Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовые рынки и институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности формирования современного фондового рынка


На современном этапе новое возрождение рынка ценных бумаг берет начало в России в 1990-х гг., именно в эти году повсеместное развитие приобрела смешанная модель фондового рынка, отличительной чертой которой является параллельное присутствие и банков, и небанковских организаций [1].

В 1990-е годы Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг с учетом, как исторических российских традиций, так и опыта стран с развитой рыночной экономикой. [1].

Для того чтобы в стране существовал развитый рынок ценных бумаг необходимы такие его составляющие, как спрос, предложение, посредники, участники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулирования и саморегулирования. Эти компоненты были в основном созданы к 1994 г. Важную роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий - акционерные общества стали главными субъектами этого рынка [1].

Приватизация привела к появлению нового вида ценных бумаг - приватизационных чеков (ваучеров). Кроме того, она внесла свой вклад в создание акционерных обществ как ведущей организационно-правовой формы предприятий. Это является причиной выпуска не только новых акций и облигаций, но и производных ценных бумаг, а также расширению обращения корпоративных ценных бумаг. Таким образом, приватизация - это начальный этап возрождения рынка ценных бумаг в России, превращения их в финансовый инструмент, доступный широким слоям населения [1].

В 1992-1995 гг. проводилась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей - более чем на 40 млрд руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992 г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась [1].

Формирование российского рынка ценных бумаг в период перехода к рыночным отношениям можно условно разделить на несколько этапов (таблица 1) [1]

Таблица 1 – Формирования современного рынка ценных бумаг в России [1].


Этап

Период

Характеристика этапа



1990 - 1992 гг.

Государственные ценные бумаги: завершение погашения всех послевоенных кредитов, выдача последнего внутреннего кредита под 15% годовых, который полностью обесценен инфляцией.

Корпоративные ценные бумаги: создание предпосылок для формирования фондового рынка (образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков).

Общие факторы: началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами, образование товарных бирж



1993 - первая половина 199 г.

Государственные ценные бумаги: появление государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) сначала 3, а затем и 6 месячных. Корпоративные ценные бумаги: фондовый рынок существует в форме приватизационных чеков



Вторая половина 1994 г. - 17 августа 1998 г.

Государственные ценные бумаги: дальнейшее развитие рынка ГКО, увеличение их обращения до 1 года, выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) и облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Начинается практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций. Обуздание инфляции и сдерживание (порой искусственное) девальвации российского рубля и, соответственно, падение ставок привлечения кредитных ресурсов и доходности на рынке ГКО-ОФЗ.

Корпоративные ценные бумаги: начало обращения акций российских акционерных обществ, зарождение общепринятого рынка корпоративных ценных бумаг



18 августа 1998 - 2000 гг.

Восстановление функционирования финансового рынка в целом после дефолта. Купонные выплаты и погашение государственных ценных бумаг приостановлены. Часть средств, особенно нерезидентов была переведена на счета типа «С» и реструктурирована в ОФЗ с более длительным сроком обращения и меньшим купоном. Часть этих средств ушла на рынок корпоративных ценных бумаг. Однако к 2000 г., особенно после выборов Президента РФ, со стабилизацией политического и экономического курса, мер правительства в экономике, а также благоприятной для России обстановкой на международных сырьевых рынках ситуация начала стабилизироваться, паника утихла, начались попытки восстановления доверия иностранных инвесторов к России как к объекту инвестирования. Корпоративные ценные бумаги: сокращение объемов торгов ценными бумагами в связи с уходом достаточно больших денежных средств с рынка, особенно нерезидентов в начале. К 2000 г. курс ценных бумаг российских эмитентов значительно повысился. Пик пришелся на инаугурацию Президента РФ



2001 г.- настоящее время

Общее восстановление экономики (7,3 % роста ВВП России в 2003 г.) на фоне рецессии в США и остальном мире. Последовательная политика правительства и Центрального банка РФ, позволила увеличить золотовалютные резервы до рекордных показателей (свыше 60 млрд дол. США к концу 2003г.). Кредиты МВФ и эффективное обслуживание государственного долга России, включая внешний долг, погашались регулярно, причем последнее даже в более короткие сроки. Государственные ценные бумаги: падение доходности подлинным ценным бумагам до 7 % годовых.

Корпоративные ценные бумаги: признание неоцененности акций российских предприятий, приток на этот сегмент рынка достаточно крупных спекулятивных и инвестиционных средств из иностранных фондов. Резкий рост рынка корпоративных облигаций



Развитие фондового рынка Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия осуществляется в условиях глобализации, роста интернационализации рынков ценных бумаг, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров [6].

На сегодняшний день, фондовый рынок один из ключевых элементов финансовой системы страны, в связи с чем, на него влияет общая тенденция социально-экономического развития российского государства. В частности, речь идет о негативном влиянии рыночной конъюнктуры, наблюдавшейся в периоде с 2014 года (рост инфляции, девальвация российского рубля, снижение темпов роста реального ВВП, падение покупательной способности и отток прямых иностранных инвестиций) [5].

Вслед за отрицательными макроэкономическими процессами, происходила стагнация потребительского рынка, где уровень доходов населения страны не позволял увеличивать свое потребление прежними темпами [6]. Это стало причиной бюджетного дефицита и принятия мер по ужесточению денежно-кредитной политики ЦБ РФ, что привело к росту доходности бумаг долгового рынка (ОФЗ, ГКО), выступающих основными инструментами рынка государственных ценных бумаг.

Современный рынок ценных бумаг Российской Федерации активно развивается, растет его значение как одной из важней¬ших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с дру¬гими профессиональными участниками рынка активно формиру¬ет его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров, поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным финансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций

На основе этих и других освещенных ранее проблем можно сделать следующие выводы, что современный рынок ценных бумаг РФ, несмотря ни на что активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер макроэкономики страны. Государство совместно с другими профессиональными участниками рынка активно формирует его инфраструктуру. Являясь самостоятельной экономической системой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центов, поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельным финансовым центом и формирует собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций.



Значимость рынка ценных бумаг означает необходимость его регулирования. Так как рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и рассредоточения денежных ресурсов, при его регулировании нужно принимать во внимание конкретные финансовые задачи страны, в частности, которые отражают специфику становления и развития рынка.


  1. Современное состояние российского рынка ценных бумаг

    1. Анализ системы законодательного регулирования фондового рынка

Государство выступает в качестве инвестора, эмитента, профессионального участника, регулятора и высшего арбитра в спорах между участниками рынка на российском рынке ценных бумаг [13].

Государственное регулирование рыночной экономики, включая рынок ценных бумаг, понимается как система мер экономического, правового и организационного воздействия, которая устанавливает пределы, правила и ответственность за их несоблюдение [13].

Многообразие подходов к определению целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, которое присутствует в учебной и научной литературе, а также в нормативных актах в области рынка ценных бумаг, можно заменить одной общей и главной целью - обеспечить реализацию национальной экономической политики. Это связано с тем, что наличие развитого, стабильного и эффективного рынка ценных бумаг является важным условием для правильного функционирования финансовой системы и привлечения инвестиций в экономику [11].

На определенном этапе развития такая цель ставится в системе задач, представленных в Стратегиях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2006-2008 гг. и на период до 2020 г. [9, 10].

Существуют следующие формы государственного регулирования: прямое и косвенное управление. Прямое (административное) управление включает: установление обязательных требований для всех участников рынка ценных бумаг; регистрацию участников рынка и выпущенных ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности на рынке; обеспечение прозрачности и равной осведомленности всех участников рынка; поддержание общественного порядка и спокойствия на рынке. Косвенное (экономическое) управление осуществляется с помощью государственных экономических рычагов и капитала: налоговой системы (налоговых ставок, льготного налогообложения); денежно-кредитной политики (процентных ставок и др.); государственного капитала (государственного бюджета, внебюджетных фондов и др.); государственной собственности и ресурсов (госпредприятий, природных ресурсов и земли) [12].


Способы государственного регулирования рынка ценных бумаг определены Законом «О рынке ценных бумаг» №. 39-ФЗ: установление обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственная регистрация выпусков ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также контроль за соблюдением эмитентами предусмотренных ими условий и обязательств; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты прав собственников и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрет и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии [7].

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля [13].

С 2013 года функции по надзору и регулированию рынка ценных бумаг переданы Центральному банку Российской Федерации. Таким образом, на базе ЦБ был создан мегарегулятор, контролирующий не только банки, но и весь финансовый сектор, включая акции и страховые компании [13].

Центральный банк Российской Федерации не входит в систему исполнительных органов и действует на основании специального закона, имеет ряд полномочий, которые в той или иной степени влияют на многие параметры рынка ценных бумаг или влияют на его участников:

– совместно с правительством РФ разрабатывает и реализует единую национальную денежно-кредитную политику;

– для проведения денежно-кредитной политики он выступает в качестве эмитента своих собственных облигаций и проводит операции на свободном рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке;

– как регулятор банковской системы определяет специфику процесса выпуска ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг, осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг;

– путем участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ОАО «Московская биржа») осуществляет «косвенное регулирование» рынка ценных бумаг [8].

Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России осуществляет контроль и надзор за следующими организациями: организаторы торговли; клиринговые организации, в том числе осуществляющие функции центрального контрагента; центральные депозитарии; расчетные депозитарии; профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг (список из 37 организаций, включающий известные крупные банки и инвестиционные компании). Контроль и надзор за остальными профессиональными участниками рынка ценных бумаг осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях [12].


Минфин Российской Федерации во взаимодействии с Банком России реализует основные направления развития финансового рынка, утверждает условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг федерального значения и решения по выпуску отдельных выпусков. функционирует сам эмитент. В отношении государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг Минфин действует как регулирующий орган - осуществляет государственную регистрацию условий их выпуска и обращения, утверждает стандарты раскрытия информации об этих ценных бумагах [13].

В систему правоприменения на рынке ценных бумаг также входят налоговые органы, органы финансового контроля и мониторинга, антимонопольный орган, судебная система, правоохранительные органы.

Правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время включает:

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Федеральные законы:

  1. №39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;

  2. № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

  3. №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»;

  4. №46-ФЗ от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

  5. №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  6. № 156-ФЗ от 29.11.2001 «Об инвестиционных фондах»:

  7. № 152-ФЗ от 11.11.2003 «Об ипотечных ценных бумагах»;

  8. № 224-ФЗ от 27.07.2010 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ...»;

  9. № 7-ФЗ от 07.02.2011 «О клиринге и клиринговой деятельности»;

  10. № 325-ФЗ от 12.11.2011 «Об организованных торгах»;

  11. № 414-ФЗ от 07.12.2011 «О центральном депозитарии».

- приказы Банка России;

- постановления Правительства России;

- постановления ФЦКБ России и Минфина России (действующие);

- приказы ФСФР России (действующие);

- указания, положения, инструкции, распоряжения Банка России [13].

Функционирование отдельных институтов регулируется специальными законами: «Об инвестиционных фондах»; «О негосударственных пенсионных фондах»; «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии»; «О накопительно -ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которые также сопровождаются значительным по объему подзаконным регулированием [13].