | Клиенты, помимо традиционных цены и качества, обслуживаются там, где выше скорость обслуживания | 30,1 | 35,6 | 17,6 | 16,7 |
Факторы устойчивого развития – 20,9% | |||||
1 | Внедрение систем управления отходами, извлечение дополнительного дохода из отходов | 18,7 | 26,3 | 31,1 | 24,0 |
2 | Сотрудничество с местными сообществами в части благотворительной деятельности для улучшения имиджа | 23,1 | 20,8 | 31,7 | 24,4 |
Факторы государственного регулирования – 44,8% | |||||
1 | Жесткость санитарных норм | 60,3 | 27,2 | 8,9 | 3,7 |
2 | Жесткость противопожарных норм | 39,3 | 34,2 | 18,9 | 7,5 |
3 | Отсутствие / слабость системы ГОСТов | 34,7 | 32,0 | 14,6 | 18,7 |
Факторы системы образования – 36,5% | |||||
1 | Отсутствие необходимости в подготовке кадров в средне-специальных и высших учебных заведениях | 20,3 | 23,7 | 23,1 | 32,9 |
2 | Отсутствие системы сертификации и аттестации внутри профессионального сообщества | 45,2 | 23,5 | 20,8 | 10,5 |
3 | Отсутствие жестко установленного перечня минимального необходимых квалификационных требований к работникам без образования | 44,1 | 20,1 | 24,2 | 11,6 |
Так же в качестве влиятельных факторов были названы «технологические факторы» (общий средний показатель 36,9%) среди которых наиболее значимым, согласно мнению респондентов, является постоянное обновление технологий и материалов (47,5%), влекущее за собой быстрое устаревание текущих профессиональных навыков и компетенций.
Влияние «факторов системы образования» расположилось на третьем месте с показателем 36,5%, а самым значим в плане изменения профессиональных требований, согласно мнению экспертов, является отсутствие системы сертификации и аттестации внутри профессионального сообщества – 45,2%. Здесь необходимо отметить, что речь идет не об отсутствии сертификации как такого, а именно о сертификации как системе с четко установленными едиными профессиональными требованиями и регулированием их выдачи и соблюдения со стороны профессионального сообщества бьюти-индустрии. Что также было отмечено в рамках фокус-групповых опросов.
Группа факторов «изменения поведения потребителей» занимает четвертое место и дает показатель в 34,9% как сильно влияющих на изменения к профессиональным требованиям. В рамках данной категории факторов ведущую позицию, предсказуемо, занимает традиционный подход «цена-качество», оказывающий большое влияние на объем оказываемых услуг – 43,6%.
Экономические факторы занимают только пятую позицию (28,8%) с наибольшим показателем по изменению формата работы – 39,5%.
Демографические факторы (которые набирают 25,4%) проявляются преимущественно в снижении количества молодых людей, приходящих на низкооплачиваемую работу – 39%.
И в качестве наименее влиятельных факторов эксперты выделили «факторы устойчивого развития» – 20,9%, ориентированные на социальный, непроизводственный, имиджевый формат фирмы.
В качестве ведущих трендов, влияющих на развитие индустрии красоты экспертами были названы следующие (см. Таблицу 17):
1. Появление специальных гаджетов и приложений, с помощью которых можно тестировать косметические продукты без реального их нанесения – 30,4%;
2. Появление персональных аналайзеров, позволяющих человеку без задействования специалистов определить состояние кожи, волос и т.д. – 27,4%;
3. Честность с клиентами и прозрачность рецептур косметических средств – 26,3%.
Таблица 17 – Ключевые тренды развития отрасли индустрии-красоты