Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принадлежность к коллективу очень важна для формирования личности каждого ребёнка. В коллективе удовлетворяются потребности детей в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где они могут обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений.
В коллективе ребёнок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребёнок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Современные дети — это дети информационной социализации: резко изменилось их приобщение к миру. Детский сад и школа уже не являются единственными источниками информации. Теперь это — и СМИ, и культура, и религия. И сегодня педагогическая наука либо находится в сотрудничестве с семьей, телевидением, с религией, с интернетом, либо мы, педагоги, с ними конкурируем.
Новый документ (ФГОС ДО) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.
Что такое детская игра?
Ответ на этот вопрос пытались дать многие педагоги и ученые.
К.Д Ушинский (1824 — 1870).
Огромное воспитательно-образовательное значение К.Д. Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление.
Но Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому.
«Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уж никак не могучий полет орла». Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры.
«В игре ребенок живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К.Д.Ушинский: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений».
К.Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Большое воспитательное значение,- указывал К.Д.Ушинский,- имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии. Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом».
«Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось».
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре.
Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.
Г. В. Плеханов - (1856-1918 ).
Г. В. Плеханов, филосов и теоретик марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание.
Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.
Возникновение детской игры произошло в тот момент, когда исчезла возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. Г.В. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.
Чем выше развитие общества, тем сложнее и длиннее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.
Д. Б. Эльконин - ( 1904-1984 ).
Фундаментальное исследование Д.Б.Эльконина психологии детской игры позволяет нам понять важность, ценность этого явления для развития ребёнка, его социализации в обществе.
«Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности», — пишет Д. Б. Эльконин [21].
«При рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством . Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства».
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.
Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития.
«Усложнение орудий труда с неизбежностью приводило к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвигается во времени. Детство удлиняется.
Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобожденные от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра» [23].
Д. Б. Эльконин пишет о том, что в игре проявляются реальные отношения детей друг с другом, являющиеся практикой их коллективных действий.
«Хорошо известно, что уже в относительно раннем возрасте дети достаточно четко дифференцируют отношение к ним взрослых. Даже простые акты поведения, связанные с уходом (кормление, укладывание спать, одевание и т. п.), проходят совершенно по-разному с матерью и с отцом, с бабушкой или дедом.
Здесь, где каждый взрослый говорит с ребенком на другом языке, ребенок общается с каждым из них на этом языке. С каждым членом семьи ребенок устанавливает дифференцированные отношения. Вот эти-то отношения, с того момента как появляется ролевая игра, ребенок и воссоздает в игре.
Ребёнку игра может позволить играть господствующую роль, запрещенную жизнью, и стать хорошим примером эффективной компенсации, возможностью проявления самоутверждения.» [125].
Многие опытные педагоги используют наблюдения как за коллективными, так и за индивидуальными играми детей для их изучения. Можно указать на несколько планов использования данных наблюдений за игрой.
Во-первых, ролевая игра, являющаяся воспроизведением отношений и деятельности взрослых, помогает выяснению того, как ребенок представляет себе взрослых, смысл их деятельности и отношения с другими людьми, в том числе и с ребенком.
С этой стороны игра служит средством выяснения тех объективных отношений, в которых реально живет ребенок.
Во-вторых, так как в ролевой игре ребенок вступает в реальные отношения со своими партнерами по игре, то именно в этих реальных отношениях он проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания.
Так, он может стремиться к выполнению только руководящих ролей, к командованию над другими, проявлять агрессию или заботливость по отношению к партнеру, быть застенчивым и робким, помогать партнерам по игре или мешать, делиться игрушками или забирать себе все лучшие, стараться выполнять свою роль возможно лучше или небрежно и т. п. [126].
Игра есть самоутверждение; ее результат есть известное достижение, овладение новым образцом поведения взрослого. У ребенка нет других способов самоутверждения, кроме игры. А значит, всякая игра есть испытание воли, и тем самым школа волевого поведения, следовательно, школа личности.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.
Значение игры для ребёнка.
В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения — это отношения по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Змея Горыныча, то он будет утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками: катание машинки, насыпание песка в ведёрко, взаимодействие ребёнка со сверстниками носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помогать другому правильно поставить перевернувшуюся машинку, а другой — доброжелательно примет эту помощь.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр.
С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ним связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.