Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовые рынки и институты.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что привело к увеличению стоимости акций на рынке. Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 миллионов рублей; в том числе 35 миллионов рублей — в промышленности. К 1881 году количество акционерных обществ увеличилось до 635, а капитал - до 840 миллионов рублей. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ были обеспечены государственной гарантией и были связаны со сферой производительного государственного кредита [2].
История формирования российского фондового рынка началась в 1810 году, когда Россия выдала первый внутренний государственный заем. Прежде всего, это проявилось с возникновением бирж, на которых обращались ценные бумаги [2].
Официальное открытие товарной и вексельной биржи в России состоялось в 1703 году по инициативе Петра I. Большое количество бирж было организовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их насчитывалось 115. Санкт-Петербургская биржа, была самой главной и имела товарный, и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Крупнейшие петербургские банки играли важную роль на бирже [2].
К 1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вместе с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827 г.) была незначительна. Из-за неразвитости капиталистических отношений и ограниченного спроса на капитал до 1960-х гг. XIX в., большая часть государственных займов обращалась на иностранных биржах. Фондовые операции в России не имели большого масштаба и строгой организации [2].
Перед началом первой мировой войны центр тяжести торговли ценными бумагами, постепенно перемещался с иностранных бирж на российский, рынок. Одновременно Государственные ценные бумаги постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. Тем не менее государственные ценные бумаги продолжали играть важную роль на российском фондовом рынке. На всех фондовых биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные). Российские фондовые биржи фактически функционировали как рынок государственного кредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило, с участием представительных органов [2].
В XVIII в. Началось государственное регулирование рынка ценных бумаг. В 1769 г. в России был сформирован комитет, уполномоченный вести денежные переговоры в зарубежных странах и отвечавший за ведение всех дел по иностранным займам [2].
В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного долга, на основе Устава (1817 г.) которой была учреждена Государственная долговая книга. Это был важный шаг в документировании государственного долга: почти все государственные займы, выданные в России и за рубежом, учитывались в долговой книге [2].
Усиление государственного регулирования фондового рынка осуществлялось в течение 1900-1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране. Это нашло отражение в том, что 19 ноября 1907 года министр финансов утвердил «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже». Эти правила повлияли на деятельность других бирж в России [2].
-
Ценные бумаги в условиях СССР
После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. внутренние и иностранные государственные облигации аннулированы, и все операции с ценными бумагами в стране были запрещены. Процесс национализации экономики повлиял на прекращение деятельности всех акционерных обществ и их акции и облигации утратили свою юридическую силу. Вследствие чего из оборота, были выведены и корпоративные ценные бумаги. В Советской России рынок ценных бумаг прекратил свое существование [2].
Восстановление национальной экономики и проведение новой экономической политики началось после Гражданской войны [2].
Для увеличения использование свободных средств, чтобы восстановить экономику, правительственный аппарат в новой политической экономической ситуации пытался перейти к активному использованию ценных бумаг. В течение 1922—1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д [5].
Первые займы (в количестве трех выпусков), выпущенные в 1922-1923 гг., носили натуральную форму - исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это произошло из-за отсутствия нормальной денежной системы, девальвации валют и острой нехватки средств к существованию в виде хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении [2].
Сроки кредитования были краткосрочными (максимум один год), среднесрочными (от двух до пяти лет) и долгосрочными (шесть, семь, десять лет). Основной тенденцией стало постепенное увеличение доли среднесрочных и долгосрочных кредитов [4].
По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Заемные облигации этого периода характеризовались низкими ставками и высокой доходностью.
Для преодоления бюджетного дефицита имел существенное значение выпуск ГЦБ. По окончанию восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным сальдо.
Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита, они были использованы при проведении денежной реформы в 1922 — 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн руб. золотом сроком от девяти месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении [2].
Новая экономическая политика проложила путь для развития других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.
Вексельное обращение в первые годы советской власти прекратилось во время «военного коммунизма». С переходом к нэпу страна вернулась к мирной жизни, и возродился вексель. Вексельное обращение регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексельный устав 1902 г. 1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. Принимались меры повышения вексельной дисциплины. Стали создаваться акционерные общества. Они появились в 1920-х гг. и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций [2].
К формированию в новых экономических условиях бирж, привело возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг: в июле 1921 г. открылась первая советская биржа, в 1922 г. СНК был установлен регламент фондовых биржевых операций. Фондовые существовавшие при товарных биржах имели право заниматься торговлей: инвалютой (наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками [2].
В конце 1924 года государственные ценные бумаги стали выпускаться по рыночному курсу, а не по официально фиксированной цене. Все банки, кредитные союзы и сберегательные кассы могли участвовать в сделках. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. Чтобы соответствовать ситуации на фондовом рынке, кредитование было сокращено. В 1925/26 финансовом году было выдано только два новых займа: второй выигрышный крестьянский заем и второй 8-% внутренний заем 1926 г. (на общую сумму 200 млн руб.) [4].
Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение 1924—1927 гг. На 1924/25 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах [2].
С 1927 года страна вступила в фазу индустриализации. Правительство изменило курс развития рынка ценных бумаг. Основной формой размещения государственных ценных бумаг была «рассрочка» (после 1930 г. она стала единственной и состояла из добровольного и принудительного размещения и выплаты облигаций) [2].
С 1927 года государственные компании были обязаны размещать все свободные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативы и акционерные общества должны были вложить 60% резервных средств в приобретаемые государственные ценные бумаги. Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. На долгосрочные облигации пришлось более 94% государственных займов [2].
Согласно плану управления, в 1930 году экономика «окрепла», биржи были закрыты, а операции с ценными бумагами снова стали проводиться по фиксированному официальному обменному курсу без учета реальной ситуации на рынке. Обращение облигаций — покупка, продажа и залог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была сильно ограничена, и долгосрочное хранение облигаций было обеспечено их владельцами. В 1930 году в связи с национализацией экономики правительство решило ликвидировать резервный капитал фондов и запретить государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативам владеть ссудными облигациями [2].
Правительство проводило реформу в сфере государственного кредита в течение 1930-1941 гг., эта реформа выражалась в унификации облигаций государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту - двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8 - 10 до 3 - 4 % годовых [2].
Вексельное обращение также просуществовало недолго. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие, основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только для расчетных и кредитных отношений, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г [2].
В годы Великой Отечественной войны были необходимы огромные финансовые ресурсы. Главным источником существенных средств для финансирования военных расходов, служили государственные займы. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4 % годовых [2].
После окончания войны был принят четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1945-1950 годов. Требовалась конвертация всех займов [2].
В 1948 г. выпущен новый конверсионный заем - государственный 2 %-й заем для обмена облигаций, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации 3 %- го внутреннего выигрышного займа 1947 г.) [2].
С 1946 по 1957 гг. было выпущено пять займов на реконструкцию и развитие народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.), сроком на 20 лет каждый. Доход выплачивался только в качестве выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный заем 1947 г. и 4 %-й внутренний выигрышный заем 1947 г [2].
Сложилась ситуация, когда текущая стоимость обслуживания государственных займов стала превышать выручку от размещения новых облигаций. В связи с этим, в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», при котором дальнейшая выдача новых кредитов в основном была приостановлена, погашение ранее выданных кредитов было отложено на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи. Выплата всех послевоенных кредитов была завершена в декабре 1991 г. [2].
- 1 2 3 4