Файл: Наглядное пособие "Книга "Животные Сибири" как средство учебнометодического обеспечения образовательного процесса на уроках изо в начальных классах.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Новосибирской области

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»
Учебно-наглядное пособие “Книга “Животные Сибири” как средство учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уроках изо в начальных классах

Клименко Людмила Андреевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 403

Руководитель:

Соколова Ирина Юрьевна

Выпускная квалификационная

работа защищена

Оценка ____________________

Председатель ГАК

«_____»___________ ___________________________



Допустить к защите

«___»___________

Председатель ПЦК

_________________

Допустить к защите

«_____»___________

Зам. директора по УР

_________________


Новосибирск 2019

Содержание

Table of Contents

Содержание 2

Введение 2

1.1Учебно-наглядное пособие как средство учебно-методического обеспечения на уроках изобразительного искусства в начальных классах 6

1.3. Требования к изготовлению учебно-наглядных пособий своими руками 9

2. Технология изготовления учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»” 12

2.1.Выбор замысла изготовления учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»” 12

2.3. Выбор материалов, техники для изготовления учебно-наглядного пособия 14

2.4.Этапы выполнения учебно-наглядного пособия «Книги «Животные Сибири»» 17

2.5. Расчет стоимости и себестоимости 18

3.Применение учебно-наглядного пособия “Книга «Животные Сибири»” в условиях образовательного процесса в начальных классах 19

3.1. Влияния занятий анималистическим жанром на развитие личности младшего школьника 22

Заключение 32

Литература 33


Введение
Введение в образовательный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определило обязательное внедрение и использование учебно-методических разработок в процесс обучения. При любых переменах и нововведениях в образовании, урок остается главной составляющей учебного процесса. Каким же должен быть современный урок? В первую очередь, результативным и действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, родителей, общества и государства.


Реализация данного требования возможна, если организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой учитель – это координатор, организатор или направляющий. Вторым важным требованием современного урока является наличие методической направленности, что предполагает формирование готовности к общению со сверстниками, взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.

Также еще одно важное требование в современном процессе обучения – использование современных учебно-наглядных разработок на уроках.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал представлен в красках. И это относится не только к таким предметам в школе, как например русский язык, либо математика, но также это немало важно на уроках изобразительного искусства. Ученикам гораздо интереснее рассматривать красочные картины, карты, либо даже читать книгу с красочными иллюстрациями и интересным тексом. Такую возможность предоставляет современному школьнику сегодня информационно-коммуникационные технологии и красочные учебно-наглядные пособия, выполненные своими руками, с помощью которых на уроках изобразительного искусства ученики могут максимально понять, как выполнить ту или иную работу.

Таким образом, перед нами определилась проблема дипломного исследования состоящая в разработке учебно-наглядного пособия «Книга «Животные Сибири», отражающая последовательность изображения животных.

Объект: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Предмет: учебно-наглядное пособие «Книга «Животные Сибири»»

Решение проблемы дипломного исследования составляет цель. Для достижения указанной цели следует выполнение следующих задач:

  • Систематизировать информацию о видах учебно-наглядных пособий используемых на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

  • Изготовить учебно-наглядное пособие «Книга «Животные Сибири»», обосновать технологический процесс изготовления учебно-наглядного пособия «животные Сибири»

  • Обосновать возможность применения учебно-наглядного пособия «Книга «Животные Сибири»» на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Методы исследования:

  1. Теоретическая (изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы)

  2. Эмпирические (включенное наблюдение, апробирование учебно-наглядного пособия на преддипломной практике).



  1. Учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в начальных классах



Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение направленно на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы планируемыми результатами организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления [1].

Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно?

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса [2].

Учебно-методическое обеспечение разделяют на следующие группы:

1. Учебно-методическая литература. Это учебно-методическое издания, которые содержат как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения [3].

2. Учебно-наглядные пособия. К таким пособиям относятся книги, картины, схемы, карты, плакаты и др.

3. Натуральные средства. Они способствуют формированию у обучающихся правильному представлению о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению[5].

4. Технические средства обучения. Это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

1.1Учебно-наглядное пособие как средство учебно-методического обеспечения на уроках изобразительного искусства в начальных классах

На уроках изобразительного искусства большую роль в формировании зрительных образов
играет применение учебно-наглядных пособий, которые не только делают урок более доступным и интересным, но и позволяют обучающимся более глубоко и точно понять тему урока, то, что им пытается донести учитель.

Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. 
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения,иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы обучающихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность обучающихся. 
Таким образом, наглядность применяется на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, выполнении домашних заданий и проверки усвоения учебного материала.

Отсутствие единой базынаглядных пособий для учителей изобразительного искусства способствует самостоятельному поиску и отбору репродукций, фотографий, муляжей, динамических пособий для демонстрации учителем на уроках изобразительного искусства.

Таким образом, можно выделить следующее определение, что же такое учебно-наглядные пособия на уроках изобразительного искусства – это особая группа средств обучения, в силу визуального характера изобразительного искусства, широко в нем применяющаяся[4].



    1. Виды учебно-наглядных пособий



Учебно-наглядные пособия учебного процесса следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности. Наглядные пособия делятся на: объёмные, печатные пособия, проекционный материал. Современными наглядными пособиями принято считать мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники. В классификации Н.П. Никаноровой наглядные пособия для уроков изобразительного искусства бывают натуральные и изобразительные. Изобразительные наглядные пособия включают разнообразные виды оригиналов и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии), а также рисунки детей и изображения дидактического характера. К натуральным наглядным пособиям, в данном случае, относятся и объекты искусственного характера: чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и т.д. В натурный фонд включают реальные предметы и модели: предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и их модели и др.); драпировки и иной текстиль (полотенца и др.); чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и др.; модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел и др.; Требования к натурному фонду как специфическому виду средств обучения: соответствие учебной программе курса (например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразной формы, размера, но и цвета, поскольку наряду с учебной проблемой «форма» в программу входят и ряд дидактических задач учебной проблемы «цвет»); обеспечение системы обучения от легкого к трудному, от простого к сложному на протяжении всего учебного курса дисциплины (например, муляжи овощей и фруктов натурного фонда должны быть и простого, и составного, и сложного цветов и др.); участие в формировании художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности (например, драпировки и другие предметы фонда должны быть красивы по цвету, фактуре и др., быть чистыми и несмятыми); наличие четких и ясных по форме, цвету и конструкции разнообразных по размеру и номенклатуре предметов (следует избегать вычурности форм, фактур и цветов предметов натурного фонда). К печатным пособиям относят репродукции, учебные таблицы, схемы, плакаты, альбомы, рисунки и др. Упростило демонстрацию наглядных пособий (репродукций, кинофильмов, презентаций, фотографий) на уроках ИЗО использование таких технических средств обучения, как компьютер, ноутбук, мультимедиа проектор.
Однако не надо забывать, что одним из самых эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок учителя на классной доске, на листе бумаги или на полях альбома обучающегося, а также учебно-наглядные пособия изготовленное руками учителя из современных материалов в виде: схемы, журнала, книги, карты и пр.

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления обучающихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать обучающихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления обучающихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь обучающихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главное от второстепенного.

1.3. Требования к изготовлению учебно-наглядных пособий своими руками

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Из этого следует, что при изготовлении учебно-наглядных пособий своими руками следует учитывать, чтобы оно было:

• Содержательно - насыщенное. Насыщенность пособия должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся и содержанию программы начального общего образования. Оно должно обеспечивать эмоциональное благополучие, а также условия для самостоятельной деятельности. Пособие в своем содержании должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами.