Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


        В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

        Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.

        Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

        Игра – универсальный способ воспитания подрастающего поколения:

  •  познавательные(дидактические ) игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают;

  • подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей;

  • сюжетно-ролевые — упражняют в выстраивании взаимоотношений.

        Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка; так как психологически игра воспринимается детьми, как удовольствие.

        Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.

        Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.

        Игра – важнейшая потребность детей, которую можно реализовать как в условиях НОД, так и во всех режимных моментах детского сада. Как показывает опыт, занятия, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской.  Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.

        Игра даёт ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

        Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений ребёнка с внешним миром, развиваются его психические функции.


        Значение игры в том, что при правильном руководстве она становится:

  • способом обучения;

  • деятельностью для реализации творчества;

  • методом терапии;

  • первым шагом  к социализации ребёнка в обществе.

        

       Д.Б.Эльконин пишет: - «Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает мотив — стать взрослым.  К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы: желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую  деятельность. Таково  основное значение ролевой игры для развития ребенка» . 

             Характеристика взаимоотношений детей в играх.

     Возраст от  трёх до четырёх лет.

        В общении, играх детей  превалирует  эмоционально-практическое взаимодействие. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью.

        Наблюдая за детскими играми во второй младшей группе (3-4-й  год жизни) во время свободной деятельности, мы замечаем, что дети сначала выбирают  себе игрушку, затем  хаотично перемещаются по игровой комнате, пытаясь найти собеседника; рассказывают ему о своих впечатлениях, игрушках или о новых туфлях. При этом их совсем не интересует ответная реакция товарища — важно в принципе найти слушателя. Говоря друг другу о разных явлениях, событиях, дети считают, что они поиграли.            

        Дети, имея разный  психотип  высшей нервной деятельности  по  И.П. Павлову

- сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

- сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

- сильный, неуравновешенный (холерик);

- слабый (меланхолик),  и в игре проявляют эти качества своего характера.

         Кто-то предпочитает наблюдать со стороны за шумными играми других, но сам никогда не принимает в них участия и даже не будет пытаться, а только нервно сжимает домашнюю игрушку и ждёт маму.  

         Кто-то рассмотрит все  игры и игрушки в группе, попробует поиграть во всё, спросит у взрослого «а что это такое?», найдет себе партнера и будет играть, довольный собой и жизнью.  

        Кто-то из детей не интересуется игрушками, а не отходит от помощника воспитателя, будет с ним трудиться: помогать раздавать приборы, бокалы, салфетницы, находя в этой деятельности что-то привлекательное, роднящее его с домом и мамой.



        Кто-то будет бегать от одного ребёнка к другому; расталкивать, отнимать игрушки, книжки, отвлекать на себя внимание других детей, мешая всем  вместе и каждому в отдельности, создавая вокруг себя хаос;  будет кусаться и царапаться, пытаясь всех привести к общему знаменателю; построить всех в одному ему известный порядок.

        Вот тут и вступает в руководство детской деятельностью воспитатель. В конце игр, когда убраны игрушки, книжки, карандаши, я рассказываю детям, кто как играл сегодня.

        - Кто большой молодец?  Илюша Т. придумал игру, принял в неё товарищей, вместе они строили гараж (дом, башню, забор) — им было интересно. Или Злата М. построила замок, у неё там жили зверюшки, куколки. С ней дружно играли девочки и мальчики.  Кто-то увлеченно  рисовал, раскрашивал (Кристина Ш., Амина А.), но не убрали на место карандаши.         

        А вот Ваня Жигарев не договорился с детьми, ребята на него обижались. Надо сказать, что Ваня Ж. поступил в группу в марте, т.е. почти в конце учебного года. К этому времени дети адаптировались в своём коллективе, освоились с режимом дня и правилами сюжетно-ролевых игр второй младшей группы. А Ваня бросался от одной деятельности к другой, выхватывал у ребят игрушки с криком: - «Я хочу это!».

         В ответ на гневные просьбы детей «выгнать гиперактивного мальчика в другую группу» или поругать, наказать его, я прошу детей потерпеть — ведь мы воспитываем Ваню, и скоро он изменится в лучшую сторону.  

        Прошу детей рассказать Ване, как надо договариваться с друзьями, чтобы тебя приняли в игру; как надо попросить посмотреть или поиграть в домашнюю игрушку. Ведь мы не можем отнять эту игрушку у ребёнка: он принёс её из дома и унесёт домой. Эту игрушку ему купили или подарили, а значит это личная вещь, и ребёнок распоряжается ей по своему усмотрению.         А в детсадовскую игрушку можно играть, если она стоит на полочке — значит её ещё не выбрали и можно поиграть, пригласив с собой других детей. Закончив игру, поставьте игрушку на место. Это сигнал всем детям — игрушка свободна, её можно взять, не помешав остальным.

        Таким образом, мы вырабатываем систему правил для комфортного пребывания детей в групе детского сада. Усвоив эти правила, дети начинают проявлять творчество в игре.


        Тематика сюжетно-ролевых игр в детском саду такова:                                        1)вторая младшая гр. -  «Семья»,   «Детский   сад», «Магазин», «Водитель», «Больница»,  «Парикмахерская».                                              

 2) средняя гр. - те же  и новые:   «Зоопарк», «Театр» «Цирк».                                                                                                                         

3)старшая гр. - те же и новые:  «Библиотека»,  «Правила дорожного движения», «Армия», «Почта».

4)подготовит. к школе гр.  те же  и новые:  «Школа», «Ателье»,   «Космос».                                

         Возраст от четырёх до шести лет.

        В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с товарищами. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей, умение договориться о порядке игровых действий, о развитии сюжета.  Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника.

        Встречаясь в начале учебного года, мы вспоминаем с детьми правила игр в группе и постепенно вводим новые, т.к. дети подросли и усложнилось их психическое поведение.

         Правила, облегчающие жизнь детей в группе:  

        - поиграл — убери игрушку на место;

        - если игрушка стоит на полке, её можно взять и поиграть,

        - если  она лежит на ковре или столе — значит в неё кто-то играет;

        - если не ты придумал игру — попроси тебя принять;

        - перед началом игры договорись о распределении ролей;

        - желание пообщаться с другими детьми выражай не кулаком, а речью,

           «волшебными словами» - и тебя обязательно возьмут поиграть.

     Наша задача — сдружить детей; научить их играть не рядом, а вместе.  

        Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию  детей формируется самосознание. Самооценка появляется в период 4,5-5 лет на основе начальной эмоциональной самооценки, "я хороший" и разумной оценки чужого поведения.

        Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает прежде всего с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников.         Примерно, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений  становится адекватной.


        И вот, когда у детей старшей группы появляются  навыки бесконфликтного общения и мирного разрешения конфликтов, тогда возникают условия для более сложных  и длительных по времени сюжетно-ролевых игр.

        Детям всегда любопытно, что происходит в неведомых для них краях. Мы можем стать попутчиками детей (в старшей группе) или выступить в роли рассказчика, комментатора (в подготовительной группе).

       Самое лучшее подспорье в таких играх — крупный деревянный строитель: из него можно построить и корабль, и мотоциклы, и самолёт, и ракету. Автобус, маршрутное такси, автомобиль, электричку удобнее строить из стульев: поставил пары стульев друг за другом — вот и транспортное средство!    

       Сами собой возникают роли водителя, пассажиров с детьми. Как правило, все мальчики хотят стать водителями. Кому не досталась эта роль, начинают строить свои автомобили.  Самое время «подкинуть» детям  идею, а именно - цель поездки!   Это может быть — поликлиника, парикмахерская, магазин, цирк, дельфинарий, парк,  берег моря  и т.д.

         Вовремя подкинуть детям идею, чтобы снизить конфликтность ситуации — это лучшее, что может сделать взрослый в группе детей, где многие хотят быть лидерами!

         Надо вовремя предложить детям атрибуты: руль для водителя, штурвал для капитана корабля, сумочки и коляски с куклами для мам.

       Когда распределены роли в этих сюжетно-ролевых играх, наступает время творческого общения!  Роль воспитателя тут сводится к  незаметному руководству.

     В нужный момент подсказать тихим голосом термин, который дети недостаточно освоили или не могут без ошибки произнести.

      Игра побуждает детей к общению друг с другом, помогает найти единомышленников, сдружиться; способствует развитию познавательных интересов, диалогической речи,  расширению словаря, его активизации в речи.

      Такие игры-путешествия очень выручают на прогулке в ненастную погоду, когда слякотно на участке. Выбираем водителя автобуса, можно нескольких, или машиниста поезда. Просим кондуктора объявлять остановки: «Детский мир» - купи себе какую хочешь игрушку;  «Река» или «Море» — выходи поплавать и привези сувенир; магазин продуктов — выходи купить себе, что захочешь; магазин одежды — назови, что ты купил и т.д.  Обязательно побуждаем детей проговаривать их впечатления, водителя или кондуктора — сообщать громко об отправлении автобуса, поезда.