Файл: Дайте определение головной и промежуточной перекачивающей станции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Подготовка изоляционных материалов работе
Подготовка битумно-полимерной мастики к работе
Подготовка рулонных материалов к работе
Подготовка поверхности трубопровода к нанесению покрытия
Нанесение битумно-полимерной мастики
Приготовление и нанесение праймера
Усадка и прикатывание манжеты к трубопроводу
Дефекты соединительных деталей
типа на основе битумно-полимерной ленты
Таблица 2 − Конструкция комбинированного покрытия усиленного типа на основе битумно-полимерной ленты
22.Расскажите, из чего состоит и каким образом наносится на трубопровод комбинированное покрытие на основе битумно - полимерной ленты
Комбинированное покрытие на основе битумно-полимерных лент применяется для изоляции ремонтных муфт и катушек, устанавливаемых на трубопроводах с покрытиями заводского и трассового нанесения, а также для замены изоляции участков трубопроводов после снятия ленточной и битумной изоляции.
Компоненты покрытия
В состав покрытия входит битумно-полимерная грунтовка, битумно-полимерная лента и защитная обертка с липким подклеивающим слоем, толщиной не менее 0,6 мм.
Грунтовка предназначена для создания требуемого значения адгезии
между покрытием и стальной поверхностью трубопровода.
Она проникает в неровности металла трубы и создает гладкое покрытие или основание для надежного сцепления с изоляционным материалом.
Битумно-полимерные грунтовки изготавливаются в заводских условиях и рекомендуются для круглогодичного применения.
Битумно-полимерная грунтовка представляет собой однородную жидкость черного цвета без сгустков и нерастворимого осадка.
Битумно-полимерная изоляционная лента представляет собой рулонный материал, который изготавливают путем одностороннего нанесения расплавленной битумно-полимерной мастики специальной рецептуры на полимерную ленту-основу (ПВХ или ПЭ).
Во избежание слипания мастичного слоя при сворачивании ленты в рулон применяется слой антиадгезионной бумаги Битумно-полимерные ленты изготавливаются общей толщиной 1,5 - 2,0 мм (при этом толщина мастичного слоя составляет 1,1 и 1,6 мм соответственно).
Лента поставляется в рулонах: ширина рулона 225 мм, наружный диаметр рулона – не более 230 мм, масса рулона не более 13 кг.
Применение битумно-полимерных лент шириной 450 мм запрещено.
Битумно-полимерные ленты изготавливают двух типов: летнего – «Л» и зимнего – «З».
К общим для всех видов битумно-полимерных лент недостаткам можно отнести хрупкость мастичного слоя (температура хрупкости для лент летнего «Л» типа -5ºС, зимнего «З» типа - -20ºС), что требует более тщательной подготовки материалов к использованию при отрицательных температурах воздуха.
В ПАО «Транснефть» разрешены к применению битумно-полимерные ленты отечественных производителей: «Литкор», «Литкор НК», «Литкор НН», «БИЛАР» и др.
В качестве защитной обертки применяются ленты из полиэтилена (ПЭ) или поливинилхлорида (ПВХ).
Изоляционные ленты представляют собой рулонный материал определенной длины, ширины и толщины, намотанный на пластмассовые гильзы.
В настоящее время для ручного нанесения должны использоваться рулоны шириной 225 мм. Применение лент шириной 450 мм запрещено.
В конструкции изоляционного покрытия на основе битумно-полимерных лент в качестве защитной обертки должны применяться ленты с липким подклеивающим слоем, для обеспечения нормативной адгезии к предыдущему слою.
Нанесение покрытия
Нанесение комбинированного покрытия на основе битумно-полимерной ленты производится в следующей последовательности:
- подготовка изоляционных материалов работе
;
- подготовка поверхности трубопровода к нанесению покрытия;
- нанесение битумно-полимерной грунтовки;
- нанесение битумно-полимерной ленты в один или два слоя, в зависимости от типа покрытия;
- наложение защитной обертки с липким подклеивающим слоем;
- контроль качества нанесенного покрытия.
Подготовка изоляционных материалов работе
Подготовка битумно-полимерной грунтовки к работе
Грунтовка в бочке должна быть тщательно размешана до однородного состояния. На дне бочки с грунтовкой не должно быть осадка.
Для перемешивания грунтовки закрытую бочку следует покачивать «взад-вперёд» до полного растворения осадка. Допускается проверка осадка чистым деревянным шестом (стержнем). При полном растворении осадка грунтовка с деревянного стержня должна стекать однородной струей без наличия комков или сгустков.
Бочки с грунтовкой после хранения при температуре окружающего воздуха ниже 10 °С перед проведением изоляционных работ должны быть выдержаны в теплом помещении при температуре не ниже 15 °С и не выше 40°С в течение 24 ч.
Подготовка рулонных материалов к работе
Ленточные материалы должны быть доставлены к месту производства работ в упакованном виде. При отсутствии упаковки должны быть предприняты меры, обеспечивающие доставку материалов в незагрязненном и неповрежденном виде. Рулоны во время транспортировки должны быть укрыты от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков, пыли и грязи.
Освобождать рулоны от упаковки следует непосредственно перед насадкой на шпули изоляционной машины.
Рулонные материалы, после хранения при температуре окружающего воздуха ниже 10 °С, перед проведением изоляционных работ должны быть выдержаны в теплом помещении при температуре не ниже 15 °С и не выше 40°С в течение 24 ч.
При температуре окружающего воздуха ниже 10 °С рулоны следует выносить из теплого помещения (места хранения) непосредственно перед ручным нанесением защитного покрытия.
Подготовка поверхности трубопровода к нанесению покрытия
Поверхность трубопровода перед нанесением защитного покрытия должна быть очищена абразиво-струйным или механическим способом очистными машинами или вручную с помощью средств малой механизации от земли, ржавчины, старого покрытия, продуктов коррозии и других, в том числе масляных загрязнителей.
Очистка поверхности трубопровода должна соответствовать степени очистки не ниже 4 по ВСН 008-88 или степени 3 по ГОСТ 9.402-2004.
Допускается наличие на трубопроводе остатков битумного покрытия, заполняющих неровности на поверхности трубы.
Визуальному контролю качества очистки подвергается вся очищенная поверхность трубопровода.
Подготовленная для нанесения грунтовки поверхность трубопровода должна быть сухой; наличие влаги в виде пленки, капель, наледи, инея не допускается.
Нанесение грунтовки
На сухую очищенную поверхность следует нанести грунтовку.
На поверхность трубопровода с помощью кистей или валиков должен быть нанесен сплошной равномерный слой грунтовки без подтеков, пузырей и пропусков. Грунтовку перед нанесением следует тщательно перемешать; сгустки и посторонние включения в грунтовке не допустимы.
Расход грунтовки, в зависимости от шероховатости поверхности, должен соответствовать требованиям технической документации (инструкции и др.), разработанной с учетом рекомендаций производителей (поставщиков) изоляционных материалов.
Нанесение покрытия на влажную поверхность и во время выпадения атмосферных осадков не разрешается. При наличии на поверхности трубопровода остаточной влаги, конденсата или инея они, перед нанесением грунтовки, должны быть удалены с помощью полотенец из не тканного материала. Температура металлической поверхности должна быть не менее 10°С, но не менее чем на 3°С выше температуры точки росы.
Температура грунтовки при нанесении на трубопровод должна быть не ниже 10°С.
Сплошность и равномерность нанесения грунтовки по всей поверхности проверяется визуальным осмотром; толщину нанесенной грунтовки проверяют по ее расходу.
Нанесение битумно-полимерной ленты
Битумно-полимерная лента наносится сразу же после нанесения грунтовки на поверхность трубопровода путем спиральной намотки холодным способом
Наносить битумно-полимерную ленту необходимо в строгом соответствии с инструкцией по нанесению антикоррозионного покрытия, разработанной изготовителей изоляционных материалов, включенных в реестр ОВП в установленном порядке.
Наносить битумно-полимерные ленты необходимо мастичным слоем к трубе путем спиральной намотки с максимально возможным усилием, не допуская при нанесении образования гофр, морщин и складок. Перед нанесением битумно-полимерной ленты необходимо удалить с ее внутренней поверхности антиадгезионную пленку.
Величина перекрытия витков битумно-полимерной ленты должна быть не менее 3 см при однослойном нанесении, и не менее 50% ширины рулона плюс 3см – при двухслойном нанесении. Нахлест на существующие антикоррозионное покрытие должен составлять не менее 300 мм.
При необходимости работы с новым рулоном битумно-полимерной ленты конец уже нанесенной ленты необходимо приподнять на высоту от 25 до 30 см и под него подложить начало нового рулона. Концы полотнищ рулона, находящиеся на поверхности трубопровода, разглаживаются и прижимаются рукой до момента нанесения следующего витка ленты.
Нанесение защитной обертки
Перед нанесением рулонных материалов вручную необходимо выбрать правильный угол, величину нахлеста их витков.
Ленты следует наносить на поверхность трубопровода путем спиральной намотки без перекосов, морщин, гофр и отвисаний. При нанесении необходимо контролировать ширину нахлеста смежных витков, которая должна составлять не менее 3см.
При установке нового рулона конец уже нанесенной ленты необходимо приподнять на высоту от 25 до 30 см и под него подложить начало нового рулона. Концы полотнищ рулона, находящиеся на поверхности трубопровода, разглаживаются и прижимаются рукой до момента нанесения следующего витка ленты или обертки.
23.Расскажите, каким образом производится ремонт дефектов и повреждений изоляционного покрытия на основе битумно –полимерной ленты.
Ремонт повреждений покрытия на основе битумно-полимерных лент (площадью до 0,04м2) должен осуществляться наложением заплаты из битумно-полимерной ленты (желательно того же типа) с перекрытием повреждения не менее чем на 100 мм в любом направлении.
Ремонт покрытия должен осуществляться в следующей последовательности:
- удалить загрязнения в зоне ремонта;
- срезать острым ножом или шпателем нарушенные защитные обертки;
- нагреть горячим воздухом (техническим феном) ремонтируемый участок до температуры от 70°С до 80°С;
- заполнить место ремонта горячей битумно-полимерной мастикой, уплотнить и разровнять ее шпателем;
Номер слоя | Наименование слоя | Толщина, мм, не менее |
1 | битумно-полимерная грунтовка | 0,1 |
2 | битумно-полимерная лента | 1,5 |
3 | защитная обертка: лента (ПЭ, ПВХ) липкая | 0,6 |
общая толщина покрытия | 2,2 |
Таблица 2 − Конструкция комбинированного покрытия усиленного типа на основе битумно-полимерной ленты
Номер слоя | Наименование слоя | Толщина, мм, не менее |
1 | битумно-полимерная грунтовка | 0,1 |
2 | битумно-полимерная лента в два слоя | 2х1,5 |
3 | защитная обертка: лента (ПЭ, ПВХ) липкая | 0,6 |
общая толщина покрытия | 3,7 |
22.Расскажите, из чего состоит и каким образом наносится на трубопровод комбинированное покрытие на основе битумно - полимерной ленты
Комбинированное покрытие на основе битумно-полимерных лент применяется для изоляции ремонтных муфт и катушек, устанавливаемых на трубопроводах с покрытиями заводского и трассового нанесения, а также для замены изоляции участков трубопроводов после снятия ленточной и битумной изоляции.
Компоненты покрытия
В состав покрытия входит битумно-полимерная грунтовка, битумно-полимерная лента и защитная обертка с липким подклеивающим слоем, толщиной не менее 0,6 мм.
Грунтовка предназначена для создания требуемого значения адгезии
между покрытием и стальной поверхностью трубопровода.
Она проникает в неровности металла трубы и создает гладкое покрытие или основание для надежного сцепления с изоляционным материалом.
Битумно-полимерные грунтовки изготавливаются в заводских условиях и рекомендуются для круглогодичного применения.
Битумно-полимерная грунтовка представляет собой однородную жидкость черного цвета без сгустков и нерастворимого осадка.
Битумно-полимерная изоляционная лента представляет собой рулонный материал, который изготавливают путем одностороннего нанесения расплавленной битумно-полимерной мастики специальной рецептуры на полимерную ленту-основу (ПВХ или ПЭ).
Во избежание слипания мастичного слоя при сворачивании ленты в рулон применяется слой антиадгезионной бумаги Битумно-полимерные ленты изготавливаются общей толщиной 1,5 - 2,0 мм (при этом толщина мастичного слоя составляет 1,1 и 1,6 мм соответственно).
Лента поставляется в рулонах: ширина рулона 225 мм, наружный диаметр рулона – не более 230 мм, масса рулона не более 13 кг.
Применение битумно-полимерных лент шириной 450 мм запрещено.
Битумно-полимерные ленты изготавливают двух типов: летнего – «Л» и зимнего – «З».
К общим для всех видов битумно-полимерных лент недостаткам можно отнести хрупкость мастичного слоя (температура хрупкости для лент летнего «Л» типа -5ºС, зимнего «З» типа - -20ºС), что требует более тщательной подготовки материалов к использованию при отрицательных температурах воздуха.
В ПАО «Транснефть» разрешены к применению битумно-полимерные ленты отечественных производителей: «Литкор», «Литкор НК», «Литкор НН», «БИЛАР» и др.
В качестве защитной обертки применяются ленты из полиэтилена (ПЭ) или поливинилхлорида (ПВХ).
Изоляционные ленты представляют собой рулонный материал определенной длины, ширины и толщины, намотанный на пластмассовые гильзы.
В настоящее время для ручного нанесения должны использоваться рулоны шириной 225 мм. Применение лент шириной 450 мм запрещено.
В конструкции изоляционного покрытия на основе битумно-полимерных лент в качестве защитной обертки должны применяться ленты с липким подклеивающим слоем, для обеспечения нормативной адгезии к предыдущему слою.
Нанесение покрытия
Нанесение комбинированного покрытия на основе битумно-полимерной ленты производится в следующей последовательности:
- подготовка изоляционных материалов работе
;
- подготовка поверхности трубопровода к нанесению покрытия;
- нанесение битумно-полимерной грунтовки;
- нанесение битумно-полимерной ленты в один или два слоя, в зависимости от типа покрытия;
- наложение защитной обертки с липким подклеивающим слоем;
- контроль качества нанесенного покрытия.
Подготовка изоляционных материалов работе
Подготовка битумно-полимерной грунтовки к работе
Грунтовка в бочке должна быть тщательно размешана до однородного состояния. На дне бочки с грунтовкой не должно быть осадка.
Для перемешивания грунтовки закрытую бочку следует покачивать «взад-вперёд» до полного растворения осадка. Допускается проверка осадка чистым деревянным шестом (стержнем). При полном растворении осадка грунтовка с деревянного стержня должна стекать однородной струей без наличия комков или сгустков.
Бочки с грунтовкой после хранения при температуре окружающего воздуха ниже 10 °С перед проведением изоляционных работ должны быть выдержаны в теплом помещении при температуре не ниже 15 °С и не выше 40°С в течение 24 ч.
Подготовка рулонных материалов к работе
Ленточные материалы должны быть доставлены к месту производства работ в упакованном виде. При отсутствии упаковки должны быть предприняты меры, обеспечивающие доставку материалов в незагрязненном и неповрежденном виде. Рулоны во время транспортировки должны быть укрыты от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков, пыли и грязи.
Освобождать рулоны от упаковки следует непосредственно перед насадкой на шпули изоляционной машины.
Рулонные материалы, после хранения при температуре окружающего воздуха ниже 10 °С, перед проведением изоляционных работ должны быть выдержаны в теплом помещении при температуре не ниже 15 °С и не выше 40°С в течение 24 ч.
При температуре окружающего воздуха ниже 10 °С рулоны следует выносить из теплого помещения (места хранения) непосредственно перед ручным нанесением защитного покрытия.
Подготовка поверхности трубопровода к нанесению покрытия
Поверхность трубопровода перед нанесением защитного покрытия должна быть очищена абразиво-струйным или механическим способом очистными машинами или вручную с помощью средств малой механизации от земли, ржавчины, старого покрытия, продуктов коррозии и других, в том числе масляных загрязнителей.
Очистка поверхности трубопровода должна соответствовать степени очистки не ниже 4 по ВСН 008-88 или степени 3 по ГОСТ 9.402-2004.
Допускается наличие на трубопроводе остатков битумного покрытия, заполняющих неровности на поверхности трубы.
Визуальному контролю качества очистки подвергается вся очищенная поверхность трубопровода.
Подготовленная для нанесения грунтовки поверхность трубопровода должна быть сухой; наличие влаги в виде пленки, капель, наледи, инея не допускается.
Нанесение грунтовки
На сухую очищенную поверхность следует нанести грунтовку.
На поверхность трубопровода с помощью кистей или валиков должен быть нанесен сплошной равномерный слой грунтовки без подтеков, пузырей и пропусков. Грунтовку перед нанесением следует тщательно перемешать; сгустки и посторонние включения в грунтовке не допустимы.
Расход грунтовки, в зависимости от шероховатости поверхности, должен соответствовать требованиям технической документации (инструкции и др.), разработанной с учетом рекомендаций производителей (поставщиков) изоляционных материалов.
Нанесение покрытия на влажную поверхность и во время выпадения атмосферных осадков не разрешается. При наличии на поверхности трубопровода остаточной влаги, конденсата или инея они, перед нанесением грунтовки, должны быть удалены с помощью полотенец из не тканного материала. Температура металлической поверхности должна быть не менее 10°С, но не менее чем на 3°С выше температуры точки росы.
Температура грунтовки при нанесении на трубопровод должна быть не ниже 10°С.
Сплошность и равномерность нанесения грунтовки по всей поверхности проверяется визуальным осмотром; толщину нанесенной грунтовки проверяют по ее расходу.
Нанесение битумно-полимерной ленты
Битумно-полимерная лента наносится сразу же после нанесения грунтовки на поверхность трубопровода путем спиральной намотки холодным способом
Наносить битумно-полимерную ленту необходимо в строгом соответствии с инструкцией по нанесению антикоррозионного покрытия, разработанной изготовителей изоляционных материалов, включенных в реестр ОВП в установленном порядке.
Наносить битумно-полимерные ленты необходимо мастичным слоем к трубе путем спиральной намотки с максимально возможным усилием, не допуская при нанесении образования гофр, морщин и складок. Перед нанесением битумно-полимерной ленты необходимо удалить с ее внутренней поверхности антиадгезионную пленку.
Величина перекрытия витков битумно-полимерной ленты должна быть не менее 3 см при однослойном нанесении, и не менее 50% ширины рулона плюс 3см – при двухслойном нанесении. Нахлест на существующие антикоррозионное покрытие должен составлять не менее 300 мм.
При необходимости работы с новым рулоном битумно-полимерной ленты конец уже нанесенной ленты необходимо приподнять на высоту от 25 до 30 см и под него подложить начало нового рулона. Концы полотнищ рулона, находящиеся на поверхности трубопровода, разглаживаются и прижимаются рукой до момента нанесения следующего витка ленты.
Нанесение защитной обертки
Перед нанесением рулонных материалов вручную необходимо выбрать правильный угол, величину нахлеста их витков.
Ленты следует наносить на поверхность трубопровода путем спиральной намотки без перекосов, морщин, гофр и отвисаний. При нанесении необходимо контролировать ширину нахлеста смежных витков, которая должна составлять не менее 3см.
При установке нового рулона конец уже нанесенной ленты необходимо приподнять на высоту от 25 до 30 см и под него подложить начало нового рулона. Концы полотнищ рулона, находящиеся на поверхности трубопровода, разглаживаются и прижимаются рукой до момента нанесения следующего витка ленты или обертки.
23.Расскажите, каким образом производится ремонт дефектов и повреждений изоляционного покрытия на основе битумно –полимерной ленты.
Ремонт повреждений покрытия на основе битумно-полимерных лент (площадью до 0,04м2) должен осуществляться наложением заплаты из битумно-полимерной ленты (желательно того же типа) с перекрытием повреждения не менее чем на 100 мм в любом направлении.
Ремонт покрытия должен осуществляться в следующей последовательности:
- удалить загрязнения в зоне ремонта;
- срезать острым ножом или шпателем нарушенные защитные обертки;
- нагреть горячим воздухом (техническим феном) ремонтируемый участок до температуры от 70°С до 80°С;
- заполнить место ремонта горячей битумно-полимерной мастикой, уплотнить и разровнять ее шпателем;