Файл: 1 вопрос. Методы психологопедагогических исследований, их общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 вопрос. Методы психолого-педагогических исследований, их общая характеристика
Все методы современной науки делятся на теоретические, эмпирические и интерпретационные методы. При проведении теоретического исследования учёный имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке. Теоретическая работа совершается «в уме».
В. Н. Дружинин предлагает считать теоретическими методами:
-
дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), т. е. восхождение от общего к частному. Результат – теория, закон и др.; -
индуктивный – восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация; -
моделирование – конкретизация метода, аналогия, умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного берётся более простой или доступный для исследования.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений: учёный при этом взаимодействует с самим объектом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор, так же как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие в основном протекает «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, делаются расчёты и пр.
Эмпирические методы: Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений; Опрос (устный – интервью, письменный –анкета); Оценивание (метод экспертов или компетентных судей, рейтинг); Измерение – сравнение объектов по каким-либо общим свойствам или сторонам; Тестирование - метод сбора данных с использованием тестов; Эксперимент дидактический – наблюдение в специально создаваемых контролируемых условиях.
Интерпретационно-описательные методы – это место взаимодействия результатов применения теоретических и эмпирических методов (с одной стороны, данные эмпирического исследования подвергаются первичной обработке и приводится в соответствии с требованиями теории. С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Эта группа методов играет важную роль в целостном психологическом исследовании. Ведущие методы: 1) генетический (обработанный материал объясняется с точки зрения генетических связей изучаемых явлений), 2) структурный (полученные данные объясняются в терминах и характеристиках взаимосвязи между целым и частями).
Классификация методов
1) по уровню научного познания: теоретического или эмпирического. Соответственно, могут быть выделены:
а) методы теоретического исследования (аппроксимация, аксиоматизация, экстраполяция, моделирования и др.);
б) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тест и т. д.).
2) по основанию действий с объектом:
а) методы изучения объекта (теоретические методы, эмпирические методы);
б) методы обработки данных (количественные и качественные);
в) методы интерпретации и презентации полученных данных (графики, таблицы, схемы, гистограммы и т. д.).
3) по основанию цели и продолжительности исследования:
а) получить данные об актуальном состоянии объекта – метод поперечных срезов;
б) проследить динамику их изменения во времени – лонгитюдный метод;
4) по основанию особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, что конкретно выступает в этом качестве
а) сам человек, его психические процессы, свойства и состояния, психологические черты, деятельность (методы наблюдения, беседы, тестирование, социометрия, референтометрия);
б) продукты деятельности людей (анализ продуктов деятельности);
в) некоторые характеристики, показатели человеческой деятельности (Метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей).
Естественно, все эти объекты неразрывно связаны и разграничение методов условно.
5) по основанию познавательных возможностей и назначений методов можно выделить:
а) методы объяснительной (естественнонаучной) психологии; (Заимствуют методы естествознания, поэтому основными являются наблюдение и эксперимент.)
б) методы описательной (гуманитарной) психологии; (Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание – это и процесс, и результат познания.)
в) методы практической психологии. (Основным среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др.)
Классификация методов психологического исследования предложена болгарским психологом Г. Д. Пирьову (по Б. Г. Ананьеву). Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное – субъективное, непосредственное – опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический); вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.); специфические методические подходы. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других.
4. Б. Г. Ананьев предложил классификацию методов психологии исходя из логики построения психологического исследования. Он выделил четыре группы методов.
5. Другую классификацию методов психологического исследования предлагают М. С. Роговин и Г. В. Залевский. Они исходят из положения, что метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания:
-
Герменевтический – соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставленный, мысленная операция и метод науки тождественны); -
Биографический – выделение целостного объекта познания в науки о психике; -
Наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; -
Самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; -
Клинический – на первый план выходит задач перехода от внешнего наблюдения к внутренним механизмам; -
Эксперимент как активная противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания. Преимуществом данной классификации является гносеологическое основание.
2 вопрос. Понятие метода беседы в психологии. Принципы анализа ситуации проведения беседы
Метод беседы— психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией.
Существует два вида беседы: Управляемая, Неуправляемая. В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента. В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
Первая и достаточно распространенная точка зрения сводит понятие ситуации к обстановке проведения беседы, ее пространственной организации и внешнему оформлению. В руководствах по технике интервьюирования, клинической психологии и психотерапии можно найти конкретные указания по выбору места и времени проведения беседы, оформлению кабинета. «Для успокаивающего действия психотерапевтическому кабинету лучше быть полутемным, с занавешенными окнами (чтобы пациента не было видно с улицы), настольной лампой и глубокой тишиной. Обставлен, он может быть в любом духе врача, но лучше проще, по-домашнему, — указывается в руководстве по психотерапии.
Согласно другой точке зрения, ситуация представляет собой систему или совокупность социальных значений тех моментов, которые ее составляют.
Третья точка зрения еще больше расширяет понятие ситуации, выводит его за пределы чувственно наблюдаемого и отделяет от поверхностно физикалистского представления об обстановке: оно включает в себя правила и нормы поведения, социальное значение и статус данной ситуации, И, наконец, еще одна грань понятия ситуации раскрывается в представлениях о так называемой психологической ситуации, не сводимой ни к «физической» (обстановке, среде), ни к социальной ситуации (т. е. нормам и правилам поведения, взятым из более широкого социального контекста).
Таким образом, можно выделить: — правила и нормы поведения в психологической беседе (исследовательской): что она означает, что разрешает, какие альтернативы поведения предлагает; — некоторые позиции и цели участников беседы, их влияние на характер диалога; — процесс и способы включения испытуемого в ситуацию беседы.
Связь со свободным интервью: Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательности складывается в процессе интервью. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отношение от темы опроса.
3 вопрос. Опрос как метод получения социологической и психологической информации.
Опрос – исследовательский метод, позволяющий выявить психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные или письменные вопросы.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы узнать, о чём именно спрашивать, как спрашивать, какие вопросы задавать и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи, ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях и т. д. Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, носителем которого выступает опрашиваемый.
Искажения информации, получаемой в опросе
С одной стороны, респондент – человек, участвующий в опросе в роли источника информации – может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них: – податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;
– склонность к выражению социально одобряемых мнений;
– влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;
– неотчетливое осознание собственных мнений, позиций и отношений;
– незнание каких-либо фактов или ложная информированность;
– антипатия к исследователю;
– сомнение в последующем сохранении конфиденциальности; – сознательный обман или преднамеренное умолчание;
– невольные ошибки памяти.
С другой стороны, опрашивающий (интервьюер или анкетер) – лицо, непосредственно проводящее опрос, – также способен стать субъектом всевозможных искажений собираемых данных. Особое значение для интервьюера приобретают такие важные качества как: сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационными возможностям и требованием к достоверности и надёжности информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.