Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансовые рынки и институты.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод, что в отчетном периоде сохраняется высокая концентрация капитализации.
В настоящее время рынок акций расширяется. И связанно это с тем, что происходит уменьшение рынка долговых финансовых инструментов. Инвесторы боятся вкладывать свободные денежные средства в долговые финансовые инструменты, в связи с риском неспособности эмитентов расплатится по своим обязательствам вследствие потери финансовой устойчивости на фоне экономического кризиса [16].
Одним из главных негативных факторов развития рынка акций и реального сектора экономики в целом является плохой инвестиционный климат и слабая юридическая защита миноритариев.
Негативное влияние оказывает ослабление рубля и отток капиталов из глобальных фондов, инвестирующий в Россию [16].
За период после глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. в РФ сложился достаточно развитый и успешно функционирующий облигационный рынок. В отличие от развитых рынков капитала на российском рынке облигаций преобладают корпоративные облигации (КО): их доля в совокупном объеме обращающихся облигаций составляет 52–55%, в то время как на развитых рынках преобладают государственные облигации. Их доля в общем объеме облигационного рынка составляет 60–80% [14].
Рисунок 1. Изменение структуры облигационного рынка (доля отдельных сегментов, в процентах от общего объема номинальной стоимости облигаций) [14].
За 2016 г. номинальный объем внутреннего облигационного рынка превысил 15,691 трлн руб., что составило 18,81% ВВП, а с учетом выпущенных еврооблигаций (185 млрд долл., или 11,220 трлн руб.) отношение объема облигационного рынка к ВВП составило 32,26%. Несмотря на такой рост, соотношение банковских кредитов компаниям реального сектора и облигационных займов в финансировании деятельности сохраняется в последние годы (2013–2016 гг.) на уровне 65:35. Такая пропорция объясняется тем, что основными эмитентами на рынке облигаций и держателями облигационных займов являются финансовые институты (банки, НПФ) 2. При этом в обеспечении инвестиционной деятельности доля банковских кредитов невелика (не более 5–6%), еще ниже доля финансирования инвестиций за счет облигационного рынка [14].
Важную роль в структуре инвесторов играют нерезиденты. Если до либерализации рынка в 2012 г. участие нерезидентов не превышало 7%, то на 1 июня 2017 г. доля нерезидентов на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ) по номиналу облигаций составила 30,7%3. В последние годы нерезидентам были интересны российские ОФЗ в сделках «carry trade», а также корпоративные облигации, которые демонстрировали приемлемые уровни отдачи в соотношении «риск-доходность» на фоне близких к нулевым ставок развитых рынков капитала [14].
Российский рынок облигаций условно подразделяется на рынок государственных и корпоративных облигаций. Причем рынок государственных облигаций развивался всегда более активно, чем рынок корпоративных облигаций [17].
Одним из самых проблемных сегментов российского облигационного рынка является рынок муниципальных облигаций – МО (рынок облигаций субъектов Федерации и муниципальных образований). Это самый малый сегмент облигационного рынка4, несмотря на то что за прошедшие 10 лет этот сегмент существенно вырос в объеме – с 23,6 млрд руб. в июне 2002 г. до 634 млрд по состоянию на декабрь 2016 г. (более чем в 24 раза по номинальной стоимости) [14].
Почему этот сегмент так важен для новой модели роста? Мы полагаем, что рынок МО может реализовать значительную часть региональных проектов, связанных с инфраструктурой, с образовательными и медицинскими программами, для финансирования которых за счет бюджетных средств на фоне нарастающего дефицита федерального бюджета будет оставаться все меньше ресурсов. О привлекательности этого рынка для эмитентов и инвесторов можно судить по рынку США. Его объем составляете около 10% от общего объема облигационного рынка. При этом наличествуют два больших сегмента МО – общие (general) и доходные (revenue). Выплаты по вторым привязаны к доходу от финансируемых проектов. Часть МО имеет государственную поддержку в виде гарантий федерального правительства. Заметим, что для инвесторов доходы по МО не облагаются федеральными налогами. Доходные облигации выпускаются под доходы от будущих инвестиционных проектов [14].
В РФ на последние годы наметилась тенденция к замедлению темпов роста рынка МО, причем это происходит на фоне роста государственного долга субъектов Федерации и муниципальных образований. В период с 1 января 2011 г. по 1 июня 2017 г. фиксируется резкий рост государственного долга субъектов Федерации – с 1 095 млрд руб. (плюс 169 млрд руб. – долг муниципальных образований) до 2 225 млрд руб. (долг муниципальных образований составил 346 млрд руб.)5. При этом в последние годы значительная часть регионов предпочитала заимствовать (см. табл. 4) в форме коммерческих кредитов (в отличие от публичного долга такая форма не предполагает открытости, раскрытия информации о финансовом положении и перспективах региона ) [14].
Таблица 4 - Структура государственного долга субъектов Федерации на 1 июня 2017 г. (в %) [14].
Рост доли бюджетных кредитов связан со сложным финансовым положением регионов и с необходимостью рефинансирования банковских кредитов с рыночными ставками бюджетными кредитами со ставками не выше 5% годовых. Дешевые бюджетные деньги порождают для регионов жесткие ковенанты по долговой нагрузке и фактически приводят к полному замораживанию инвестиционной активности [14].
По нашему мнению, одна из важнейших причин деградации МО – отсутствие единых правил игры во взаимоотношениях между регионами и федеральным центром, между субъектом Федерации и муниципальным образованием. Необходимо повысить финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований, привязать региональные и местные бюджеты к росту доходов населения и организаций. Это предполагает существенное повышение доли налогов, зачисляемых в местный и региональный бюджеты, а также изменение формулы оценки работы губернаторов и руководителей местной исполнительной власти (увязка с темпами экономического роста региона и повышением благосостояния жителей) [14].
Российский рынок облигаций находится в стадии становления. В основном на этом рынке доминируют государственные облигации. Для успешного развития российской экономики необходимо, чтобы рынок облигаций был представлен корпоративными облигациями значительно большего числа хозяйствующих субъектов, чем в настоящее время. Это позволило бы решить вопрос о привлечении в экономику страны недостающих финансовых ресурсов и существенно уменьшить зависимость от мирового финансового рынка. Предложено для активизации рынка облигаций проводить эмиссию корпоративных облигаций с малой номинальной стоимостью и не ограничивать объемы приобретения облигаций какими-либо суммами, чтобы малые частные инвесторы могли также начать участвовать на фондовом рынке, а не только вкладывать свои свободные средства в депозиты банков. Предложено более активно использовать такую форму реализации корпоративных облигаций, как через фондовые магазины, банки, страховые компании.
В нашей стране рынок ценных бумаг значительно отстает от своих западных собратьев, имея значительнее проблемы с объёмом финансов, а также с малоэффективной системой распределения ресурсов. Однако российский фондовый рынок обладает огромным потенциалом, правильно используя который, Россия сможет выйти в число стран, лидирующих не только благодаря развитому рынку ценных бумаг, но и развитой экономики в целом.
Основной задачей на данный момент является качественное изменение инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и улучшение системы перераспределения ресурсов.
- 1 2 3 4
Развитие вексельного сегмента долгового рынка региона
Расцвет рынка векселей связывают, в первую очередь, с перекосами кредитно-денежной политики, проводимой государством. Сегодня растет монетизация экономики, соответственно потребность в векселе как инструменте расчета должна бы падать, но в условиях краха фондового рынка, произошедшей девальвации и затем эмиссионной подпитки объем обращающихся на рынке векселей не в состоянии удовлетворить спрос. Так,
на 15 ноября 1999 г. во внебиржевой вексельной системе информационного агентства «Финмаркет» по векселям Сбербанка находилось 280 предложений на покупку и лишь 32 на продажу.
Рост капитализации банковской системы отстает от роста свободных средств на корреспондентских счетах. Избыток денежной массы, отсутствие возможностей для ее прибыльного использования, низкие ставки межбанковских кредитов, заставляют обращать внимание на практически единственный сегодня рынок, обеспечивающий приемлемые уровни риска и доходности - рынок векселей.
Я выбрала данный вексельный сегмент Краснодарского края, так как идея развития регионального вексельного рынка чрезвычайно важна для Краснодарского края, основу экономического потенциала которого составляет агропромышленный комплекс. Многоотраслевое сельское хозяйство края обеспечивает занятость практически половины трудоспособного населения, доля сельского хозяйства в региональном валовом продукте составляет 16%.
Следует отметить, что идея развития регионального вексельного рынка чрезвычайно важна для Краснодарского края, основу экономического потенциала которого составляет агропромышленный комплекс. Многоотраслевое сельское хозяйство края обеспечивает занятость практически половины трудоспособного населения, доля сельского хозяйства в региональном валовом продукте составляет 16% [17].
Большинство сельскохозяйственных предприятий края имеют неудовлетворительное финансовое положение. Рост цен на энергоносители, продолжающийся ценовой диспаритет на продукцию АПК и других отраслей экономики не в пользу сельскохозяйственной отрасли, отсутствие гибкой и эффективной системы государственной поддержки приводят к разорению сельхозпроизводителей, которые еще в недалеком прошлом были финансово устойчивыми [17].